Тактические задачи для измерения уровня знаний по выживанию в естественных природных условиях

В данной части практической работы разработаны тематические задачи для измерения уровня знаний по выживанию в естественных природных условиях. В данных задачах необходимо принять решение и составить алгоритм действий выхода из экстремальной ситуации. Решение задач имитирует реальную экстремальную ситуацию, что способствует учиться думать логически, принимать правильные решения учащимися, а в последствии, применять свои знания на практике.

Уровень сложности задач, составлен с учетом последовательности изучения учебных тем по курсу выживание в естественных природных условиях. В связи с этим система оценки  задач следующая: результаты подводятся по каждой задаче отдельно, что позволяет проверить уровень знаний учащихся на промежуточном этапе обучения, то есть после изучения конкретной темы. В свою очередь тематические задачи можно объединить по комплексу пройденных тем. В целом комплекс задач  можно использовать в качестве проверки знаний по всему курсу выживание в естественных природных условиях.

К каждой задаче разработаны подробное решение и алгоритм действий, что и является критерием оценки.

Задача №1

    В конце ноября, группа геологов из 17 человек, вылетела из поселка Мирный в базовый лагерь, расположенный в тайге. Расстояние от п. Мирный до базового лагеря 650 км. Пролетев 350 км, у вертолета отказал двигатель. При падении вертолет сильно пострадал, и через 12 минут произошло возгорание. Связь с внешним миром отсутствует. 12 человек в группе ранены, из них 5 – тяжело. На следующий день после вылета, синоптики обещали ухудшение погодных условий, сильный снег. Через два дня, после крушения, 3 человека выздоровели, а у одного состояние здоровья ухудшилось. У каждого из потерпевших имеется паек на одни сутки. 

Напишите алгоритм действий в данной ситуации.

Алгоритм.

1.Выбраться самим и вынести пострадавших из вертолёта, отнести их на безопасное расстояние.

2.Взять из вертолета самое необходимое: медикаменты, воду, продукты питания, теплые вещи и имеющееся снаряжение.

3.Оказать пострадавшим ПДП.

4.Оценить ситуацию (количество раненых, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: Раненых 12, способных обеспечивать выживание 5, транспортировка пострадавших не возможна в связи с тем, что более 50 % группы не могут двигаться самостоятельно. Питание на 1 день, необходимо организовать добычу продуктов. Палаток нет, так как вертолет должен был доставить группу в базовый лагерь – необходимо оборудовать временные укрытия. Место положение известно, так как летчик знает направление, сколько километров пролетели, и сколько осталось до базового лагеря (350 км). 350 км можно пройти за 14 дней. Прогноз погоды на ближайшее время известен, ожидается сильный снег, спасатели не смогут приступить к поискам из-за погодных условий.

5. Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

5.1.Распределить обязанности в группе и составить алгоритм действий.

5.2.Организовать временные укрытия и быт, выложить сигнальные костры, знаки международной кодовой таблицы (нахватает еды).

5.3.Поместить раненых во временные укрытия, организовать уход за ранеными.

5.4.Организовать круглосуточное дежурство по своевременной подачи сигналов бедствия.

5.5.Рационально распределить пищу и воду с учетом пребывания не менее 3 суток в условиях автономного существования.

5.6.Организовать добычу воды и пищи.

5.7.Организация поддержания быта.

 

Задача №2

    Группа туристов из 10 человек на расстоянии 65 км от населенного пункта заблудилась в горной лесной местности. Продуктов осталось на один день. Спасатели начнут поиски группы только через 5 дней. У двух человек высокая температура.

Напишите алгоритм действий в данной ситуации.

Алгоритм.

1.Оценить ситуацию (количество больных, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: из 10 человек пострадали 2, организовать транспортировку можно. Известно расстояние до НП 65 км – 2 дня пути. Продуктов на один день, можно распределить на 2 дня. 

2. Решение: Выходить из ситуации собственными силами.

2.1.оставить записку на видном месте в гермоупаковке с указанием количественного состава группы, количество больных и степенью болезни, обеспеченностью снаряжением, продуктами питания и медикаментами, направлением движения, пунктом назначения.

2.2. выложить знак бедствия и направления движения

2.3.организовать транспортировку больных и уход за ними в процессе движения

2.4.организовать транспортировку сигнальных знаков (костер и т.д.)

2.5.в процессе движения указывать направление указательными знаками, назначить ответственных лиц за своевременную подачу сигналов бедствия.

 

Задача №3

    Экскурсионный автобус с группой из 40 человек попал в аварию. 35 человек пострадало в результате ДТП, притом 20 человек тяжело. Водитель и 3 человека погибли. До ближайшего населенного пункта 150 км. Транспортный поток на дороге очень маленький, телефонной связи нет.

Напишите алгоритм действий в данной ситуации.

Алгоритм.

1.Выбраться самим и вынести пострадавших из автобуса, отнести их на безопасное расстояние.

2.Взять из автобуса самое необходимое: медикаменты, воду, продукты питания, вещи.

3.Оказать пострадавшим ПДП.

4.Оценить ситуацию (количество пострадавших, месторасположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: Большая часть группы не может двигаться самостоятельно из-за состояния здоровья, транспортировка пострадавших не возможна. 5.Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

5.1.Распределить обязанности в группе и составить алгоритм действий.

5.2.Организовать временные укрытия для пострадавших.

5.3.Поместить раненых во временные укрытия, организовать уход за ранеными.

5.4.Организовать дежурство по наблюдению за дорогой для своевременной остановки проезжающих транспортных средств.

5.5.При первой возможности остановить ТС и сообщить водителю о ДТП, количестве пострадавших и погибших.

5.6.Отправить с ТС пострадавших, которым необходима экстренная скорая помощь.

 

 

Задача №4

    Поздней осенью группа геологов из 16 человек, летевшая на самолете, совершила аварийную посадку на озере в тундре. При посадке 10 человек пострадали, 4 из них не могут двигаться в течение 6 дней. У одного человека сломан позвоночник. До ближайшего населенного пункта 800 км. До станции геологов 250 км. Еды должно хватить на 2 дня. Телефонной и радиосвязи нет.

Напишите алгоритм действий в данной ситуации.

Алгоритм.

1.Выбраться самим и вынести пострадавших из самолета, отнести их на безопасное расстояние.

2.Взять из самолета самое необходимое: медикаменты, воду, продукты питания, теплые вещи и имеющееся снаряжение.

3.Оказать пострадавшим ПДП.

4.Оценить ситуацию (количество раненых, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: Раненых 10, способных обеспечивать выживание 6, транспортировка пострадавших не возможна в связи с тем, что почти две трети группы не могут двигаться самостоятельно. Еды хватит на 2 дня, нужно организовать её добычу.

5.Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

5.1.Распределить обязанности в группе и составить алгоритм действий.

5.2.Организовать временные укрытия и быт, выложить сигнальные костры, знаки международной кодовой таблицы (МКТ).

5.3.Поместить раненых во временные укрытия, организовать уход за ранеными.

5.4.Организовать круглосуточное дежурство для своевременной подачи сигналов бедствия.

5.5.Рационально распределить пищу и воду с учетом пребывания не менее 3 суток в условиях автономного существования.

5.6.Организовать добычу воды и пищи.

5.7.Организация поддержания быта.

Задача №5

    Весной экскурсионный вертолет совершил аварийную посадку в лесу. В вертолете находилось 10 человек, двое из них пострадали с переломами рук и ребер. Вечером пошел сильный снег с дождем. Еды нет. До ближайшего населенного пункта 130 км. Рация в вертолете не пострадала. Возможности выслать в ближайшие три дня вертолет за пострадавшими, нет.

Напишите алгоритм действий в данной ситуации.

Алгоритм.

1.Сообщить диспетчеру о происшествии и координатах аварийной посадки.

2.Оценить ситуацию (количество раненых, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: из 10 человек пострадали 2, есть возможность организовать транспортировку, но рация в вертолете не пострадала, можно сообщить спасателям о происшествии. Вертолета не будет 3 дня. До населенного пункта 5 дней пути (130 км).

3.Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

3. 1. Оказать пострадавшим ПДП.

3.2.Распределить обязанности в группе и составить алгоритм действий.

3.3.Организовать уход за ранеными.

3.4.Сообщить диспетчеру о количестве пострадавших и полученных ранениях, наличии пищи и воды, медикаментов.

3.5.Выложить сигнальные костры, знаки международной кодовой таблицы (МКТ).

3.6.Организовать круглосуточное дежурство по своевременной подачи сигналов бедствия.

3.7.Организовать разведку местности с целью добычи пищи и воды.

3.8.Организовать добычу воды и пищи.

3.9.Организация быта.

 

Задача №6

    В декабре частный самолет, летевший через горную местность, зацепился за кроны деревьев и рухнул на камни. В нем находилось 20 человек вместе с пилотом. При аварии 15 человек пострадали, 11 из них тяжело и двигаться не могут. До ближайшего населенного пункта 370 км. Еды должно хватить на одну неделю, медикаментов не хватает. Самолет сильно поврежден, есть опасность возгорания. Телефонной и радио связи нет. По сообщению метеорологической службы на следующий день должен пойти сильный снегопад и температура понизится до –15 градусов.                  

Напишите алгоритм действий в данной ситуации.

Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

Алгоритм.

1.Выбраться самим и вынести пострадавших из самолета, отнести их на безопасное расстояние.

2.Взять из самолета самое необходимое: медикаменты, воду, продукты питания, теплые вещи и имеющееся снаряжение.

3.Оказать пострадавшим ПДП.

4.Оценить ситуацию (количество раненых, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: Большая часть группы не может двигаться самостоятельно из-за состояния здоровья, транспортировка пострадавших не возможна. Еда есть.

5. Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

5.1.Распределить обязанности в группе и составить алгоритм действий.

5.2.Организовать временные укрытия и быт, выложить сигнальные костры, знаки международной кодовой таблицы – SOS, нужны медикаменты и теплые вещи (МКТ).

5.3.Поместить раненых во временные укрытия, организовать уход за ранеными.

5.4.Организовать круглосуточное дежурство для своевременной подачи сигналов бедствия.

5.5.Организация поддержания быта.

5.6.Организовать утепление временных укрытий и применить туристские способы ночевки у костра.

5.7. При отсутствии спасателей на 4 день – организовать добычу воды и пищи.

 

Задача №7

    Геологическая экспедиция из 10 человек, направляясь к базовому лагерю на вертолете, потерпела крушение. 5 человек получили различные ранения и в течение 5 дней не предоставляется возможности двигаться самостоятельно.

    Дополнительная информация: от места планируемой посадки, экспедиция должна была до места базового лагеря двигаться пешком 3 дня.

Алгоритм.

1.Выбраться самим и вынести пострадавших из вертолета, отнести их на безопасное расстояние.

2.Взять из вертолета самое необходимое: медикаменты, воду, продукты питания, теплые вещи и имеющееся снаряжение.

3.Оказать пострадавшим ПДП.

4.Оценить ситуацию (количество раненых, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: пострадавших в группе больше 30%, нет возможности организовать транспортировку. Еды хватит на 3 дня. Имеется снаряжение для организации лагеря.

5. Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

5.1.Распределить обязанности в группе и составить алгоритм действий.

5.2.Оборудовать лагерь, выложить сигнальные костры, знаки международной кодовой таблицы – SOS, нужны медикаменты.

5.3.Поместить раненых в палатки, организовать уход за ранеными.

5.4.Организовать круглосуточное дежурство для своевременной подачи сигналов бедствия.

5.5.Организация поддержания быта.

5.6. При отсутствии спасателей на 3 день – организовать добычу воды и пищи.

 

Задача №8

    Группа туристов из 15 человек, направляясь, на экскурсию на вертолете в горную местность сроком на 2 дня, попадает в экстремальную ситуацию. Вертолет совершил аварийную посадку. При посадке получил повреждения и не подлежит ремонту. Связь отсутствует. При посадке 3 человека получили ранения. До ближайшего населенного пункта 25 км. Из-за неблагоприятных погодных условий спасатели в течении 3 дней не смогут начать ПСР.

Алгоритм.

1.Выбраться самим и вынести пострадавших из самолета, отнести их на безопасное расстояние.

2.Взять из вертолета самое необходимое: медикаменты, воду, продукты питания, теплые вещи и имеющееся снаряжение.

3.Оказать пострадавшим ПДП.

4.Оценить ситуацию (количество больных, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: из 15 человек в группе пострадали 2 человека, есть возможность организовать транспортировку. До населенного пункта 25 км – 1 день пути. Из-за неблагоприятных погодных условий спасатели не смогут спасти группу.

5. Решение: Выходить из ситуации собственными силами.

5.1.Определить своё место расположение и маршрут движения

5.2.Отобрать и подготовить имущество, которое необходимо взять с собой для обеспечения автономного существования.

5.3.Проверить экипировку и правильность подгонки снаряжения.

5.4.Распределить имеющееся снаряжение на всех здоровых членов группы.

5.5.Приготовить сигналы бедствия, для их использования в движении

5.6. Оставить записку на видном месте в гермоупаковке с указанием количественного состава группы, количество больных и степенью болезни, обеспеченностью снаряжением, продуктами питания и медикаментами, направлением движения, пунктом назначения.

5.7. выложить знак бедствия и направления движения

5.8.организовать транспортировку больных и уход за ними в процессе движения

5.9.Организовать транспортировку сигнальных знаков (костер и т.д.)

5.10.В процессе движения указывать направление указательными знаками, назначить ответственных лиц за своевременную подачу сигналов бедствия.

Задача №9

Группа туристов из 15 человек, направляясь, на экскурсию на вертолете в горную местность сроком на 3 дня попадает в экстремальную ситуацию. Вертолет совершил аварийную посадку. Вертолет получил повреждения и не подлежит ремонту в данной ситуации, связь отсутствует. При посадке 7 человек получили ранения и в течение 4 дней не могут двигаться. До ближайшего населенного пункта 65 км.

Напишите алгоритм действий в данной ситуации.

Алгоритм.

1.Выбраться самим и вынести пострадавших из вертолёта, отнести их на безопасное расстояние.

2.Взять из вертолета самое необходимое: медикаменты, воду, продукты питания, теплые вещи и имеющееся снаряжение.

3.Оказать пострадавшим ПДП.

4.Оценить ситуацию (количество раненых, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение: 50% человек в группе пострадали, и двигаться не могут, следовательно, нельзя организовать транспортировку пострадавших. Еды хватит на 3 дня. Связи со спасателями нет. Палаток нет, необходимо оборудовать временные укрытия.

5. Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

5.1.Распределить обязанности в группе и составить алгоритм действий.

5.2.Организовать временные укрытия и быт, выложить сигнальные костры, знаки международной кодовой таблицы (МКТ).

5.3.Поместить раненых во временные укрытия, организовать уход за ранеными.

5.4.Организовать круглосуточное дежурство для своевременной подачи сигналов бедствия.

5.5.Рационально распределить пищу и воду.

5.6.Организовать добычу воды и пищи.

5.7.Организация поддержания быта.

5.8.Отправить двух человек в населенный пункт, для сообщения спасателям о происшествии.

 

Задача №10

    В октябре, группа геологов из 17 человек, вылетела из поселка Кудымкар в базовый лагерь, расположенный в тайге. Расстояние от п. Кудымкара до базового лагеря 350 км. Пролетев 250 км, у вертолета отказал двигатель. При падении вертолет сильно пострадал, и через 12 минут происходит возгорание. Связь с внешним миром отсутствует. 9 человек в группе ранены, из них 2 – тяжело. На следующий день после вылета, синоптики обещали снег. У каждого из потерпевших имеется паек на одни сутки. Поиски спасателями пострадавших результаты не дадут.

Напишите алгоритм действий в данной ситуации.

Новая вводная: Через два дня, после крушения, 7 человек из раненых способны двигаться самостоятельно.

Продолжите алгоритм действий в данной ситуации.

Алгоритм.

1.Выбраться самим и вынести пострадавших из вертолета, отнести их на безопасное расстояние.

2.Взять из самолета самое необходимое: медикаменты, воду, продукты питания, теплые вещи и имеющееся снаряжение.

3.Оказать пострадавшим ПДП.

4.Оценить ситуацию (количество раненых, местоположение, наличие пищи и воды, вещей, снаряжения и т.д.) и принять решение:

Раненых 9, способных обеспечивать выживание 8, транспортировка пострадавших не возможна в связи с тем, что более 50 % группы не могут двигаться самостоятельно. Питание на 1 день, необходимо организовать добычу продуктов. Палаток нет, так как вертолет должен был доставить группу в базовый лагерь – необходимо оборудовать временные укрытия. Место положение известно, так как летчик знает направление, сколько километров пролетели, и сколько осталось до базового лагеря (100 км). 100 км. можно пройти за 3 дня. Прогноз погоды на ближайшее время известен, ожидается снег, спасатели не смогут приступить к поискам из-за погодных условий.

5. Решение: Оставаться на месте происшествия и ждать помощи спасателей.

5.1. Распределить обязанности в группе и составить алгоритм действий.

5.2.Организовать временные укрытия и быт, выложить сигнальные костры, знаки международной кодовой таблицы – SOS, нужны медикаменты, теплые вещи, продукты питания (МКТ).

5.3.Поместить раненых во временные укрытия, организовать уход за ранеными.

5.4.Организовать круглосуточное дежурство для своевременной подачи сигналов бедствия.

5.5.Организация поддержания быта.

5.6. Рационально распределить пищу и воду.

5.7.Организовать добычу воды и пищи.

5.8.Организовать утепление временных укрытий и применить туристские способы ночевки у костра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: