Основой спектакля в комедии дель арте являлся импровизационный сценарий (или канва) — очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц, порядка выхода на сцену, действий актёров, основных лацци и предметов реквизита.
Сценарий, как правило, имел комедийный характер, но это могли быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль (истории из сельской жизни).
Здесь вступало в силу искусство импровизации итальянских комедиантов. Импровизация позволяла адаптировать пьесу к новой публике, к новостям города; импровизационный спектакль труднее подвергнуть предварительной цензуре. Искусство импровизации заключалось в находчивой подаче реплик в сочетании с уместной жестикуляцией и умением свести всю импровизацию к исходному сценарию.
Для успешной импровизации требовались темперамент, чёткая дикция, владение декламацией, голосом, дыханием; нужна была хорошая память, внимание и находчивость, требующие мгновенной реакции; богатая фантазия, превосходное владение телом, акробатическая ловкость, умение прыгать и кувыркаться через голову — пантомима как язык телодвижений выступала наравне со словом. Кроме того, актёры, игравшие одну и ту же маску в течение всей жизни, набирали солидный багаж сценических приёмов, трюков, песен, поговорок, афоризмов и монологов и могли свободно пользоваться этим в самых разных сочетаниях.
|
|
Лишь в XVIII веке драматург Карло Гольдони увёл итальянскую драматургию от импровизации к фиксированному тексту сценария и «похоронил» находившуюся в упадке комедию дель арте.
Комедия в России
В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 года. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII века в московских и петербургских домах периодически устраивались венецианские карнавалы с разными чудесными масками.
Новая волна интереса к наследию комедии дель арте началась уже в начале XX века, когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников (А. А. Блок, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров).
В. Э. Мейерхольд на основе своих экспериментов и глубокого изучения техники игры актёров комедии дель арте предложил практику биомеханики, на сегодняшний день являющуюся одной из основ физического театра.