Принципы тождества, нюанса и контраста

    Характерным признаком композиции является то, что каждый ее элемент не существует изолированно, а находится в окружении и взаимосвязи с другими элементами и формами. В связи с этим, воспринимая композицию, зритель сравнивает ее элементы друг с другом.

    Противопоставления отдельных составляющих композиции могут строиться по трем возможным вариантам: тождество, контраст и нюанс.

    Наиболее выразительным и активным из них является контраст. По определению контраст — это резко выраженное различие между двумя однородными свойствами. Так, например, о контрастном отношении элементов говорится при сопоставлении большого и малого, темного и светлого, гладкого и шероховатого и т. д.

    Выбор степени контрастности определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большой мере зависит от назначения проектируемого предмета. Недостаточность контраста может не обеспечить композиции необходимую выразительность, чрезмерность же его может разрушить композиционное единство. Поэтому мера контрастности должна быть ограничена требованиями сохранения целостности композиции.

    Противоположностью контраста является нюанс, т. е. слабо выраженное различие между однородными качествами предмета. Само слово «нюанс» означает «отклонение», «едва заметный переход». Например, при сопоставлении черного и белого цветов воспринимаются только эти два тона и резкая граница между ними. В нюансном же соотношении всегда существует последовательный переход от белого к черному через градации серого.

    Если в композиции имеется полное сходство элементов по размерам, форме, фактуре, цвету и другим свойствам, то речь идет о тождестве.

    Выбирая контраст, нюанс или тождество как выразительное средство композиции, художник руководствуется многими факторами: функцией предмета, его конструкцией, образным решением и т. п.

    В одной композиции могут присутствовать и контраст, и нюанс, и тождество одновременно. Например, если нужно выделить композиционный центр и подчинить ему остальные элементы, главный элемент должен быть контрастным к второстепенным, которые в свою очередь будут находиться между собой в нюансных или даже в тождественных отношениях.

    Выбор контрастного или нюансного решения в костюмной композиции всегда зависит от назначения и общей художественной идеи костюма, а значит, от настроения, которое автор хочет передать и зрителю, и будущему обладателю проектируемой одежды. Контрастная композиция более активна, так как столкновение хотя бы двух начал придает форме выразительность, делает ее более заметной, приподнимает над обыденностью. Поэтому костюм, композиция которого основана на контрасте, всегда необычен, оригинален и преследует одну цель — выделить своего владельца.

    Другое дело нюанс — самое тонкое, деликатное из композиционных средств. Костюм с нюансным отношением элементов не бросается в глаза, его эстетические достоинства раскрываются не сразу, а предполагают внимательное рассмотрение. Нюанс часто выступает как главное средство достижения элегантности.

    Таким образом, становится очевидным вывод: выбор контраста или нюанса во многом определяется функциональным назначением костюма и возрастной группой его владельца.

    Контраст и нюанс в костюме могут быть выражены по-разному: в форме, в характере ее пластики, (рис. 2.9.4) в размерах ее частей и элементов, в цвете и тональном соотношении, в фактуре материалов, используемых для изготовления костюма, и т. д.

                                                                                                                                                                                       

Рис. 2.9.4. Контраст пластики линий

    При проектировании костюма следует учитывать, что контраст, будучи активным средством композиции, может быть применен лишь в одном или двух моментах, остальные же должны быть организованы по принципу нюанса.

       

Рис. 2.9.5. Контраст форм

 Рис. 2.9.6.Нюанс форм

 

    Использование контраста и в форме, и в тоне, и в цвете, и в фактуре одновременно неизбежно приведет к нечеткости восприятия костюма, к путанице в его композиции, создаст у зрителя неприятное ощущение суеты и чрезмерности.

     Рис. 2.9.7. Контраст цвета

    Костюмы, показанные на рис. 2.9.7 демонстрируют выразительные возможности цветового (тонального) контраста.

Статика и динамика

    Важнейшими характеристиками композиции являются динамика и статика. Динамичной считается композиция, в которой обязательно присутствуют развитие, изменение, определенная направленность, т. е. движение. Естественно, что речь идет не о физическом движении, а о его зрительной иллюзии. В динамичной композиции взгляд зрителя непроизвольно начинает воспринимать элементы в определенном порядке. Таким образом, с помощью динамики можно привлечь внимание к главному элементу или главной части композиции.

    В динамичной композиции движение может быть направлено к центру и иметь как бы конечную точку, а может быть направлено от центра, уводя взгляд зрителя за пределы композиции.

    Качеством, противоположным динамике, является статика. Статика — это отсутствие зрительного движения. Она подчеркивает состояние покоя, устойчивости, неподвижности во всем строе композиции.

    Статика и динамика всегда относительны и в той или иной мере могут присутствовать в одной композиции одновременно. При проектировании одежды важно предусмотреть, какое из этих качеств будет превалировать. Решение этой задачи зависит от многих факторов.

    Главным из этих качеств является функциональное назначение одежды. Статичность как главное композиционное средство уместнее использовать в повседневном деловом костюме, который не имеет цели выделиться, обратить на себя внимание. Динамика же, обеспечивая яркое эмоциональное звучание композиции, обычно применяется в одежде для праздничной обстановки, а также для активного отдыха.

    При определении преобладания статики или динамики большое значение имеет возрастной фактор. Динамичное решение композиции подходит для молодежной одежды, так как это соответствует темпераменту, активности молодых людей, их стремлению привлечь к себе внимание, выделиться из толпы. Люди зрелого и пожилого возраста предпочитают одежду более спокойную, имеющую статичную композицию.

    Статика и динамика в композиции костюма могут быть достигнуты различными путями. Прежде всего эти свойства проявляются в самой форме костюма. Так, например, наиболее статичной формой обладает одежда прямого силуэта, особенно если она имеет короткую длину, т. е. по своим пропорциям приближена к квадрату. Такой костюм изображен на рис. 2.9.8

Рис. 2.9.8 Статичная композиция    Рис. 2.9.9 Динамичная композиция

 

    Более динамичной является одежда, имеющая трапециевидный силуэт. Причем чем больше контраст между величинами малого (плечевой пояс) и большого (низ изделия) оснований этой трапеции, тем более активное направленное вверх движение приобретает композиция.

    Динамичным является также прилегающий силуэт «X». Здесь наблюдается ярко выраженное движение формы к тонкой талии, которая составляет контраст с линиями плеча и низа юбки. Это движение хорошо заметно в модели, показанной на рис. 2.9.9.

    Динамичность формы всегда связана с пластическими свойствами материалов, используемых для изготовления одежды. Очевидно, что разные материалы имеют разную степень подвижности. Например, тонкий, свободно падающий шелк обладает динамичной пластикой, так что форма созданной из него одежды находится в постоянном развитии и изменении.

    Наоборот, плотные формообразующие ткани и материалы, такие как драп, костюмная шерсть, кожа или парча, отличаются малой подвижностью и используются для изготовления «футлярной», малообъемной одежды. Такая одежда обычно статична как по форме, так и по ее развитию.

 Статичность и динамичность композиции придают также линии внутреннего членения формы костюма. Это связано с психологией нашего восприятия линий различного характера.

    Прямые горизонтальные линии вызывают ощущение покоя, равновесия, неподвижности. Преобладание их в костюме сообщает форме статичность. Наклонные линии придают композиции динамичность. Убедиться в этом можно на примере моделей, изображенных на рис. 2.9.10. и 2.9.11

Рис. 2.9.10 Динамичная композиция    Рис. 2.9.11 Статичная композиция

 

    Большое значение для создания динамики или статики в костюмной композиции имеет ее ритмическая организация. Использование любого вида ритма приводит к возникновению движения в композиции. При этом метр как равномерное чередование одинаковых элементов сообщает композиции устойчивую, пассивную динамику.

    Активное направленное движение создает ритм. Ритмическая композиция обладает особой напряженностью, ярким эмоциональным звучанием, она привлекает к себе внимание зрителя и делает костюм очень выразительным.

  Очень действенные композиционные средства, определяющие статичность и динамичность костюма, — это симметрия и асимметрия. Симметрия во всех ее видах утверждает идею полного равновесия и устойчивости, а значит и статики.

    В том случае, когда основным приемом организации формы становится асимметрия, которая может проявиться в характере силуэта, в конструктивной основе, в тоновом и цветовом расположении пятен, в использовании материалов с различными фактурами, в размещении декора и т. д., композиция приобретает динамичность и напряженность.

    При проектировании костюма очень важно найти верное соотношение статичности и динамичности в композиции. Тождественная мера, или одинаковость, и того и другого в одном изделии может вызвать противоречие в прочтении идеи модельера, привести к утрате целостности и выразительности.

    Большое значение при проектировании одежды имеют знание возможностей статики и динамики и умение пользоваться ими как основными средствами композиции, помогающими организовать форму современного костюма для различных функций и видов деятельности человека, а также влияющими на образное звучание композиции в целом.    

Подведем итоги:

· Выразительные средства композиции:

- контраст, нюанс, тождество;

- симметрия и асимметрия;

 - ритм и метр;

- цвет;

- зрительные иллюзии;

- масштаб, масштабность.

Вопросы для повторения:

1. Дать определение понятиям «симметрия», «асимметрия», «дисимметрия».

2. Какие виды симметрии существуют в природе и в художественном творчестве?

3. Как симметрия и асимметрия могут проявляться в костюмной композиции?

4. Какие факторы должны учитываться при выборе вида симметрии в композиции костюма?

5. Дать определение понятиям «контраст», «нюанс», «тождество».

6. Чем обусловлен выбор контрастного или нюансного решения в композиции костюма?

7. Как контраст или нюанс проявляются в форме, конструкции, пластике, тональном и цветовом решении костюма?

8. Дать определение понятиям «динамика» и «статика».

9. Как проявляется динамика и статика в силуэтной форме костюма?

10.  Как характер и направление конструктивных и декоративных линий определяют динамику и статику композиции костюма?

11.  Как статика и динамика связаны с другими выразительными средствами композиции?

12.  Какие факторы определяют выбор динамики или статики в костюмной композиции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: