Рецензенты: доктор пед. наук, профессор кафедры русского языка ВятГГУ Л.П.Сычугова; канд. филол. наук, доцент кафедры культурологи и журналистики ВГУ А.А.Злобин

Е.А.Мерзлова

Сборник упражнений по синтаксису сложного предложения

Для студентов филологического факультета

Киров 2013

Сборник составлен в соответствии с программой по синтаксису современного русского языка и предназначен для аудиторной и домашней (самостоятельной) работы студентов филологического факультета.

Упражнения, представленные в сборнике, помогут в усвоении наиболее сложных вопросов, касающихся структуры и семантики сложных предложений всех типов.

Материалы сборника могут быть использованы студентами на практических занятиях по современному русскому языку, а также учителями средних школ при изучении сложных предложений.

Составитель – Е.А.Мерзлова

Рецензенты: доктор пед. наук, профессор кафедры русского языка ВятГГУ Л.П.Сычугова; канд. филол. наук, доцент кафедры культурологи и журналистики ВГУ А.А.Злобин.

 

Упражнение 1.   Назовите основные признаки сложного предложения. Перечислите виды сложных предложений. На чем строится классификация сложных предложений?

Укажите среди примеров из произведений К.Паустовского и А.Куприна сложные предложения, подчеркните главные члены в каждой предикативной части сложных предложений.  

 

1.  Лет двадцать назад в Москве показывали так называемую экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы, кинокартину о дожде.).

2. В картине был показан дождь во всем его разнообразии: дождь в городе на черном асфальте, дождь в листве, дождь дневной и ночной, ливень и так называемый грибной, моросящий дождик, «слепой» дождь под солнцем, дождь на реке и на море....

3.  Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой всю поэзию обыкновенного дождя.

4.  В зарослях вокруг озерца непременно скрывается что-нибудь до сих пор невиданное: или стрекоза с красными крыльями, или синяя божья коровка в белую крапинку, или ядовитый цветок лоха с полым сочным стволом толщиной в человеческую руку.

5.  Огромные желтые ирисы отражались в воде, и почему-то вокруг этого отражения всегда стояли толпами, как булавки, притянутые магнитом, серебряные мальки.

6.  На ветке ракиты сидела маленькая серая птица в красном жилете и желтом галстуке и издавала дробный и приятный треск, не раскрывая при этом клюва.

7. Я подивился, конечно, на эту птаху и на её весёлое занятие и начал прорываться к воде.

8.  К нам после экзаменов в московской школе приехала городская девочка Маша, любительница растений, и мне предложили набрать ей в подарок букет из всяких хороших цветов.

9.  В конце концов я решил взять по одному цветку и одной ветке от всех растений, создававших вокруг озерца непролазные росистые пахучие валы.

10.  Многое о растениях было уже открыто с давних времен – например, действие ландыша или наперстянки на сердце или что-нибудь иное в этом роде, но тысячи растений были еще не исследованы, и этот труд представляется самым увлекательным из всех занятий в мире.

11.  Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы.

12.  Передо мной было большое круглое болото, занесенное снегом, из-под белой пелены которого торчали редкие кочки.

13.  Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский лес.

14.  Все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, длинный дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот, выцветшие, когда-то голубые глаза…  

Упражнение 2.    Разграничьте простые и сложные предложения. Определите тип сложных предложений по  доминирующей связи между частями (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное). Укажите в каждом предложении главные члены и дайте их семантическую и морфологическую характеристику.

 

1. Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, только по слабой прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. (Ю. Нагибин.  Зимний дуб).

2.  До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову повязала легким шерстяным платком. (Ю. Нагибин. Зимний дуб).

3.  Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе за невысокой оградой, снег до самого шоссе был подрумянен отсветом от красных стен. (Ю. Нагибин.  Зимний дуб).

4.  Снег набился в глубокие морщины коры, толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями, листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. (Ю. Нагибин. Зимний дуб.)

5.  Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок; одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. (Ю. Нагибин.  Зимний дуб).

 6.  Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и беззвучья. (Ю. Нагибин. Зимний дуб).

7.  Кругом белым-бело, лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берез, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. (Ю. Нагибин. Зимний дуб).

8.  Иногда деревья расступались, открывая солнечные веселые полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. (Ю. Нагибин. Зимний дуб).

 9.  Местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь. (Ю. Нагибин. Зимний дуб).

 

10.  Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел и провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. (Ю.Нагибин. Зимний дуб).

11.  В ответ что-то заклокотало и захрипело в груди у старухи; потом из ее беззубого, шамкающего рта вырвались странные звуки, то похожие на задыхающееся карканье старой вороны, то вдруг переходившие в сиплую обрывающуюся фистулу. (А. Куприн. Олеся).  

12.  По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. (А. Куприн. Олеся).  

 13.  Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. (А. Куприн. Олеся).

14.  По своей обычной неохоте к праздному разговору, он ни слова не спросил меня о том, как и где я заблудился. (А. Куприн. Олеся).

15.  Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (А.Куприн. Олеся).

        

 

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфографию и пунктуацию.

         В безветре…ую пред…юльскую пору по изв…вающейся тропинке мы возвращаемся с охоты. У каждого за спиной холщ…вый меш…чек наполне…ый добычей настрел…ой (в)течени… нескольких часов. Охота была удивительно удачной поэтому нас не ра(с,сс) траивало то что четырех подстрел…ых уток собаки не могли разыскать. Обессил…в от ходьбы мы улеглись у повале…ой березы покрытой какой-то стел…щейся р…стительностью. Но на ра(с,сс)тел…(н,нн)ой тка…ой скатерти а на шелковистом мху чуть-чуть посеребре…ом тонкой паутинкой разложили мы дорожные я…ства. Среди них были купле…ые продукты и (не)купле…ые в магазине домашние изделия. Маринова…ые грибы поджаре…ая колбаса масл…ые ржаные лепешки сгуще…ое молоко говяжья печ…нка печ…ый картофель немного вывал…ый в золе и глоток напитка насто…ого на каком-то дикови…Ом снадобье покажутся вкусными на свежем воздухе самому сверх…зыска…ому гурману. Трудно сравнить с чем-либо то очарованье и насл…ждение которое испытываешь когда лежишь у костра на берегу без…мя…ой реч…нки в лесной чащ…бе.

             

        

Упражнение 4. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните пунктуацию. Вставьте пропущенные буквы.

         Пр…мокший и озябший герой наш ни о чем не думал как только о постели. На крыльцо вышла какая-то женщина проводила его в комнату. Чичиков кинул (в)скользь два взгляда комната была обвеш…на старенькими полосатыми обоями картинами с какими-то птицами между окон старин…ые маленькие зеркала (в)виде свернувшихся листьев за всяким зеркалом заложены были или письмо или старая колода карт или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате… Он чувствовал что глаза его липнули как(будто) их кто-нибудь вымазал медом. Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет одна из тех матушек небольших помещиц которые плачутся на неурожаи убытки и держат голову несколько (на)бок а между тем набирают (по)немногу деньж…нок в меш…чки размеще…ые по ящикам комодов.

    Чичиков извинился что побеспокоил неожиданным приездом.

- Ничего, ничего сказала хозяйка. – С дороги бы следовало поесть чего-нибудь да пора-то ночная приготовить нельзя.

    Чичиков поблагодарил хозяйку сказавши что ему не нужно ничего чтобы она не беспокоилась ни о чем что кроме постели он ничего не требует и полюбопытствовал только знать в какие места заехал он и далеко ли отсюда пути к помещику Собакевичу на что старуха сказала что и не слыхивала такого имени и что такого помещика вовсе нет. (Н.Гоголь Мертвые души.)

 

        

Упражнение 5. Определите тип предложения по структуре: простое осложненное, сложное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: