Состав и классификация

Рассмотрим следующие понятия:

- сигнализация (автосигнализация);

- моноблочная (компактная) и модульная (разнесенная) система, блок-модуляр;

- сирена автономная и неавтономная;

- иммобилайзер;

- электронные карточка, метка и ключ;

- охранный комплекс;

- пейджер, двусторонняя связь;

- дистанционный и автоматический запуск двигателя.

Средства защиты автомобиля от угона совершенствуются постоянно и непре­рывно. В наш технократический век электроника развивается бурными темпа­ми, не остается в стороне от глобальных процессов и электроника автомобиль­ная, в частности,автосигнализации.

В настоящее время трудно себе представить, что еще 20 лет назад автосигнали­зации были до смешного примитивны. Еще труднее вообразить, что скажут о современных охранных системах, кажущимися сегодня верхом совершенства, 20 лет спустя.

К средствам электронной защиты автомобиля причислим автосигнализации, иммобилайзеры, а также электронные охранные комплексы, объединяющие в себе и то, и другое. Хотя, строго говоря, элементарную "секретку" также можно назвать средством электронной защиты.

Автосигнализации — это самый распространенный на сегодняшний день вид электронной защиты автомобиля. Предназначение автосигнализаций рассмотрим ниже, в разделе, посвященном их основным функциям, а пока рассмотрим состав. Автомобильная сигнализация (далее сигнализация или охранная система) — это электронное усгройсгво, включающее блок а брелок.

Рис. 1.1. Основные компоненты устройств электронной защиты

На блоке расположены контактные группы для подключения жгутов проводов. Провода жгута подключаются к автомобильной электропроводке и периферий­ным устройствам сигнализации, таким как сирена, светодиодный индикатор, концевые выключатели, всевозможные датчики. Количество и тип периферий­ных устройств определяется ценовой группой и комплектацией сигнализации.

По местонахождению электронной начинки сигнализации делятся на две боль­шие группы — моноблочные (компактные) и модульные (разнесенные). У ком­пактных систем электроника располагается в находящейся под капотом сирене, и все вместе это называется моноблоком. У модульных систем электронные схе­мы располагаются в отдельном блоке, устанавливаемом в салоне автомобиля и называемом "блок-модуляр".

Сирены сигнализаций бывают автономные и неавтономные. Внутри автоном­ной сирены находится автоматически подзаряжаемый аккумулятор, питающий сирену при попытке обезвреживания ее путем перерезания проводов, а на кор­пусе есть личинка для отключения. Отметим, что для моноблочных систем ника­кая сирена не требуется — сигнализация с сиреной едины, на моноблоке обычно тоже есть личинка, и поворот ключа выключает моноблочную сигнализацию полностью. В модульных системах поворот ключа нейтрализует только автоном­ную сирену, а сигнализация при этом продолжает работать без участия сирены. Для отключения модульной сигнализации обычно служит специальная кнопка. Но о кнопках, брелках и датчиках будет рассказано ниже.

Светодиодный индикатор (или иногда дисплей из светодиодов) служит для со­общения о режиме работы системы. Когда сигнализация на охране, он на боль­шинстве сигнализаций мигает медленно, примерно один раз в секунду. В осталь­ных режимах работы светодиодный индикатор мигает по-другому, но в каждом режиме по-своему. Очень важно, что практически на всех сигнализациях он поз­воляет диагностировать причину срабатываний, то есть определять, что послу­жило причиной последней тревоги: открывалась ли дверь, капот или срабатывал датчик.

Электрическая противоугонная система (иммобилайзер) внешне очень похожа на сигнализацию, тоже имеет в своем составе блок. Основное их отличие в пред­назначении. Иммобилайзер предназначен для того, чтобы при определенных об­стоятельствах двигатель автомобиля не заводился, то есть для иммобилиза­ции. Иммобилайзеры, как правило, не имеют брелков, но имеют устройства идентификации. Как правило, это электронные ключи, которые необходимо подносить к определенному месту, где установлено считывающее устройство, либо электронные карточки или метки — их подносить никуда не нужно. Это устройства распознавания хозяина. Владельцу автомобиля необходимо всего лишь иметь карточку или метку при себе.

Нередко электронные метки и карточки, а иногда и ключи называют транспон-дерами. Транспондерная технология, как и сам транспондер, была предложена и запатентована фирмой Техаз 1п51штеп18. В настоящее время созданы другие устройства, такие как противоразбойные карточки, метки-брелки, которые от­носятся к "электронным ключам с уникальным кодом". Как правило, отличия их от оригинального транспондера подчеркиваются разработчиками, и называют­ся они, например, транспондерами-метками. Однако на этапе продажи этих из­делий о формальных отличиях никто не задумывается, и все они зовутся умным словом — "транспондер".

Кроме транспондеров изредка встречаются и другие устройства идентифика­ции. Большинство из них на сегодняшний день уже устарело. Например, иммо-билайзеры с кнопочной панелью как у телефонов — чтобы завести двигатель, необходимо ввести код последовательным нажатием кнопок.

Иммобилайзеры обычно не имеют датчиков, а сирена для них является рос­кошью. Однако нет правил без исключений, и присутствовать в составе иммоби-лайзера может все, что угодно, даже запирание дверей при постановке на охра­ну. Но если присутствует охрана дверей или прочие датчики, то это уже не им-мобилайзер, а сигнализация либо охранный комплекс.

В настоящее время идет процесс стирания грани между сигнализациями и им-мобилайзерами. Практически все современные сигнализации обладают функци­ей иммобилайзера (о функциях сигнализаций ниже). Существуют устройства-гибриды "два в одном" — это сигнализации, имеющие в своем составе помимо брелков электронный ключ, способный функционально заменить брелок.

Производятся электронные охранные комплексы, включающие все современ­ные возможности и комплектуемые как брелками, так и устройствами идентифи­кации владельца. К сожалению, цена этих комплексов пока еще высока, однако со временем любая электроника становится более доступной и массовой. Охранным комплексом будем называть любую комбинацию охранных средств.

Есть устройства, которые вроде бы относятся к сигнализации, но представляют собой независимые изделия, — это приводы и модули центрального замка, моду­ли стеклоподъемников, дополнительные датчики, пейджеры, модули автозапус­ка двигателя и другие. Все они своевременно будут упомянуты, а сейчас — о пейджерах и автозапуске.

Пейджер в нашем контексте — это автопейджер. Следует иметь ввиду, что ком­пании пейджинговой связи некогда распространяли совершенно другие пейд­жеры. Сейчас этот вид средств связи утратил былую популярность, мобильная связь вытеснила пейджинговую. Но пейджинговая связь находит другие при­кладные применения, среди которых есть и управление автомобильным охран­ным комплексом. Случаи такого применения пока редки, а частыми они могут и не стать опять-таки из-за конкуренции со стороны мобильной связи. Так или иначе, а в данном разделе речь идет об автономном устройстве — автомобиль­ном пейджере.

Пейджер состоит из блока-передатчика, устанавливаемого в салоне автомобиля, и брелка-приемника, и предназначен для передачи тревожного сигнала. Когда срабатывает сирена сигнализации, то и приемник пейджера подает свой голос, информируя хозяина о тревоге. Когда, в силу разных причин, сирену услышать нельзя, то пейджер остается единственным источником информации о состоя­нии автомобиля.

Пейджеры различаются по частотам радиоканала и по дальности действия. Что касается частот, то к настоящему моменту подавляющее большинство моделей, представленных на российском рынке, работает в соответствии с государствен­ными нормативными документами на частоте 433,92 МГц. Новые разработки в области автомобильных пейджеров направлены, главным образом, на увеличе­ние дальности действия и расширение возможностей. Реальная дальность дейс­твия сильно зависит от условий окружающей среды, и в некоторых моделях на открытом пространстве уже составляет несколько километров.

Расширение возможностей пейджеров означает увеличение количества переда­ваемых сигналов. Существуют модели пейджеров, в которых сигнал тревоги пе­редается с указанием причины срабатывания, — это так называемые многозон­ные пейджеры. Кроме сигналов тревоги могут быть переданы сигналы контроля радиоканала (связь есть/связи нет), а также разнообразная информация о состо­янии автомобиля и охранной системы вплоть до температуры в салоне или под­тверждения автоматического запуска двигателя. Для реализации подобных воз­можностей пейджер и охранная система, как правило, должны быть одного про­изводителя. Это обеспечивает полную совместимость, возможность "общения на одном языке".

Двусторонняя связь в сигнализациях является логическим продолжением рас­ширения возможностей пейджеров. Пейджер и брелок объединены, получен­ный в результате пейджер-брелок, как правило, оснащен информативным дисп­леем, на котором можно видеть состояние автомобиля. Следующим шагом раз­вития темы двусторонней связи скорее всего будет слияние пейджера-брелка с электронной меткой; такие системы уже появились и "обкатываются".

Использование мобильной телефонной связи в охране автомобиля может быть распространено уже в недалекой перспективе. Реальностью стали уже не только ОЗМ-пейджеры, но и двусторонняя связь, основанная на телефонии этого стан­дарта. Обмен информацией в этих устройствах может вестись по обычному ка­налу передачи голосовой информации или с использованием службы коротких сообщений 5М8. Преимущество перед обычным способом передачи сигналов по радиоканалу очевидно: зона приема сигнала ограничена только зоной покры­тия сотовой сети.

Дистанционный и автоматический запуски двигателя существенно повышабют удобство пользования охранной системой. Дистанционный запуск осуществля­ется по команде с брелка, автоматический — без участия брелка, по сигналу тай­мера, термометра и т. д. Правда, ходит легенда, как один продавец демонстриро­вал покупателю дорогого "Мерседеса" дистанционный запуск двигателя, а авто­мобиль тронулся и въехал в стену, успев прилично разогнаться. Легенда не ли­шена оснований; наверняка это было, по крайней мере, могло быть, но с тех пор многое изменилось, опыт учтен. При правильной установке ныне подобная си­туация уже невозможна.

Аппаратура дистанционного и автоматического запуска включается в состав ох­ранной системы либо поставляется в виде отдельного модуля. С течением време­ни данная возможность приобретает все большую популярность. К сожалению, на карбюраторные автомобили с ручным управлением заслонкой (в просторе­чии — подсос) данная аппаратура не устанавливается, а ведь именно эти авто­мобили и требуют наиболее длительного прогрева двигателя. Однако, доля кар­бюраторных автомобилей с течением времени уменьшается, и через несколько лет проблема исчезнет сама собой.

Более подробно о системах с транспондерами, двусторонней связью, автомати­ческом и дистанционном запусках будет рассказано далее в соответствующих тематических обзорах.

На рис. 1.2 дана попытка классифицировать основные функции сигнализаций объективно. Здесь они изначально подразделяются на охранные и сервисные.

Рис. 1.2. Функции сигнализации

Основные функции сигнализации

В этом разделе рассматриваются следующие понятия: * звуковая и световая сигнализация, сигнал тревоги;» охрана периметра;

- работа и классификация датчиков автосигнализаций;» фиксированный и плавающий коды брелка;

- блокировка двигателя и ее виды.

Основной функцией сигнализации является охрана автомобиля путем оповеще­ния хозяина о попытке проникновения в его автомобиль. Оповещение, как пра­вило, происходит путем включения сирены, установленной под капотом, и/или передатчика пейджера. Включение сирены и/или пейджера обычно называют звуковой сигнализацией. При этом включается и световая сигнализация, мигают либо указатели поворотов, либо габаритные огни. Таким образом, сигнал трево­ги (или сигнал оповещения) подается звуком и светом. Если вдуматься в смысл слова "сигнализация", то и назначение ее станет ясным. Заострить внимание на этом, казалось бы, очевидном факте стоит потому, что многие считают основной функцией сигнализации отпирание/запирание дверей при нажатии на кнопку брелка. Бывают ситуации, в которых клиенту остается только недоумевать: как это вообще может существовать такая сигнализация, которая не запирает и не отпирает дверей? Если вам это тоже непонятно, вернитесь к началу абзаца. Возможно, сигнализаций без возможности запирания/отпирания дверей уже и не существует, а вот не подключить запирание/отпирание можно запросто.

Если вам нужно только отпирание/запирание с помощью брелка, то сигнализа­ция будет не самым оптимальным решением. Для этой цели существуют специ­альные устройства — радиоуправляемые центральные замки. А, быть может, вам больше придется по душе иммобилайзер с центральным замком. Если же в автосалоне или установочном центре (ниже поговорим о том, где лучше устанав­ливать) таких устройств нет и вы вынуждены установить сигнализацию, обяза­тельно заострите внимание менеджера на том, что вы хотите иметь возможность пользоваться сигнализацией как радиоуправляемым центральным замком. Дело в том, что некоторые охранные системы не позволяют этого.

Итак, основная функция сигнализации — охрана. Она подразделяется на охра­ну периметра и работу датчиков.

Охрана периметра означает срабатывание сирены при открывании любой двери автомобиля, а также капота и багажника. Реализуется она с помощью концевых выключателей, работающих на замыкание цепи. В большинстве автомобилей при открытой двери горит подсветка салона. Подсветка реализована с помощью штатных концевых выключателей, они же используются и для сигнализации, а для реакции на открывание капота и багажника устанавливаются дополнитель­ные концевые выключатели.

Датчики — это устройства, подключаемые к сигнализации и служащие для реа­гирования на различные воздействия, прикладываемые к автомобилю. Различают датчики удара, объема, качения/смещения и другие. Датчики удара, как прави­ло, вибрационного типа; ими комплектуются многие сигнализации в силу деше­визны. Датчики объема дороже и бывают двух типов — ультразвуковые и микро­волновые (или, что то же самое, радарные). Объемными датчиками комплектуются сигнализации ценовой категорией повыше. И, наконец, датчики смеше­ния/качения/положения — самые дорогие независимо от принципа работы. Сигнализации ими почти не комплектуются, но надо иметь ввиду, что только эти датчики способны среагировать на поддомкрачивание автомобиля.

Датчики удара и микроволновые датчики объема бывают однозонные и двузон-ные. Двузонные датчики — те, что при слабом воздействии подают предупреди­тельный сигнал попискиванием либо покрякиванием сирены, а при сильном включают полный цикл тревоги. В последние годы получают распространение многоуровневые ударные датчики с пропорциональной реакцией на покушение. Чем сильнее удар, тем более длинный отклик на него.

Как правило, есть возможность для подключения любого датчика к любой сиг­нализации; может возникнуть только проблема двузонности, а уж одну зону всегда можно подключить. Принято рассматривать охрану периметра отдельно от работы датчиков. Тому есть несколько причин, а основная состоит в том, что охрана периметра является обязательной функцией любой сигнализации, но не все сигнализации комплектуются датчиками. Тем не менее, организую­щий охрану периметра концевой выключатель — это тоже датчик, самый прос­той датчик открывания двери, капота или багажника.

С функцией охраны следует сопоставить еще одну вещь — код брелка. Это ра­диосигнал, который передается при нажатии кнопки. Он бывает фиксирован­ным и плавающим. Плавающий код меняется каждый раз, когда вы нажимаете на кнопку брелка, и система встает на охрану или снимается с нее. Естественно, плавающий код лучше фиксированного. Производители сигнализаций с плаваю­щим кодом обещают немыслимое число кодовых комбинаций, то есть код за вре­мя жизни автомобиля не повторяется никогда.

Существует множество разновидностей плавающего кода, например, двойной динамический. К сожалению, в этих названиях больше рекламы, чем здравого смысла. Надо отметить, что при современном уровне развития техники все коды читаются, а если какой-то новый и не читается, то это ненадолго. В настоящее время важнее обратить внимание на возможность постановки на охрану и сня­тия с охраны разными кнопками брелка. Такая возможность с точки зрения за­щиты от угона может оказаться гораздо эффективнее чрезмерной сложности кода.

Блокировка двигателя — отсутствие возможности запуска — является очень значимой функцией сигнализаций. По значимости ее смело можно поставить на второе место, а для кого-то она обладает неоспоримым первенством. Поэтому вопрос о том, какими средствами и по какому алгоритму организована в охран­ной системе блокировка двигателя, имеет первостепенную важность. Стандартно двигатель блокируется при включении охраны, т. е. когда автомобиль под охра­ной, двигатель его не заводится. Если же алгоритм работы сигнализации предус­матривает включение блокировки в других ситуациях без включения охраны, это означает, что сигнализация обладает функцией противоугонной системы или иммобилайзера.

Блокировка двигателя бывает активной или пассивной. Это вопрос аппаратной реализации, поясним в двух словах суть явления, не вдаваясь в технические под­робности (а может быть наоборот, почаще вдаваться в эти самые подробности?). Отличие активной блокировки от пассивной в том, что при отключении питания системы первая исчезнет, а вторая сохранится. Сказать, какая из них лучше, од­нозначно нельзя. Пассивная более надежна, лучше выполняет возложенную на нее задачу. Активная лучше тем, что легче нейтрализуется пользователем в слу­чае некорректной работы системы, достаточно обесточить систему — вынуть предохранитель либо разъем из блока.

Реализуются блокировки с помощью обычных электромеханических реле. Если реле вмонтировано в блок, то говорят, что блокировка встроенная. В противном случае блокировка внешняя, для ее реализации требуется установка дополни­тельного реле. Но, с точки зрения потребителя, важно не это. Важно то, сколько блокировок реализовано в системе и каких именно — активных или пассивных.

Рассмотрим это с точки зрения охранных качеств. Две блокировки лучше одной, пассивная лучше активной, встроенная и внешняя блокировки имеют каждая свои преимущества и недостатки. А наилучшим типом является дистанционная блокировка двигателя. Смысл дистанционной блокировки в наличии в системе специального электронного реле. Это реле зачастую похоже на обычное, оно не связано проводами с блоком, управляющий сигнал получает по штатной провод­ке автомобиля. Были разработки дистанционных реле, получающих управляю­щие сигналы по радиоканалу, но широкого распространения они не получили.

Дистанционные блокировки обычно пассивны, хороши они на достаточно доро­гих, сложно устроенных автомобилях. На отечественных карбюраторных авто­мобилях толку от них маловато. К сожалению, для подобных автомобилей не представляется возможным сделать достойную блокировку двигателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: