Защита населения – это комплекс мероприятий, направленных на недопущение или максимальное ослабление воздействия поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
Основные принципы организации защиты населения:
– руководство защитой населения возложено на начальников ГО и их штабы сверху до низу, то есть защитой населения обязаны заниматься местные органы, руководители министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений.
– защитные мероприятия должны планироваться и осуществляться заблаговременно в мирное время и повсеместно, то есть в каждой административной территории страны и на каждом объекте народною хозяйства. По данным 2007 г. количество защитных сооружений гражданской обороны готовых к приему укрываемых, увеличилось на 10%, возвращено в государственную собственность 419 ЗС ГО, в том числе 331 убежище, завершено строительство 41 ЗС ГО, в том числе 16 убежищ.
– дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения защитных мероприятий в зависимости от экономического и стратегического значения каждого города, промышленного центра и объекта народного хозяйства.
|
|
Защита населения от оружия массового поражения может быть обеспечена наиболее эффективно только при сочетании всех способов защиты.
Мероприятия по защите населения должны быть комплексными, основными из них являются:
1. Организация своевременного оповещения населения об угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени;
2. Обеспечение укрытия всего населения в защитных сооружениях по месту работы и жительства. В различных странах возможность укрытия населения в убежищах различна так, в Израиле, Швеции, Швейцарии – 100%. США – 60%, Франции 2%. В нашей стране 57 – 70%. в Москве – 60%, в сельской местности до 30%;
3. Обеспечение своевременного проведения эвакуации населения;
4. Обеспечение всего населения индивидуальными средствами защиты и средствами первой медицинской помощи;
5. Защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными и отравляющими веществами и бактериальными средствами;
6. Организация радиационной, химической и бактериологической разведки, а также дозиметрического и лабораторного контроля на территории района и объектов;
7. Проведение профилактических, санитарно-гигиенических и противопожарных мероприятий;
8. Соблюдение режимов работы на объектах народного хозяйства и поведения населения в зонах радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
9. Проведение санитарной обработки людей, специальной обработки техники, одежды и обуви, а также обеззараживания территории и сооружений;
|
|
10. Всеобщее обязательное обучение всего населения способам защиты от современных средств поражения, а также действиям по ликвидации последствий нападения противника;
11. Создание, оснащение и подготовка сил ГО;
12. Организация и проведение СНАВР в очагах поражения.
Основными способами защиты населения от современных средств поражения являются:
– укрытие населения в защитных сооружениях;
– использование населением средств индивидуальной защиты;
– эвакуация населения.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Основанием для проведения упреждающей эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения техногенной аварии на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.
ОМСУ обязаны:
при наступлении паводкоопасного периода
1. Поддерживать в постоянной готовности средства оповещения и информирования населения, осуществлять её периодические проверки с включением оконечных устройств.
2. Разработать поминутный план-график действий администрации на период непосредственной опасности паводка, в котором:
определить конкретные обязанности для каждого должностного лица;
предусмотреть взаимозаменяемость;
обеспечить своевременное выполнение комплекса функций и задач в любое время года и суток.
3. Организовать круглосуточное дежурство должностных лиц, ответственных за получение (прохождение) сигнала и своевременное оповещение населения об опасности.
4. Заблаговременно, с учётом наихудшего сценария развития паводковой обстановки, определить места сбора эвакуируемого (отселяемого) населения, пути (маршруты) движения в безопасные районы (места) пешим порядком и на машинах, в обязательном порядке организовать практические занятия и тренировки по эвакуации с привлечением 100% жителей затапливаемых (подтапливаемых) зон.
5. Подготовить к развёртыванию пункты временного размещения (далее - ПВР) населения, предусмотреть вопросы всестороннего обеспечения граждан, размещаемых в ПВР, в том числе - детей.
6. Подготовить в безопасных районах (зонах) места размещения домашних животных и птицы, создать запасы кормов, отгон домашних животных и птицы в безопасные места осуществить по возможности заблаговременно.
7. Организовать взаимодействие с органами управления и учреждениями (организациями), осуществляющими мониторинг паводковой ситуации (ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Краевой центр экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю), постоянно отслеживать паводковую обстановку и информировать о ней население.
При непосредственной опасности паводка
1. С получением сигнала (достоверной информации) о непосредственном приближении паводка обеспечить немедленное доведение его до каждого человека, проживающего (находящегося) в опасной зоне.
2. Организовать выполнение задач администрацией в соответствии с ранее разработанным планом-графиком, обеспечить прямую и непрерывную связь с органами управления территориальной и функциональных подсистем РСЧС, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями.
3. Назначенным должностным лицам, с привлечением заблаговременно подобранных добровольцев из числа местного населения, убедиться в том, что сигнал (информация) об опасности доведён до каждого жителя, особое внимание обратить на оповещение персонала и посетителей социально-значимых объектов, персонально оповестить проблемные категории населения (больных, престарелых и пр.).
|
|
4. Обеспечить организованный выход граждан на пункты сбора, провести проверку наличия, при необходимости убедиться в том, что всё население покинуло опасную зону, для чего привлечь, в том числе сотрудников органов внутренних дел.
5. Организовать размещение жителей в ПВР, по желанию - у родственников в безопасных районах (зонах), для чего предусмотреть выделение автотранспорта.
6. Организовать охрану зданий, сооружений и имущества, оставленного без присмотра, с условием обеспечения безопасности сотрудников МВД и граждан, привлекаемых для выполнения данной задачи.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПАВОДКА (НАВОДНЕНИЯ)
Жителям населённых пунктов, находящихся в зоне возможного затопления (подтопления) необходимо по возможности следить за уровнями воды в реке, внимательно слушать информацию по теле- и радиоканалам о гидрологической обстановке. При наступлении паводкоопасного периода необходимо внимательно изучить требования настоящей инструкции, сигналы оповещения, правила эвакуации, подготовиться к ней заблаговременно. При обнаружении каких-либо неисправностей в элементах системы оповещения (оконечных устройствах) немедленно сообщить об этом в органы местного самоуправления.
Услышав сигнал (получив информацию) об опасности паводка (наводнения), НЕОБХОДИМО:
1. Внимательно прослушать информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий. Сохранять спокойствие, одеть детей, предупредить соседей.
Не пользуйтесь без необходимости телефоном, чтобы он был свободным для связи с вами.
2. По возможности уточнить в органах местного самоуправления место сбора для эвакуации, если оно не было определено заблаговременно, и приготовиться к ней.
3. Подготовить документы, одежду, необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. Документы сохраняйте в водонепроницаемом пакете.
|
|
4. Перенести ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднять на верхние полки.
5. Перегнать домашних животных в безопасное место, если это не было проведено заблаговременно, при невозможности осуществить отгон не оставляйте домашних животных на привязи или в закрытых помещениях.
При возникновении непосредственной опасности паводка и в ходе паводка НЕОБХОДИМО:
1. Перед выходом из дома отключить электро - и газоснабжение, погасить огонь в печах. Закрыть окна и двери, по возможности закрыть окна и двери первого этажа досками (щитами).
2. Взять подготовленные документы, носимые вещи и продовольствие, по заранее определённому (кратчайшему) маршруту выйти в назначенный пункт сбора для эвакуации, попутно оказывать помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста.
3. В пункте сбора сообщить о прибытии представителю местной администрации и по согласованию с ним убыть в пункт временного размещения или другое, определённое для пребывания на период паводка, место.
Вопрос 2
Убежище гражданской обороны – специальное сооружение, предназначенное для защиты людей и материальных средств от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, обычного оружия, а также чрезвычайных ситуций техногенного характера.
Убежища обеспечивают защиту от действия:
· ударной волны ядерного взрыва, распространяющейся как по воздуху, так и в грунте (на определенном расстоянии от места взрыва);
· светового излучения ядерного взрыва;
· проникающей радиации;
· излучения осадков на следе радиоактивного облака (в зоне радиоактивного заражения местности);
· отравляющих веществ;
· бактериальных (биологических) средств;
· воздействия высоких температур при пожаре;
· токсичных продуктов горения;
· осколков и воздушной ударной волны обычных боеприпасов;
· обломков обрушающихся зданий и сооружений
Классификация убежищ по назначению и по вместимости:
-по вместимости