Культура в педагогической деятельности

Педагогическая культура педагога - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность

настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;

обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

формирование эстетического отношения к действительности;

укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическая культура предполагает наличие:

педагогической направленности в личности педагога (воспитателя), отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;

широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя), т.е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;

совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя), т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;

умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего педагогу постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;

гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя), т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;

педагогического мастерства педагога (воспитателя), предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволят им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.

 

 

2. Убеждение и внушение в педагогическом процессе

Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов воздействия в педагогическом процессе. Ведущее место в этом процессе занимает аргументирование своей позиции педагогом и стремление сделать так, чтобы она стала позицией, убеждением каждого ученика.Основным отличием метода убеждения от остальных методов воздействия в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов выводов с целью достижения определенной задачи.

Способов аргументирования существует множество, они могут быть сведены к следующим четырем приемам.

Прием снятия напряженности требует установления эмоционального контакта с собеседником. Для этого достаточно нескольких слов. Шутка, вовремя и к месту сказанная, также во многом способствует разрядке напряженности и созданию позитивной психологической обстановки для обсуждения.

Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увязав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы. В этих целях можно с успехом использовать какие-то события, сравнения, личные впечатления, анекдотический случай или необычный вопрос.

Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, которые должны рассматриваться.

Прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к предмету разговора без какого-либо вступления или преамбулы.

Как способствовать тому, чтобы ученик принял точку зрения педагога? Эти рекомендации могут пригодиться в психокоррекционной работе.

Правило первое: убеждать ученика в чем-либо — не значит спорить с ним. Недоразумения нельзя уладить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

Правило второе: уважайте мнение других людей, никогда не говорите учащемуся резко, что он не прав, особенно при всем классе, группе, так как в этом случае ему будет трудно согласиться с вами.Никогда не начинайте общение с заявления: «Я готов вам доказать», это равносильно тому, как если бы педагог сказал: «Я умнее вас». Это своего рода вызов. Такое обращение настраивает ученика против педагога еще до того, как тот начнет его убеждать.Если ученик высказывает какую-то мысль и вы считаете ее неправильной или даже абсолютно уверены в ее ошибочности, тем не менее, лучше обратиться к нему примерно с такими словами: «Я могу ошибаться. Давай разберемся в фактах». Педагог никогда не окажется в затруднительном положении, если будет признавать, что может ошибаться. Это остановит любой спор и заставит ученика быть столь же справедливым и откровенным, как и педагог, вынудит его признать, что он тоже может ошибаться.

Правило третье: если педагог не прав, то признаваться в этом следует быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать замечание со стороны ученика.

Правило четвертое: когда вы хотите убедить ученика в правильности вашей точки зрения, ведите разговор в доброжелательном тоне. Не начинайте с вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Говорите о том, в чем ваши мнения совпадают.

Правило пятое: старайтесь получить от собеседника утвердительный ответ в самом начале беседы. Если ученик сказал: «Нет», — его гордость требует, чтобы он оставался последовательным до конца.

Правило шестое: предоставьте ученику право больше говорить, а сами старайтесь быть немногословным. Большая часть педагогов, пытаясь добиться того, чтобы ученик понял их точку зрения, сами много говорят — это явная ошибка. Следует предоставить возможность высказаться ученику, а педагогу лучше в это время задавать ему вопросы.

Правило седьмое: дайте ученику почувствовать, что идея, которую вы ему подали, принадлежит ему, а не вам.

Правило восьмое: если хотите убедить учащихся в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи их глазами. У каждого человека есть причина поступать именно так, а не иначе. Найдите эту скрытую причину, и у вас будет «ключ», вы поймете его действия и, может быть, даже личные качества. Попытайтесь поставить себя на место ученика.

Правило девятое: используйте принцип наглядности для доказательства своей правоты. Выразить правду только словами порой бывает недостаточно. Правда должна быть показана живо, интересно, наглядно.При использовании метода убеждения следует строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства были уместны и верны и служили основанием для убедительных выводов. Так же важно соблюдать принцип отсутствия противоречия, заключения и выводы должны не противоречить друг другу, а идти в определенной последовательности, один за другим, а не один возле другого.

 

Под педагогическим внушением мы понимаем такое словесное воздействие педагога, которое воспринимается учениками без должного контроля сознания (безотчетное, некритическое восприятие), но вместе с тем оказывает существенное влияние на их представления, установки, мотивы и акты деятельности.

Внушающее воздействие может быть воспринято учащимися с различной степенью осознанности. Не всегда внушение воспринимается совершенно бесконтрольно со стороны сознания, но в целом для внушения характерно притупление самоотчета, снижение критичности сознания.

В отличие от убеждения, которое является аргументированным средством воздействия, педагогическое внушение проводится при сниженном уровнем аргументации.

Акт внушения основан на таком качестве психики, как внушаемость (суггестивность). В самом общем виде внушаемость есть способность человека воспринимать внушение. Если суггестия — способ воздействия, то суггестивность — степень восприимчивости к внушению.

Внушаемость — нормальное свойство высшей нервной деятельности, в разной степени присущее всем людям. Суггестивность зависит от возраста, пола, интеллекта, состояния здоровья и других факторов. Она может колебаться в зависимости от вида внушений и авторитетности того лица, которое проводит внушение. Внушаемость как проявление индивидуальности не безусловна, а условна; не стабильна, а динамична.

 

Техника убеждения

 

Ситуация. Если говорящий в своем выступлении затронет какие-либо чувства – чувство долга, чувство ответственности за порученное дело, чувство товарищества и т.д., – его речь больше воздействует на нас, мы ее лучше запоминаем.

 

Почему так происходит?

 

Решение. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Здесь подсоединяется внушение.

 

Вспомните, как играет на честолюбивых чувствах васюкинцев Остап Бендер, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему "с сыновней любовью". Остап, чувствуя прилив новых сил, говорил, воздействуя на чувства, внушая, рисовал грандиозную картину изменения города: "Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Басюки. Сюда переезжает правительство. Басюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Басюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы и всего мира".

 

Для построения аргументации учитель, убеждая ученика, может использовать следующие методы:

1. Фундаментальный метод, представляющий собой прямое обращение к ученику, которого учитель знакомит с фактами и сведениями, являющимися основой его доказательства.

Важную роль здесь играют цифровые примеры, являющиеся прекрасным фоном для поддержки тезисов и положений учителя.

В отличие от словесных сведений, которые часто бывают спорными, цифры выглядят более убедительно.

Цифровые данные во всех беседах являются самым надежным доказательством. Это происходит потому, что в данный момент ученик не в состоянии опровергнуть приведенные цифры. Однако не следует приводить много цифр.

2. Метод противоречия строится на выявлении противоречий в аргументации ученика. Если речь идет о доказательной аргументации со стороны учителя, то он должен позаботиться о непротиворечивости фактов, цифр, аргументаций.

Пример. Необходимо ли с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценить поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить?

3. Метод извлечения выводов основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приведет учителя к желаемому выводу. Необходимо добиться согласия на каждом этапе.

 

Пример. Должен ли урок содействовать повышению уровня знаний? Прежде чем осмысливать информацию, ее нужно получить? Но чтобы получить информацию, на ней надо сосредоточить внимание? Да? Следовательно надо развивать свое внимание? Да?

 

4. Метод сравнения имеет огромное значение, когда сравнения подобраны удачно.

5. Метод "да.., но...". Часто бывает, что ученик приводит хорошо построенные аргументы. Но можно применить метод "да..., но", который позволяет рассмотреть и другие стороны решения. Учитель может согласиться с учеником, а потом наступает очередь "но".

6. Метод "кусков" состоит в расчленении выступления ученика таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: "это точно", "об этом существуют различные точки зрения", "это полностью ошибочно".

Здесь учитель касается только слабых аргументов, опровергая их (всегда можно найти что-то ошибочное).

 

7. Метод "бумеранга" дает учителю возможность использовать "оружие" ученика против него самого. Здесь больше остроумия, чем доказательства.

 

Для подростков данный метод может быть неэффективным, так как они сами способны на него "поймать".

 

Пример.

 

– Согласись, что ты не очень хорошо работал на уроке?

– Да, но эго потому, что вы были ко мне необъективны.

– Нет, я отношусь ко всем одинаково.

Но вы потеряли мой отчет о задании и т.д.

 

8. Метод игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный учеником, нельзя опровергнуть, но зато его ценность и значение можно с успехом проигнорировать.

9. Метод видимой поддержки. Например, ученик изложил свои аргументы, и теперь берет слово учитель. Но ученику он не возражает и не противоречит, а наоборот, приходит на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Это отвлекающий маневр, затем следует контрудар. Учитель говорит о несостоятельности аргументов ученика.

 

Техника внушения

Ситуация. Коля – застенчивый мальчик с низкой самооценкой. Учась в начальной школе, постоянно недооценивал свои возможности. В средней школе при предметном преподавании, его успеваемость ухудшилась. Когда выходил отвечать к доске, говорил тихим, срывающимся голосом, часто останавливался и ждал подсказки с мест.

Как Коле внушить уверенность в своих силах?

Решение. Учительница литературы Т. И. умело поставила "диагноз" духовного состояния Коли и на очередном уроке сказала: "Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза. Ты можешь и будешь отвечать громко и уверенно выученный урок! Иди к доске!"

Ответ Коли был не очень правильным, но говорил он громко, уверенно, постоянный испуг в глазах исчез.

Так учитель ободряет ученика и в императивном тоне внушает, вселяя в него уверенность.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: