Устройство труппы и канон спектакля

Статья «Комедия дель арте»

Комедия дель а́рте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капоко́мико, итал. capocomico).

Принцип, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных телесериалов (мыльные оперы), а искусство импровизации — в stand-up comedy (стендап-комеди)

Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски.

Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста). К основным персонажам комедии относятся мужские маски, и женские маски. А также персонажи, не надевающие маски, это Дзанни (это одни из первых, самых старых масок) или Влюблённые.

Мужские персонажи

1. Северный (венецианский) квартет масок:

Панталоне Доктор Бригелла Арлекин

Панталоне - венецианский купец и скупой старик.

Доктор - псевдоучёный доктор права и старик.

Бригелла - первый дзанни и умный слуга.

Арлекин - второй дзанни и глупый слуга.

2. Южный (неаполитанский) квартет масок:

Тарталья — судья-заика.

Скарамучча — хвастливый вояка и трус.

Ковьелло — первый дзанни и умный слуга.

Пульчинелла - второй дзанни и глупый слуга.

Капитан — хвастливый вояка, трус

Лелио - юный влюблённый.

 

Тарталья Скарамучча Ковьелло

 

Пульчинелла Капитан е

 

 

                                                                                                                     Лелио

Женские персонажи

Изабелла - юная влюблённая.

Коломбина - служанка.

 

Изабелла                        Коломбина

 

Маски

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценарии, но маска — значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры и, играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно знать сценарий — сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.

Устройство труппы и канон спектакля

Система сценического искусства комедии дель арте сформировалась к концу XVI века и совершенствовалась в течение следующего столетия. В 1699 году в Неаполе был издан наиболее полный кодекс комедии — «Dell’arte representiva, premediata e all’improviso», составленный Андреа Перуччи.

Спектакль начинался и заканчивался парадом с участием всех актёров, с музыкой, танцем, с лацци (буффонными трюками) и дурачествами, состоял из трёх актов. В перерывах между актами исполнялись короткие интермедии. Действие было ограничено во времени (двадцатичетырёхчасовой канон). Схема сюжета также была канонична: молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды. В труппе был капокомико, разбиравший с актёрами сценарий, расшифровывая лацци (трюки) и заботясь о необходимом реквизите. Сценарий подбирался строго в соответствии с теми масками, которые есть в труппе. Это минимум один квартет масок и пара влюблённых. Хорошая труппа должна была также иметь в своём составе ещё двух актрис, певицу (итал. la cantatrice) и танцовщицу (итал. la ballarina). Количество актёров в труппе редко было меньше девяти, но обычно и не превышало двенадцати. Для декораций требовалось обозначить улицу, площадь, два дома в глубине, справа и слева, между которыми натягивался задник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: