Планирование как неотъемлемая часть целеполагания

Целеполагание невозможно без планирования. Для достижения задач человек должен планировать определенные действия. Результат будет успешным только при четком пошаговом их выполнении.

На начальном этапе планирование не сможет учесть все нюансы, поэтому является условным. Тем не менее оно обязательно, потому что помогает:

  • сконцентрировать внимание на действительно значимых моментах;
  • определить направления, по которым следует двигаться, и совершаемые при этом действия;
  • исключить сомнения и тревогу;
  • повысить уровень мотивации на успешное достижение цели;
  • определить действия, которые необходимо выполнить для достижения результата;
  • эффективно применять имеющиеся навыки и ресурсы;
  • самоопределиться в собственной жизни;
  • обрести уверенность в правильности собственных действий.

Человеку свойственно удовлетворять сначала свои естественные потребности, а уже потом — более высокого порядка (умственные, нравственные и т. п.). Следовательно, для достижения материального, личностного или социального успеха необходимо прежде утолить физиологическую нужду организма.

Глобальные цели в постоянно меняющемся мире также имеют свойство трансформироваться или вовсе исчезать. Это нормальная ситуация, людям нужно привыкнуть к тому, что поставленная когда-то цель всей жизни может быть лишь этапом к следующей. К счастью, современные технологии облегчают человеку осознание его истинных желаний. Важно уметь гибко корректировать запросы, превращая в достижимые цели. Мотивация является двигателем целеполагания, вдохновляющим человека идти к результату. Поэтому еще один важный аспект — не терять азарт в процессе движения к цели.

Функционально цели классифицируются по определенным критериям:

Временной интервал:

  • Долгосрочные (стратегические). Распределение целей производится на срок 5-10 лет. В случае повышенной динамичности и плохой прогнозируемости внешнего развития компании срок сокращается до 1-2 лет.
  • Тактические. Распределяются на срок от 1 года до 5 лет. В целях больше встречаются конкретные количественные параметры.
  • Краткосрочные (оперативные). Представляют собой задачи, выполняемые в срок от нескольких часов до 1 года. Имеют конкретные количественные показатели.

Суть цели:

  • финансовые, связанные с доходами, расходами и налогами;
  • социально значимые (к примеру, материальная помощь нуждающимся);
  • организационные;
  • экологические;
  • научные и т. д.

Повторяемость цели:

  • периодические;
  • разовые;
  • регулярные.

Структура организации:

  • общие — для всей организации;
  • отдельные — для конкретных подразделений.

Цели различных категорий не должны противоречить друг другу.

Из остальных критериев стоит выделить функции отдельных подразделений, внутри которых цели могут быть маркетинговыми, производственными, финансовыми и другими. Также они применимы к различным хозяйственным сферам: внешняя деятельность (продукция, клиентская база, конкуренты), внутренняя деятельность (персонал, производство).

Этапы целеполагания на предприятии выглядят следующим образом:

  • Формулирование миссии компании. Включает в себя смысл деятельности организации, ее ценности и убеждения.
  • Создание направления для целеполагания в деятельности компании. На данном этапе определяют, в какую сторону организация будет двигаться в течение определенного отрезка времени.
  • Создание комплекса целей на всех уровнях с использованием «Древа целей».
  • Составление схемы целеполагания. Выбирается основная, общая для всех установка, от которой распределяются цели верхнего уровня по разным структурам организации. Каждая новая разбивается на несколько задач более низкого уровня, исходя из соответствующих подсистем, подцелей и т. д.
  • Анализ противоречий. Определяются взаимные разногласия целей, которые бывают внешними (конфликт возникает с внешней средой) и внутренними (противоречия внутри компании). Расхождения могут быть временными, возникающими между целями тактического, стратегического и оперативного характера.

Целеполагание объясняет легальность работы компании и актуальность ее деятельности и для сотрудников предприятия, и для внешнего мира. Работникам, к примеру, помогает понять, подходит им этот вид деятельности или нет. Цели ставятся таким образом, чтобы, с одной стороны, привлекать на предприятие новых людей, а с другой — ограничивать их работу. Перед определением задачи «повышение качества» требуется проверить соблюдение внутренней дисциплины в организации и отношение сотрудников к рабочему процессу.

Целеполагание облегчает понимание сотрудниками характера их деятельности и возможные риски, связанные с ней (к примеру, работа в шахте).

Цели мотивируют людей, дают возможность находить способы реализации собственных потребностей. В итоге, когда компания добивается результата, удовлетворенными остаются и материальные нужды сотрудников, обусловленные высоким доходом, и их моральные потребности, выражающиеся в гордости за свое предприятие.

Целеполагание помогает работникам понять, в каком направлении движется организация. Если, например, перед компанией стоит задача обогнать конкурентов, персонал сразу же определяет это и работает в соответствующем направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: