Определите использованный прием сокращения в сжатом изложении

№ микротем Приемы сокращения (подчерните, закрасьте, выделите – на выбор)
1 Исключение, замена, обобщение  
2 Исключение, замена, обобщение  
3 Исключение, замена, обобщение  

Оцените сжатый текст по критериям и нормативам

Критерии Баллы (обведите балл, подчеркните, закрасьте – на выбор)
ИК 1 (все микротемы сохранены в сжатом тексте) 2
(упустил или добавил одну микротему)  
(упустил или добавил более 1 микротемы)  
ИК 2 (использованы приемы сжатия во всех микротемах) 3
(использованы приемы сжатия в двух микротемах)  
(использованы приемы сжатия в одной микротеме)  
(не использовал приемов сжатия)  
ИК 3–(логические ошибки отсутствуют, - последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста  
допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста  
   
Итого (сумма баллов – максимум – 7 баллов) 7

 

 

Задание 5. На выбор даны тексты из ФИПИ (ОГЭ по русскому языку).

Сформулируйте микротемы и впечатайте их. Напишите краткое изложение по выбранному тексту здесь, применив способы сжатия.

Помните про структуру абзаца, что можно сократить, что должно остаться. Учитывайте, что новый текст остается связным, логичным и читаемым.

Удалите лишние тексты.

Текст 1. Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов). (Сократите здесь. Кол-во слов посчитайте в Сервис - Статистике)

Нам кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление. Однако нет ни одной проблемы, чувства и поисков смысла жизни, которые уже когда-то кем-то не были пережиты и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай.

Литература творит чудо, преумножает наш внутренний опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт интриги. Но наступает час, когда мы открываем книгу, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге мудрого собеседника.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой мы становимся другими, настоящими людьми. Неслучайно книгу называют учебником жизни.

 

 

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
1 Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни — всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы.
2 Литература творит чудо, преумножает наш внутренний опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт интриги. Но наступает час, когда мы открываем книгу, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления
3 С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком  

 

Текст 2. Про дружбу.

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов.

Дружат люди с противоположными характерами. Дружба - это не только равенство и сходство, но и неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда дружба делится поровну. Один дарит свой опыт, другой обогащается им. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии.

Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
1 Как становятся друзьями? Дружить могут люди разных профессий.  
2 Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство
3 Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. В дружбе один даёт, другой получает    

 

Текст 3. Семейные узы.

Мы часто го­во­рим о сложностях в вос­пи­та­ни­и на­чи­на­ю­ще­го жизнь человека. Самая боль­шая про­бле­ма — это ослаб­ле­ние се­мей­ных уз, умень­ше­ние зна­че­ния семьи в вос­пи­та­нии. А если в детстве в че­ло­ве­ка семьёй не было за­ло­же­но ни­че­го проч­но­го в нрав­ствен­ном смысле, то потом у об­ще­ства будут проблемы с этим гражданином.

Другая край­ность — чрез­мер­ная опека ребёнка родителями. Это тоже след­ствие ослаб­ле­ния се­мей­но­го начала. Ро­ди­те­ли не­до­да­ли сво­е­му ребёнку ду­шев­но­го тепла и стре­мят­ся в бу­ду­щем опла­тить свой внут­рен­ний ду­хов­ный долг за­поз­да­лой ме­лоч­ной опе­кой.

Мир изменяется. Но если ро­ди­те­ли не смог­ли уста­но­вить внут­рен­ний кон­такт с ребёнком и пе­ре­кла­ды­вали за­бо­ты на ба­бу­шек и де­ду­шек, то не стоит удив­лять­ся, что ребёнок рано при­об­ре­та­ет ци­низм и не­ве­рие в бескорыстие, что жизнь его обедняется

 

 

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
1 Воспитание настоящего человека всегда вызывает сложность. Самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании детей, и как следствие этого возникновение проблем в будущем у этого ребенка.  
2 Чрезмерная опека ребенка родителями – следствие ослабления семейного начала. Родители недодают ребенку душевного тепла, заменяя душевный долг мелочной опекой.  
3 Мир изменяется. Ребенок приобретает рано цинизм и неверие в бескорыстие, если родители переложили основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации. Жизнь такого ребенка обедняется.  

 

 

Текст № 4.

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, ответственного. Он уважает себя и окружающих, его отличает стремление к высокому, любовь к природе и родине, сострадание к ближнему.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит достоинство в любых ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная цель такого человека — увеличивать добро в мире. Его идеал — подлинная человечность.

В наше время люди уделяют мало времени культуре. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, впитывает положительный опыт семьи и родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он будет полезным обществу.

 

 

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
1   Какого человека можно считать культурным.    
2 Главная цель культурного человека— увеличивать добро в мире.
3 В наше время культуре уделяется мало времени. Процесс приобщения к культуре должен идти с самого детства, чтобы человек взрослый был полезен обществу.  

 

 

Текст 5 Про мечты

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, желание борьбы во имя прекрасного будущего. Мечты не должны быть оторваны от действительности, они должны предугадывать будущее.

Мечта нужна каждому. Она вызывает волнение, она не даёт нам успокоиться, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание прекрасного.

 

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
1 Нельзя отнимать у человека возможность мечтать
2 Ценность мечты в том, что она вызывает желание жить и стремиться к неизведанным далям.
3 Мечта помогает бороться за будущее.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: