Практические задания

1. Самостоятельно подготовьте рекомендации на тему «Методы активизации аудитории».

2. Выявите свои потребности в сфере досуга.

Основные формы организации культурно-досуговой деятельности и их классификация

 

Формы досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологии, различны по формам проведения и организации. Разновидности досуга, существовавшие в прошлом, постоянно видоизменяются и приумножаются за счет рождения новых досуговых занятий. Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты культурные интересы и потребности личности. Охарактеризовать формы культурно-досуговой деятельности исчерпывающим образом практически невозможно. В процессе анализа обычно используются классификации, которые позволяют выделить наиболее изученные и освоенные формы досуговой деятельности.

В основу этих классификаций могут быть положены разные основания:

· по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности);

· по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности);

· по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности);

· по наличию творческого элемента: активные (деятельностные): творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения; пассивные: посещение различных культурных мероприятий и потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.).

За основу классификации форм досуга также могут быть приняты:

· степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);

· широта участия в культурно-досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);

· специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых и иных учреждений);

· особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, самодеятельное население, пенсионеры и т.д.);

· полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (монофункциональные, диафункциональные, комплексные).

В ходе опытно-экспериментальной работы исследовательским коллективом под руководством профессора М.А. Ариарского было выявлено и проанализировано почти пятьсот форм досуга, включавших в себя:

- активную рекреацию (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и т.д.);

- товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и т.д.;

- индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и т.д.);

- потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т.д.);

- познавательный, спортивно-оздоровительный туризм; участие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных формах коллективного времяпрепровождения;

- любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т.д.).

Как отмечает Г.А. Аванесова, в России интенсивно развиваются такие распространенные в западных странах виды досуга, как:

· обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино, компьютеру);

· зарубежный и внутренний туризм;

· оздоровительные занятия в фитнесс-клубах, аквапарках, бассейнах, саунах;

· игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азартные);

· посещение ресторанов, развлекательных центров, гипермаркетов;

· посещение обучающих центров.

Кроме того можно выявить различные уровни организации досуга:

- репродуктивный (досуг строится на известных образцах);

- поисково-творческий (личность вносит в досуг элементы индивидуализации его форм и содержания);

- творческо-созидательный (обеспечивающем разностороннее раскрытие индивидуальности).

По мнению М.А. Ариарского, взаимосвязь духовного наполнения досуга и уровня владения умениями и навыками его организации, проявляется в способности личности:

- планировать свой досуг;

- использовать эстетический и оздоровительный потенциал природной среды;

- осуществлять интеллектуально насыщенное общение в кругу семьи, друзей, клубного объединения или иной социальной общности;

- эффективно использовать возможности чтения, избирательного просмотра телепрограмм и других форм индивидуального потребления ценностей культуры;

- реализовывать свои способности и дарования в различных областях художественного, технического и прикладного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: