Все, что медсестра наметила сделать па бумаге, теперь она должна претворять в жизнь - самостоятельно или с посторонней помощью.
Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:
- зависимые;
- независимые;
- взаимозависимые.
ЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
- такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, инъекции антибиотика каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.
Однако сестра в этом том случае не должна автоматически выполнить указания врача. Она обязана определить, правильно ли определена доза, учтены ли противопоказания к назначению препарата, совместимо ли это лекарственное средство с другими, оптимален ли путь введения и т.д.
Прояснение указаний входит в компетенцию медсестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и ответственна за последствия ошибки.
НЕЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
- действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача.
Иллюстрацией могут служить следующие примеры:
1) оказание помощи пациенту в самообслуживании,
2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ,
3) обучение и консультирование пациента и его семьи,
4) организация досуга пациента.
ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
- сотрудничество с врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом пли инструктором ЛФК, когда действия сторон одинаково важны для достижения конечного результата.
Примером может служить случай реанимационных мероприятий. Кто важнее - тот, кто осуществляет искусственную вентиляцию легких или тот, кто выполняет непрямой массаж сердца?
ПЯТЫЙ ЭТАП - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента.
Основные аспекты оценки:
- оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода;
- обследование ответной реакции пациента па медперсонал, лечение и сам факт пребывания в стационаре. Всем ли доволен пациент?
- Что хотелось бы изменить? Как переносит процедуры? Считает ли, что к нему достаточно внимательны?
- активный поиск и оценка новых проблем.
Вчера Вашего пациента больше всего беспокоила бессонница, а сегодня у него сильнейшая головная боль, и Вы должны реагировать на это.
Систематический процесс оценки требует от медсестры умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, и проблема решена, медсестра в документации к осуществлению сестринского процесса расписывается и проставляет дату.
Например:
Цель: пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе к 5.09
Оценка: пациент измерил артериальное давление и оценил его результаты правильно 5.09.
Цель достигнута.
Подпись медсестры.
Когда стремление к цели постигает неудача, медсестра должна выяснить причину, для чего весь непосредственный сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. В результате может быть изменена сама цель с тем, чтобы сделать ее более реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, могут быть внесены необходимые коррективы в план сестринской помощи.
Например, при обучении измерению артериального давления медсестра обнаруживает: пациент не видит обозначения на шкале тонометра, либо плохо слышит, что не позволяет ему контролировать результаты измерения. Из-за неполной базы данных, собранных па I этапе, сформулирована нереалистичная цель. Медсестра ставит новую цель - обучить членов семьи пациента, и в соответствии с этим - пересматривает сроки и намечает план обучения.
Таким образом, сестринский процесс - необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса - пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
1) системность, тщательная продуманность и спланированность предоставляемого сестринского ухода;
2) индивидуальность, учет конкретной клинической, личностной и социальной ситуации пациента;
3) научность, возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
4) активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме нациста;
6) повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а, значит, престижа профессии в целом;
7) универсальность метода.
Сестринский процесс есть способ (метод) организации деятельности медсестры, содержание этой деятельности не имеет принципиального значения. Это значит, что метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, Домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!
Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться о качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам
В лечебно-профилактических учреждениях