Приложение №1
Контрольные вопросы. Контроль исходного уровня знаний.
1. Что такое лекарственное средство?
2. Как делятся лекарственные средства.
3. Пути введения лекарственных веществ в организм.
4. Какой путь введения называется энтеральным и его характеристика?
5. Что такое парентеральный путь введения,его характеристика?
6. Каковы общие правила выписывания лекарственных средств в отделении?
7. В чем заключаются особенности хранения лекарственных средств в отделении?
8. Каковы правила хранения и учета наркотических средств?
9. Какие правила раздачи лекарств в отделении?
10. Какие правила приема лекарств надо учитывать?
Приложение №3
Алгоритмы выполнения практических навыков.
Раздача лекарственных веществ пациентам
Цель: приём лекарств в строго назначенное время и согласно инструкции применения.
Оснащение: на передвижном столике: пипетки, необходимые лекарственные средства, мензурки, ножницы; листы назначений.
Раздача лекарств производится м/с в строгом соответствии с врачебными назначениями. М/с не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи или появились признаки непереносимости лекарственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.
Этапы | Обоснование |
1. Поставьте на передвижной столик ёмкости с лекарственными препаратами (твёрдыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений. | Условия выполнения манипуляции. |
2. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства на тумбочки непосредственно у постели пациента согласно назначениям врача. | Исключаются ошибки при раздаче лекарственных средств. М/с может ответить на вопрос пациента о назначенном ему лекарственном веществе. |
3. Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию. | Соблюдается право пациента на информацию. |
4. Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально. | Для достижения терапевтического эффекта. |
5. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии. | М/с имеет возможность проконтролировать приём лекарственного препарата. |
Примечание.
Данный порядок раздачи лекарственных веществ является наиболее оптимальным, так как:
– медсестра контролирует приём пациентом лекарственного препарата;
– медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лекарственном веществе;
– исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.
Во многих лечебных отделениях м/с в целях экономии времени заранее раскладывает лекарственные вещества в лотки, разделенные на ячейки. В каждой ячейке указаны Ф.И.О. пациента и номер палаты. Затем м/с в этом лотке разносит лекарственные средства пациентам по палатам.
Недостатки данного метода раздачи лекарственных веществ:
– отсутствие контроля за приёмом лекарственных средств пациентом (пациенты забывают принять, выбрасывают лекарственные препараты, принимают с опозданием);
– не соблюдается индивидуальная схема раздачи лекарственных средств, режим приёма («до еды», «после еды», «во время еды» и т.д.);
– возможны ошибки при раздаче (по невнимательности медсестры лекарственные вещества могут попасть в другую ячейку, или пациент ошибочно возьмёт лекарственные средства, ему не предназначенные).
– Трудно ответить на вопросы пациента по поводу назначенных ему лекарственных препаратов, т.к. они в лотке находятся без аптечной упаковки.
Выборка назначений из истории болезни пациента
Показание: назначение врача.
Оснащение: ручка, лист назначения.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Врач, ежедневно проводя осмотр пациентов в отделении, записывает в «Медицинскую карту стационарного больного» необходимые данному пациенту лекарственные средства, их кратность приёма и пути введения. | Обеспечивается лечебный процесс |
Выполнение манипуляции | |
2. Переписать в индивидуальный лист назначения для каждого пациента. | Обеспечивается выполнение врачебных назначений меди- цинской сестрой. |
3. Назначенные препараты в инъекционной форме записать в процедурный лист и передать проце- дурной медицинской сестре. | Преемственность в действиях медработников. |
Образец
№ пала- ты | Ф.И.О. больного | Номер истории болезни | Назначения | Кратность | Механизм введения | Дата назначения | Дата отмены |
6 | Иванов С.Л. | 18402 | р-р Линкомедина р-р Димедрола 1% - 2,0 | 0,6 х 3 р. 2,0 | в/м | 17.08.05. 17.08.05. | 19.08.05. 19.08.05 |
Составление требований на лекарственные препараты
Цель: обеспечение лечебного отделения лекарственными средствами.
Оснащение: бланки требований-накладных, ручка.
Этапы | Обоснование |
1. Выписка лекарств в отделении производится старшей медсестрой отделения. | |
2. Старшая медсестра суммирует назначенные лекарства и заполняет требование на получение их из аптеки. | Соблюдение правил выписывания лекарственных средств |
3. Требование (Ф-Н7) состоит из 2-х частей, которые заполняются одинаково: одну часть отправляют в аптеку, другая - остаётся в отделении. | Соблюдение правил выписывания лекарственных средств |
4. На одном бланке выписывают сильнодействующие и простые лекарства на русском языке. | Соблюдение правил выписывания лекарственных средств |
5. На втором - наркотические средства и яды - на латинском языке с указанием фамилии, имени, отчества больного, номера истории болезни и диагноза. | Соблюдение правил выписывания и учёта наркотических средств. |
6. На третьем бланке выписывают остроде- фицитные лекарства с указанием фамилии, имени, отчества больного, номера истории болезни. | Соблюдение правил выписывания и учёта остродефицитных лекарствен- ных средств. |
7. Отдельно выписывают спирты и спиртовые растворы на латинском языке с указанием способа употребления. | Соблюдение правил выписывания лекарственных средств |
8. Все лекарства выписывают с указанием дозировки и количества упаковок, процент концентрации раствора, и количество мл в ампуле. | Соблюдение правил выписывания лекарственных средств |
9. Указывается время получения лекарственных веществ из аптеки, дата и время выдачи. | Необходимое условие. |