По способу организации чередующихся элементов в костюме ритмический порядок может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, спиральное, радиальное или веерное. В каждом случае возникают новый характер движения, новое образное звучание костюма в целом.
Так, например, одежда с горизонтальным чередованием элементов вызывает ощущение устойчивости, равновесия; при вертикальном ритмическом движении в костюме фигура человека приобретает стройность; при диагональном и особенно при спиральном ритме возникает активное, стремительное движение, обусловленное динамикой наклонных линий (рис. 2.7.5).
Рис. 2.7.5. Направления ритма
Подведем итоги:
• Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых, изобразительных).
• Существуют следующие виды ритмов в одежде:
– простой равномерный ритм двух видов (в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы; в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними);
|
|
– пропорционально–последовательный ритм;
– ритмическое построение на основе симметрии;
– радиально-лучевой ритм двух видов (простая равномерная закономерность; прогрессирующий радиально-лучевой ритм);
– ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов.
Вопросы для повторения:
1. Что такое «ритм» и «метр»?
2. Как ритм и метр могут проявляться в костюмной композиции?
3. Какие направления может иметь ритмическое движение в костюме?
Тема 2.8. Материалы в современной одежде; фактура.
План:
1. Зависимость пластики формы от свойств материала.
2. Декоративные свойства тканей: фактура, рисунок.
3. Основные виды материалов, их особенности.
4. Связь формы костюма с пластическими свойствами материалов.