В каждом простом предложении и в каждой предикативной части сложного предложения определите главные члены

Дайте семантическую и морфологическую характеристику главных членов предложения.

        

1. Лошадь всхрапывала, упрямилась, но под ударами камчи все быстрее и быстрее кружилась в полуметре от хозяина. (Ф. Искандер. Стоянка человека).

2. Мы зашли в гастроном, купили две бутылки коньяка, дрянную колбасу, ибо другой не было, и сыр. (Ф. Искандер. Стоянка человека).

3. Расплатившись с таксистом, мы свернули с шоссе, прошли по узкой дорожке между двумя приусадебными участками, вышли к железной дороге, прошли под мостом, свернули направо и, похрустывая пляжной галькой, зашагали вдоль моря. (Ф. Искандер. Стоянка человека).

 

4. Приусадебные участки в этих местах метра на два возвышаются над пляжем и кое-где в зависимости от доходов хозяев прикрыты от моря деревянной или бетонной дамбой. (Ф. Искандер.  Стоянка человека).

5. Мы подошли к дому, где возле виноградной беседки стоял махолет, как бы молча проповедуя тесноте заросшего сада идею распахнутого пространства. (Ф. Искандер.  Стоянка человека).

6. Рядом за большим столом сидели трое: девушка в голубом сарафане со светящимся узким марсианским лицом, какой-то юноша и Виктор Максимович. (Ф. Искандер.  Стоянка человека).

7.Я пошел в школу на год раньше, чем это было положено мне по возрасту. (Ф. Искандер.  Стоянка человека).

8. Журналисты, естественно, стремясь к мировой славе, собирались устроить большую пресс-конференцию, и кости Заны им нужны были позарез для наглядного доказательства своего открытия. (Ф. Искандер. Стоянка человека).

 9. Дня через два бабушка опять послала меня посмотреть, висит на окне газета или его застеклили. (Ф. Искандер.  Две женщины).

10. В те годы люди в основном не покупали обувь, а чинили ее, потому что покупать было негде. (Ф. Искандер.  Две женщины).

11. Вскоре она устроилась работать уборщицей в нашей школе, но и теперь после работы частенько забегала к нам помочь по хозяйству, сходить на базар, сготовить обед. (Ф. Искандер.  Две женщины).

12. В верхнем ярусе ресторана «Амра» сейчас не только пьют кофе, закусывают, потягивают вино, но и довольно много играют в шахматы. (Ф.Искандер. Сердце).

13. Шнур был очень крепким, и в воде без точки опоры его невозможно было разорвать. (Ф. Искандер. Сердце).

14. Я оглядел пустынное море, но нигде поблизости не было видно ни одной лодки. (Ф. Искандер. Сердце).

15. Стараясь гримасой не выдавать боль, я подплыл к нему и снова стал растирать его тело.   (Ф. Искандер. Сердце).

16. Также привлекал меня к Олесе и некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и эта гордая уверенность в свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах. (А.  Куприн. Олеся).

17. Эта работа, такая простая на первый взгляд, но, в сущности, требующая огромного, многовекового навыка и ловкости, так и кипела в ее руках. (А.  Куприн. Олеся).

18. Она принуждала меня пускаться в чудовищные сравнения, в самые дерзкие примеры, и если я затруднялся подыскать выражение, она сама помогала мне целым дождем нетерпеливых вопросов. (А. Куприн. Олеся).

Упражнение 6. Укажите вид доминирующей синтаксической связи между частями сложного предложения: сочинительная, подчинительная.

 Определите средство выражения связи: сочинительный союз, подчинительный союз, относительное местоимение/наречие (союзное слово),  указательное местоимение.

Найдите переходные случаи между сочинением и подчинением.

         1.Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. (А.С.Пушкин.  Дубровский).

2. Как ни было легко косить мокрую и слабую траву, но трудно было спускаться и подниматься по крутым косогорам оврага. (Л.Толстой. Анна Каренина). 

3. Телеграфистки молоды, длина ленты, отстуканной ими с первого дня службы, не превышает двадцати километров, в то время как старик, их коллега, уже начал третью сотню километров. (Н.Островский. Как закалялась сталь).

4. Манилов все время сидел и курил трубку, что тянулось до самого ужина. (Н. Гоголь. Мертвые души).

5. Казачок не успел ответить, как за его спиной на пороге двери появилась молодая девушка в широкой темной блузе, остриженная в кружок. (И. Тургенев. Дым).

6. Стоило младенцу только проснуться и запищать, и тайна была бы обнаружена. (А. Чехов. Беззаконие).

7.  Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. (И. Гончаров. Обломов)

8. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. (И. Гончаров. Обломов)

9. Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов …(И.Гончаров. Обломов)  

10. Но не прошло и десяти минут, как хлынула новая волна.. (А.Куприн. Куст сирени).

11. Спал он, или это только была одна секунда полного забвения, отсутствия мысли? (А. Куприн.  Куст сирени).

12. Когда он сравнялся с нею, женщина быстро обернулась назад и встретилась глазами с Авиловым. (А. Куприн.  Куст сирени).

13. Попадалась иногда и такая компания, которая с удовольствием посмотрев на представление, не только прогоняла старика, но еще и угрожала дальнейшими враждебными действиями. (А. Куприн.  Пиратка).

14.  Страданий своих никогда и никому он не поверял, да его и слушать бы не стали. (А. Куприн. Пиратка).

15. Пока он плелся вялой походкой, сгорбившись и волоча ноги, на другой конец плаца, младшие офицеры сошлись вместе поболтать и покурить. (А. Куприн. Поединок).

16. Он улыбнулся, и казалось, что его белые стиснутые зубы бросили отраженный свет на весь низ его лица. (А. Куприн. Поединок).

17. Он не договорил, но так крепко сжал в кулак свою маленькую руку, державшую поводья, что она задрожала.. (А. Куприн. Поединок).

 

Упражнение 7. Выделите предикативные части в предложениях. Подразделите предложения  на  простые и сложносочиненные.

 Каждую предикативную часть определите по составу (одно- двусоставная), по полноте (полная/неполная), по наличию осложнения (осложненная/неосложненная).

 Укажите сочинительные союзы. Дайте характеристику каждого союза по значению, структуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: