О человеческих потребностях

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ

«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС»

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

Студенты должны

ЗНАТЬ:

- основные понятия и термины,

- цель сестринского процесса,

- этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждо­го этапа,

- значение стандартных планов ухода за пациентом,

- структуру примерной учебной сестринской документации к осу­ществлению сестринского процесса.

 

УМЕТЬ:

- объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и практику.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

1. Дайте определение понятия «сестринский процесс».

2. Сформулируйте цель сестринского процесса.

3. Перечислите этапы сестринского процесса

4. Кратко опишите содержание I этапа сестринского процесса, его значение.

Назовите источники информации о пациенте.

Учение об основных жизненно-важных потребностях человека как фундамент сестринского обследования.

5. Кратко опишите содержание II этапа сестринского процесса. Дай­те определение термина «проблема пациента».

Охарактеризуйте различия между проблемой пациента и медицин­ским (врачебным) диагнозом.

Приведите классификацию проблем пациента.

Приоритетные проблемы пациента.

6. Кратко опишите содержание III этапа сестринского процесса.

Определение целей сестринского вмешательства по приоритетным проблемам пациента, их значение.

Требования к формулированию целей ухода.

Виды и компоненты целей.

Некоторые примеры целей сестринских вмешательств.

Индивидуальный план ухода за пациентом.

Значение стандартных планов клинического ухода за пациентом при написании индивидуального плана.

Согласование целей и плана ухода с пациентом и его семьей.

7. Кратко опишите содержание IV этапа сестринского процесса. Типы и методы сестринских вмешательств.

8. Кратко опишите содержание V этапа сестринского процесса.

Момент оценки.

Три аспекта оценки.

Коррекция ухода в случае необходимости.

9. Охарактеризуйте структуру и значение документации к осущест­влению сестринского процесса.

10. Опишите преимущества внедрения сестринского процесса в прак­тическое здравоохранение.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Сострадание сердце утешает, но помогает сострадание разума»

В. Швебель

 

Сестринский процесс является одним из основных понятий совре­менной концепции сестринского дела.

Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х го­дов и за пять десятилетий полностью доказала свою эффективность. В на­стоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и практики в 50-ти странах мира.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медсестры в прак­тическом здравоохранении, требуя от медсестры умения индивидуализи­ровать, систематизировать уход.

Сестринский процесс - научный метод организации и исполнения си­стемного ухода за пациентами.

Цель сестринского процесса - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть обеспечение максимально возможного для паци­ента в его состоянии физического, психосоциального и духовного ком­форта.

Другими словами: цель сестринского процесса - помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.

Эту же мысль можно выразить по-другому: цель сестринского про­цесса - подержание и восстановление независимости пациента в удовлет­ворении основных потребностей организма или спокойная смерть, если другой исход невозможен.

Сестринский процесс подразделяется па 5 этапов:

1) сестринское обследование;

2) сестринская диагностика, или постановка сестринских проблем;

3) планирование ухода;

4) реализация (выполнение) плана ухода;

5) оценка эффективности и коррекция ухода в случае необходимости.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП – СБОР ИНФОРМАЦИИ

 

Уход является квалифицированным в том случае, если он отвечает трем необходимым требованиям:

- научность;

- системность;

- индивидуальность.

Очевидно, что для реализации этих требований медсестра должна яс­но представлять себе пациента во всем своеобразии его личностной, житейской, клинической и социальной ситуации.

Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача:

- расспрос пациента;

- физическое исследование пациента по органам и системам;

- знакомство с медицинской историей болезни;

- беседа с врачом;

- беседа с родственниками пациента;

- чтение медицинской и специальной литературы по уходу.

Встает вопрос - почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимые ей для организации ухода сведения из медицинской истории болезни? Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различ­ные цели.

Задача врача - поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причи­ной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления.

Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей сестринской компетенции, постараться облегчить его со­стояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушений функций различных, органов и систем (инфекция, опухоли, аллергия и так далее), сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функции организма и основная причина дискомфорта.

Такими внешними проявлениями наличия патологическою процесса в организме могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон.

Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, долж­на существенно отличаться.

Какого же рода информация необходима медсестре для организации качественного ухода за пациентом?

 

Запомните!

В основе сестринского обследования лежит учение

о человеческих потребностях

 

Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей. Согласно клас­сификации американского психолога Л. Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

ДЫШАТЬ

ЕСТЬ

ПИТЬ

ВЫДЕЛЯТЬ

ДВИГАТЬСЯ

БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

БЫТЬ ЧИСТЫМ

ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

ОБЩАТЬСЯ

иметь жизненныЕ ценности

РАБОТАТЬ

ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и си­стем. Сестра, и силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне про­являет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление легких приводит к нарушению функции дыхатель­ной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Паци­ент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорт, что и служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы сестры - комфорт се пациента, по­стольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить сто причины,- другими словами, оценить по специальной методике сест­ринского обследования, которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушения удовлетворения основных человеческих потребностей. После первичной документации всех собранных данных в сестринской истории болезни медсестра в перечне потребностей отмечает те из них, удовлетворение которых пострадало в данном случае.

Документация к осуществлению сестринского процесса - своеобразный научный протокол самостоятельной профессиональной деятельности медсестры, отражающий все 5 этапов сестринского процесса. Иногда ее называют сестринской историей болезни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: