Целью может быть все, чего индивид желает достичь, что он хочет реализовать. В итоге она не всегда достижима. Это продукт осознанной деятельности, волевых качеств и мотивации. Как и в случае с внутренними психическими процессами, понятие цели может проецироваться на внешний мир.
Цель — это идеализированное воплощение результата какой-либо деятельности и способов его достижения с помощью конкретных инструментов. Она тесно связана с желаниями и намерениями человека, с его представлением идеального будущего, с волей личности и сознанием. С одной стороны, это основа любого действия, с другой — результат.
Цели можно сгруппировать по трем уровням:
- Оперативный. В этой группе находятся повседневные и быстро выполняемые задачи, подчиняющиеся более крупным тактическим целям, являясь их конкретизирующим воплощением. Крайне редко бывают независимыми.
- Тактический. Цели группы опираются на стратегические направления, конкретизируя их ценностные компоненты. Фактически представляют собой пошаговые действия для выполнения общей стратегии.
- Стратегический уровень. Здесь находятся вехи, определяющие жизненный путь человека или прогресс группы людей. Стратегические цели самые значимые. Определяю т деятельность и крупных компаний.
Свойства целей (корректность, взаимная согласованность, пластичность и глубина) зависят от характера формирования и изменчивости личности.
|
|
Глубина показывает уровень влияния цели на различные области жизнедеятельности. Этим свойством характеризуются задачи стратегического плана.
Согласованность — это свойство, показывающее взаимосвязь данной цели с другими, их взаимное влияние.
Пластичностью называется свойство изменяться со временем. По причине постепенного формирования ценностей целям глобального стратегического уровня также свойственно трансформироваться.
Корректность говорит об уровне согласованности установок тактического и стратегического плана.
Цели характеризуются индивидуальностью. Каждый человек вкладывает в формируемую задачу собственный смысл и актуальные ценности, даже если она похожа на множество других.
Целеполагание можно назвать творческим процессом. Чем глобальнее и амбициознее планы, тем больше кретива в реализации. Постановка тактических и оперативных задач ближе к аналитической и логической работе, чем к творческой. Иными словами, целеполагание на стратегическом уровне формирует синтетическое и созидательное мышление.
Для грамотной организации целеполагания человек должен разбираться в собственных мотивах и ценностях, воспитывать волю и креативность, иметь развитое воображение. Немаловажно обладать структурированным логическим мышлением.
|
|
Способность к целеполаганию любой индивид может развить как обычный навык путем практик и тренировок.
Смысл заключается в выражении экзистенциальной сущности человека. При этом происходит интенсивное вырабатывание реальности, являющееся одной из главных потребностей индивида. Целеполагание призвано увеличить энергетическую составляющую мотивации, уменьшить или вовсе исключить неопределенность и тревожность.
Человек, сознательно отказывающийся от планирования, переполнен внутренними конфликтами и противоречиями в связи с негативным опытом прошлого. Возможно, имели место неудачные попытки реализации поставленных целей из-за недостатка информации о собственных ресурсах и потенциале.
Наиболее эффективные методы целеполагания
1. Технология SMART.
Следует помнить, что важна не только точно сформулированная цель, но и точное представление путей достижения. Должны быть ясно определены инструменты и ресурсы, помогающие прийти к намеченному результату в отведенный срок. Этому способствует специально разработанная технология целеполагания SMART, в аббревиатуре которой заложены 5 критериев качества:
- Specific: максимально конкретная цель, указывающая на определенный результат.
- Measurable: цель должна приводить к измеримому результату – либо количественно, либо качественно. В первом случае фиксируется цифра, которую нужно достичь (увеличение продаж на 5 %, покупка смартфона не дороже 14000 рублей и т. д.). Во втором — приводится эталон (автомобиль M-класса, часы как у Дональда Трампа и т. п.).
- Achievable: цель должна быть достижимой, а результаты и способы — реальными.
- Relevant: необходима актуальность достижения цели на момент прихода к результату.
- Time-bound: цель должна быть срочной, то есть четко ограниченной по времени достижения.
Алгоритм действий при этом следующий:
- конкретизируются результаты, к которым нужно прийти (S);
- обосновывается необходимость и релевантность целей (R);
- оценивается и прогнозируется степень достижимости результата (A);
- определяются целевые показатели и выбираются критерии для оценки (M);
- определяются сроки достижения полностью сформированной цели (T).
2. Метод Брайана Трейси.
Автор издания «Управляй своим временем и удвой результаты» Брайан Трейси создал алгоритм, напоминающий SMART. Его суть раскрывается в выполнении следующего предлагаемого автором упражнения.
На бумажном листе необходимо написать 10 целей на будущий год таким образом, если бы они уже были реализованы. К примеру, «я посетил 10 стран за 10 недель». Из выписанных «реализованных» целей выбирайте наиболее важную, способную изменить вашу жизнь. Зафиксируйте ее, продублируйте на втором листе бумаги и прорабатывайте по методу SMART.
3. Метод Г. Архангельского.
Преимущества метода SMART очевидны, однако его эффективность показывает себя лишь при известных начальных условиях целеполагания, задачи и мотивы которого предельно ясны субъекту. В реальности задача часто не сформулирована, а начальные условия стремительно меняются. На помощь приходит проектный метод постановки целей, состоящий из следующих этапов:
- Определяется абстрактная «рамка» создаваемой цели через:
— выявление четких ценностей (мета-целей) и прояснение системы приоритетов;
— определение основных сфер жизни, находящихся под влиянием данных ценностей;
— нахождение закономерностей, характеризующих это влияние.
- Цели конкретизируются таким образом, чтобы не входить в противоречие с ценностями в определенной области деятельности и жизненными принципами, а затем обеспечивается их соответствие.
- Цели распределяются по уровням достижения, а текущие задачи сравниваются с ценностями. В SMART-технологии, наоборот, изначальная цель разбивается на отдельные задачи.
- Создается временной диапазон, внутри которого необходимо достичь результата (ближайший год, месяц, текущая неделя и т. д.). Метод SMART, в отличие от этого способа, предлагает определять точные сроки.
- Все задачи делятся на «мягкие», выполнение которых запланировано в течение какого-то временного промежутка и учитывает контекст, и «жесткие», запланированные к определенным датам и срокам.
- Задачи распределяются по уровням значимости: стратегическому, тактическому и оперативному. Уровням соответствуют временные диапазоны: год, неделя, день.
|
|