1. Самостоятельно подготовьте рекомендации на тему «Методы активизации аудитории».
2. Выявите свои потребности в сфере досуга.
Основные формы организации культурно-досуговой деятельности и их классификация
Формы досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологии, различны по формам проведения и организации. Разновидности досуга, существовавшие в прошлом, постоянно видоизменяются и приумножаются за счет рождения новых досуговых занятий. Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты культурные интересы и потребности личности. Охарактеризовать формы культурно-досуговой деятельности исчерпывающим образом практически невозможно. В процессе анализа обычно используются классификации, которые позволяют выделить наиболее изученные и освоенные формы досуговой деятельности.
В основу этих классификаций могут быть положены разные основания:
· по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности);
· по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности);
· по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности);
· по наличию творческого элемента: активные (деятельностные): творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения; пассивные: посещение различных культурных мероприятий и потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.).
За основу классификации форм досуга также могут быть приняты:
· степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);
· широта участия в культурно-досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);
· специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых и иных учреждений);
· особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, самодеятельное население, пенсионеры и т.д.);
· полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (монофункциональные, диафункциональные, комплексные).
В ходе опытно-экспериментальной работы исследовательским коллективом под руководством профессора М.А. Ариарского было выявлено и проанализировано почти пятьсот форм досуга, включавших в себя:
- активную рекреацию (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и т.д.);
- товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и т.д.;
- индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и т.д.);
- потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т.д.);
- познавательный, спортивно-оздоровительный туризм; участие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных формах коллективного времяпрепровождения;
- любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т.д.).
Как отмечает Г.А. Аванесова, в России интенсивно развиваются такие распространенные в западных странах виды досуга, как:
· обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино, компьютеру);
· зарубежный и внутренний туризм;
· оздоровительные занятия в фитнесс-клубах, аквапарках, бассейнах, саунах;
· игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азартные);
· посещение ресторанов, развлекательных центров, гипермаркетов;
· посещение обучающих центров.
Кроме того можно выявить различные уровни организации досуга:
- репродуктивный (досуг строится на известных образцах);
- поисково-творческий (личность вносит в досуг элементы индивидуализации его форм и содержания);
- творческо-созидательный (обеспечивающем разностороннее раскрытие индивидуальности).
По мнению М.А. Ариарского, взаимосвязь духовного наполнения досуга и уровня владения умениями и навыками его организации, проявляется в способности личности:
- планировать свой досуг;
- использовать эстетический и оздоровительный потенциал природной среды;
- осуществлять интеллектуально насыщенное общение в кругу семьи, друзей, клубного объединения или иной социальной общности;
- эффективно использовать возможности чтения, избирательного просмотра телепрограмм и других форм индивидуального потребления ценностей культуры;
- реализовывать свои способности и дарования в различных областях художественного, технического и прикладного творчества.