Четвертый этап – реализация плана ухода

 

Все, что медсестра наметила сделать па бумаге, теперь она должна претворять в жизнь - самостоятельно или с посторонней помощью.

Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:

- зависимые;

- независимые;

- взаимозависимые.

 

ЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

- такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, инъекции антибиотика каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.

Однако сестра в этом том случае не должна автоматически выполнить указания врача. Она обязана определить, правильно ли определена доза, учтены ли противопоказания к назначению препарата, совместимо ли это лекарственное средство с другими, оптимален ли путь введения и т.д.

Прояснение указаний входит в компетенцию медсестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и ответственна за последствия ошибки.

 

НЕЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

- действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача.

Иллюстрацией могут служить следующие примеры:

1) оказание помощи пациенту в самообслуживании,

2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ,

3) обучение и консультирование пациента и его семьи,

4) организация досуга пациента.

 

ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

- сотрудничество с врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом пли ин­структором ЛФК, когда действия сторон одинаково важны для до­стижения конечного результата.

Примером может служить случай реанимационных мероприятий. Кто важнее - тот, кто осуществляет искусственную вентиляцию легких или тот, кто выполняет непрямой массаж сердца?

 

ПЯТЫЙ ЭТАП - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА

 

Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента.

Основные аспекты оценки:

- оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода;

- обследование ответной реакции пациента па медперсонал, лечение и сам факт пребывания в стационаре. Всем ли доволен пациент?

- Что хотелось бы изменить? Как переносит процедуры? Считает ли, что к нему достаточно внимательны?

- активный поиск и оценка новых проблем.

Вчера Вашего пациента больше всего беспокоила бессонница, а сегодня у него сильнейшая головная боль, и Вы должны реагировать на это.

Систематический процесс оценки требует от медсестры умения мыс­лить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнуты­ми. Если поставленные цели достигнуты, и проблема решена, медсестра в документации к осуществлению сестринского процесса расписывается и проставляет дату.

Например:

Цель: пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе к 5.09

Оценка: пациент измерил артериальное давление и оценил его резуль­таты правильно 5.09.

Цель достигнута.

Подпись медсестры.

 

Когда стремление к цели постигает неудача, медсестра должна выяс­нить причину, для чего весь непосредственный сестринский процесс по­вторяется заново в поисках допущенной ошибки. В результате может быть изменена сама цель с тем, чтобы сделать ее более реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, могут быть внесены необходимые коррективы в план сестринской помощи.

Например, при обучении измерению артериального давления мед­сестра обнаруживает: пациент не видит обозначения на шкале тонометра, либо плохо слышит, что не позволяет ему контролировать результаты измерения. Из-за неполной базы данных, собранных па I этапе, сформу­лирована нереалистичная цель. Медсестра ставит новую цель - обучить членов семьи пациента, и в соответствии с этим - пересматривает сроки и намечает план обучения.

Таким образом, сестринский процесс - необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса - пациент как уникальная лич­ность, активно сотрудничающая с медперсоналом.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

 

1) системность, тщательная продуманность и спланированность пре­доставляемого сестринского ухода;

2) индивидуальность, учет конкретной клинической, личностной и социальной ситуации пациента;

3) научность, возможность широкого использования стандартов про­фессиональной деятельности;

4) активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспе­чении ухода;

5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосре­дотачиваемых на основной проблеме нациста;

6) повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а, значит, престижа профессии в целом;

7) универсальность метода.

 

Сестринский процесс есть способ (метод) организации деятельности медсестры, содержание этой деятельности не имеет принципиального зна­чения. Это значит, что метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, Домах ребенка, отделениях интенсивной те­рапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.

 

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!

Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться о качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам

В лечебно-профилактических учреждениях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: