Основные принципы способы и мероприятия по организации защиты населения

Защита населения – это комплекс мероприятий, направленных на недопущение или максимальное ослабление воздействия поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.

Основные принципы организации защиты населения:

– руководство защитой населения возложено на начальников ГО и их штабы сверху до низу, то есть защитой населения обязаны заниматься местные органы, руководители министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений.

– защитные мероприятия должны планироваться и осуществляться заблаговременно в мирное время и повсеместно, то есть в каждой административной территории страны и на каждом объекте народною хозяйства. По данным 2007 г. количество защитных сооружений гражданской обороны готовых к приему укрываемых, увеличилось на 10%, возвращено в государственную собственность 419 ЗС ГО, в том числе 331 убежище, завершено строительство 41 ЗС ГО, в том числе 16 убежищ.

– дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения защитных мероприятий в зависимости от экономического и стратегического значения каждого города, промышленного центра и объекта народного хозяйства.

Защита населения от оружия массового поражения может быть обеспечена наиболее эффективно только при сочетании всех способов защиты.

Мероприятия по защите населения должны быть комплексными, основными из них являются:

1. Организация своевременного оповещения населения об угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени;

2. Обеспечение укрытия всего населения в защитных сооружениях по месту работы и жительства. В различных странах возможность укрытия населения в убежищах различна так, в Израиле, Швеции, Швейцарии – 100%. США – 60%, Франции 2%. В нашей стране 57 – 70%. в Москве – 60%, в сельской местности до 30%;

3. Обеспечение своевременного проведения эвакуации населения;

4. Обеспечение всего населения индивидуальными средствами защиты и средствами первой медицинской помощи;

5. Защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными и отравляющими веществами и бактериальными средствами;

6. Организация радиационной, химической и бактериологической разведки, а также дозиметрического и лабораторного контроля на территории района и объектов;

7. Проведение профилактических, санитарно-гигиенических и противопожарных мероприятий;

8. Соблюдение режимов работы на объектах народного хозяйства и поведения населения в зонах радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

9. Проведение санитарной обработки людей, специальной обработки техники, одежды и обуви, а также обеззараживания территории и сооружений;

10. Всеобщее обязательное обучение всего населения способам защиты от современных средств поражения, а также действиям по ликвидации последствий нападения противника;

11. Создание, оснащение и подготовка сил ГО;

12. Организация и проведение СНАВР в очагах поражения.

Основными способами защиты населения от современных средств поражения являются:

– укрытие населения в защитных сооружениях;

– использование населением средств индивидуальной защиты;

– эвакуация населения.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Основанием для проведения упреждающей эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения техногенной аварии на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

ОМСУ обязаны:

при наступлении паводкоопасного периода

1. Поддерживать в постоянной готовности средства оповещения и информирования населения, осуществлять её периодические проверки с включением оконечных устройств.

2. Разработать поминутный план-график действий администрации на период непосредственной опасности паводка, в котором:

определить конкретные обязанности для каждого должностного лица;

предусмотреть взаимозаменяемость;

обеспечить своевременное выполнение комплекса функций и задач в любое время года и суток.

3. Организовать круглосуточное дежурство должностных лиц, ответственных за получение (прохождение) сигнала и своевременное оповещение населения об опасности.

4. Заблаговременно, с учётом наихудшего сценария развития паводковой обстановки, определить места сбора эвакуируемого (отселяемого) населения, пути (маршруты) движения в безопасные районы (места) пешим порядком и на машинах, в обязательном порядке организовать практические занятия и тренировки по эвакуации с привлечением 100% жителей затапливаемых (подтапливаемых) зон.

5. Подготовить к развёртыванию пункты временного размещения (далее - ПВР) населения, предусмотреть вопросы всестороннего обеспечения граждан, размещаемых в ПВР, в том числе - детей.

6. Подготовить в безопасных районах (зонах) места размещения домашних животных и птицы, создать запасы кормов, отгон домашних животных и птицы в безопасные места осуществить по возможности заблаговременно.

7. Организовать взаимодействие с органами управления и учреждениями (организациями), осуществляющими мониторинг паводковой ситуации (ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Краевой центр экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю), постоянно отслеживать паводковую обстановку и информировать о ней население.

При непосредственной опасности паводка

1. С получением сигнала (достоверной информации) о непосредственном приближении паводка обеспечить немедленное доведение его до каждого человека, проживающего (находящегося) в опасной зоне.

2. Организовать выполнение задач администрацией в соответствии с ранее разработанным планом-графиком, обеспечить прямую и непрерывную связь с органами управления территориальной и функциональных подсистем РСЧС, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями.

3. Назначенным должностным лицам, с привлечением заблаговременно подобранных добровольцев из числа местного населения, убедиться в том, что сигнал (информация) об опасности доведён до каждого жителя, особое внимание обратить на оповещение персонала и посетителей социально-значимых объектов, персонально оповестить проблемные категории населения (больных, престарелых и пр.).

4. Обеспечить организованный выход граждан на пункты сбора, провести проверку наличия, при необходимости убедиться в том, что всё население покинуло опасную зону, для чего привлечь, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

5. Организовать размещение жителей в ПВР, по желанию - у родственников в безопасных районах (зонах), для чего предусмотреть выделение автотранспорта.

6. Организовать охрану зданий, сооружений и имущества, оставленного без присмотра, с условием обеспечения безопасности сотрудников МВД и граждан, привлекаемых для выполнения данной задачи.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЙ НАСЕЛЕНИЯ

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПАВОДКА (НАВОДНЕНИЯ)

Жителям населённых пунктов, находящихся в зоне возможного затопления (подтопления) необходимо по возможности следить за уровнями воды в реке, внимательно слушать информацию по теле- и радиоканалам о гидрологической обстановке. При наступлении паводкоопасного периода необходимо внимательно изучить требования настоящей инструкции, сигналы оповещения, правила эвакуации, подготовиться к ней заблаговременно. При обнаружении каких-либо неисправностей в элементах системы оповещения (оконечных устройствах) немедленно сообщить об этом в органы местного самоуправления.

Услышав сигнал (получив информацию) об опасности паводка (наводнения), НЕОБХОДИМО:

1. Внимательно прослушать информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий. Сохранять спокойствие, одеть детей, предупредить соседей.

Не пользуйтесь без необходимости телефоном, чтобы он был свободным для связи с вами.

2. По возможности уточнить в органах местного самоуправления место сбора для эвакуации, если оно не было определено заблаговременно, и приготовиться к ней.

3. Подготовить документы, одежду, необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. Документы сохраняйте в водонепроницаемом пакете.

4. Перенести ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднять на верхние полки.

5. Перегнать домашних животных в безопасное место, если это не было проведено заблаговременно, при невозможности осуществить отгон не оставляйте домашних животных на привязи или в закрытых помещениях.

При возникновении непосредственной опасности паводка и в ходе паводка НЕОБХОДИМО:

1. Перед выходом из дома отключить электро - и газоснабжение, погасить огонь в печах. Закрыть окна и двери, по возможности закрыть окна и двери первого этажа досками (щитами).

2. Взять подготовленные документы, носимые вещи и продовольствие, по заранее определённому (кратчайшему) маршруту выйти в назначенный пункт сбора для эвакуации, попутно оказывать помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста.

3. В пункте сбора сообщить о прибытии представителю местной администрации и по согласованию с ним убыть в пункт временного размещения или другое, определённое для пребывания на период паводка, место.

Вопрос 2

Убежище гражданской обороны – специальное сооружение, предназначенное для защиты людей и материальных средств от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, обычного оружия, а также чрезвычайных ситуций техногенного характера.

Убежища обеспечивают защиту от действия:

· ударной волны ядерного взрыва, распространяющейся как по воздуху, так и в грунте (на определенном расстоянии от места взрыва);

· светового излучения ядерного взрыва;

· проникающей радиации;

· излучения осадков на следе радиоактивного облака (в зоне радиоактивного заражения местности);

· отравляющих веществ;

· бактериальных (биологических) средств;

· воздействия высоких температур при пожаре;

· токсичных продуктов горения;

· осколков и воздушной ударной волны обычных боеприпасов;

· обломков обрушающихся зданий и сооружений

Классификация убежищ по назначению и по вместимости:

-по вместимости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: