Комплекс физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции


Представленные данные подтверждают, что в подготовке бегунов на короткие дистанции высокой квалификации наблюдается концентрация определенных нагрузок на различных мезоциклах круглогодичной тренировки. Это обстоятельство позволяет подразделить тренировочные нагрузки на группы и программы в соответствии с характером их воздействия на организм, биоэнергетикой во время выполнения упражнения, педагогическим эффектом выполнения упражнений. Для спринтеров высокой квалификации основными тренировочными программами являются:

-я программа (J4) - упражнения аэробной направленности. Кроссовый бег до 30 минут. Бег на отрезках свыше 400 м со скоростью ниже 80 % (ЧСС - 120-130 уд/мин).

Используется:

·на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю;

·на специально-подготовительном этапе - 1 раз в неделю;

·в соревновательном периоде - 1 раз в неделю (до 15 мин или как средство восстановления после

·соревнований).

-я программа (J3) - упражнения аэробно-анаэробного направленности. Бег 100-300 м со скоростью 90-81%.

Используется:

1.на общеподготовительном этапе - до 3-4 раз в неделю;

2.на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю;

.в соревновательном периоде - 1-2 раза в неделю.

.3-я программа (J2) - упражнения анаэробно-гликолитической направленности. Бег 100-300 м со скоростью 100-91 %.

Используется:

·на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю;

·на специально-подготовительном этапе -до 2 раз в неделю;

·в соревновательном периоде - 1 раз в неделю.

·4-я программа (J1) - упражнения алактатно-анаэробной направленности. Бег до 80 м со скоростью 100-96%.

Используется:

·на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю;

·на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю;

·в соревновательном периоде - 2-3 раза в неделю (с учётом участия в соревнованиях).

·5-я программа: ССП - упражнения скоростно-силовой подготовки (прыжковые упражнения и упражнения с

·отягощением). Здесь необходимо отметить, что в изучаемой литературе (Хоменков Л.С., 1987; Озолин Н.Г.,

Воронкин В.И., Примаков Ю.Н., 1989, и др.) не предусматривается выделение скоростно-силовой подготовки в самостоятельную программу. Однако для наглядного отображения всей тренировочной нагрузки спринтеров мы решили проанализировать и выделить данную подготовку легкоатлетов в отдельную программу.

Используется:

·на общеподготовительном этапе - по 2 раза в неделю;

·на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю;

·в соревновательном периоде - 1-2 раза в неделю.

На основании анализа практического опыта построения тренировки, литературы и опроса специалистов были определены параметры нагрузок по каждой программе в одном тренировочном занятии (тренировке) и недельном микроцикле (табл. 2).

 

Таблица 2. Параметры тренировочных нагрузок при выполнении программ подготовки различной направленности для спринтеров высокой квалификации

Параметры нагрузокПрограммыJ1 (мин)J2(км)J3(км)J4(км) ССПЗа одно тренировочное занятиеМаксимальная452,51,80,7Свыше 550*Свыше 8**Большая302,01,30,5400-5006-8Средняя201,50,80,3300-4002-5Малая150,70,40,2100-2001-2Количество тренировочных занятий на общеподготовительном мезоцикле в недельном микроцикле (раз)Большая11--11Средняя22--22Малая3-43-4-1-23-43-4Количество тренировочных занятий на специально-подготовительном мезоцикле в недельном микроцикле (раз)Большая--11--Средняя1-21-221-222Малая22-33-33Примечание. * - количество отталкиваний; ** - тонны.

 

Представленные выше данные, позволяют подойти к решению вопроса о тактике правильного использования средств восстановления в круглогодичной тренировке спринтеров высокой квалификации при выполнении различных тренировочных программ подготовки.

Для эффективного построения тренировочного микроцикла следует учитывать воздействие на спортсмена различных по величине и направленности нагрузок, какова динамика и продолжительность процессов восстановления после них. Не менее важным являются сведения о кумулятивном эффекте различных нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений. При планировании двух или трёх занятий с различными нагрузками в день необходимо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и механизмы, их обуславливающие.

Чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакциям трёх типов:

·первому, выраженному тренировочному эффекту с максимальным ростом тренированности;

·второму, незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию;

·третьему, переутомлению спортсмена.

Реакция первого типа характерна для всех случаев, когда в микроцикл входит оптимальное число занятий с большими и значительными нагрузками, которые рационально чередуются как между собой, так и с занятиями с меньшими нагрузками. Если в микроцикл входит незначительное количество занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту тренированности, возникает реакция второго типа. И, наконец, злоупотребление большими нагрузками или нерациональность их чередования может привести к переутомлению спортсмена, т.е. вызвать реакцию третьего типа.

На основании полученных данных представляется возможным рассматривать подготовку спринтера как выполнение определенных тренировочных программ. При этом каждая программа в недельном микроцикле может выполняться большим, средним и малым объёмами.


Заключение


Исходя из изученного материала по теме: «особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции», можно сделать следующие выводы:

. В процессе многолетних занятий легкоатлет, как и любой другой спортсмен, проходит техническую, физическую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.

. На первом этапе подготовки основное внимание уделяется обучению технике легкоатлетических упражнений. На втором - наряду с обучением (примерно в равной степени) большое место отводится тренировке, развитию физических (двигательных) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. На третьем этапе главной задачей становится развитие двигательных качеств.

. Подготовка легкоатлета - обучение его технике легкоатлетических упражнений и тренировка, как и любой педагогический процесс, строятся на определенных педагогических принципах.

Принцип всесторонности - один из главных. Суть его заключается в сочетании разностороннего физического развития и теоретической, моральной и волевой подготовки, составляющих единый педагогический процесс.

Принципы систематичности и постепенности. Подготовка легкоатлета осуществляется по определенному плану и программе, предусматривающим постепенное решение учебных, воспитательных и тренировочных задач, с использованием в определенной последовательности необходимых средств и методов на основе дидактических правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Подбор и последовательность применения определенных средств и методов должны соответствовать задачам каждого этапа подготовки.

Принцип наглядности. Принцип наглядности требует, чтобы занимающийся видел, как выполняются различные упражнения. В зависимости от условий, в которых проводится учебный урок или тренировочное занятие, используются те или иные средства и методы. Весьма эффективным является наблюдение за тренировкой квалифицированных спортсменов.

Принцип сознательности и активности. Одна из главных задач учителя или тренера - добиться, чтобы его подопечные сознательно и активно участвовали в процессе обучения и тренировки. Подготовка легкоатлета - это многогранный процесс, в котором можно выделить физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и теоретическую подготовку.

. Подготовительный период перед соревнованиями имеет следующие задачи: повышение общей физической подготовленности; развитие двигательных качеств для избранного вида спорта (СФП); овладение техникой; освоение элементов тактики; воспитание морально-волевых качеств; повышение уровня теоретической подготовленности.

Решение этих задач зависит от специализации и уровня подготовки занимающегося. Выбор средств, например, будет различным для метателей и бегунов на средние дистанции. Если метатели в подготовительном периоде развивают силу и быстроту, то бегуны на средние дистанции -преимущественно общую и специальную выносливость.

. В соревновательном периоде основные задачи легкоатлета - это: поддержание или повышение достигнутого уровня общей физической подготовки; совершенствование СФП в избранном виде; совершенствование спортивной техники; овладение тактикой в процессе участия в соревнованиях; повышение уровня морально-волевой подготовки; повышение уровня теоретической подготовки.

. После напряженного подготовительного и соревновательного периодов требуется восстановление сил спортсмена. Этой цели служит переходный период. Основные задачи этого периода: поддержание достигнутого уровня подготовленности и обеспечение отдыха для центральной нервной системы.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: