Семья как аудитория культурно-досуговой деятельности

Лекция Гувернер как организатор культурно-досуговой деятельности в семье

(Источник Мещерякова И.В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье: Учеб. пособие для студентов спец-ти 100110.65 (230600) «Домоведение»- СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2011.– из свободно распространяемых источников)

П онятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени».

В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.

Итак, в настоящее время ученые рассматривают бюджет времени человека из трех органично взаимосвязанных, но качественно различных компонентов: рабочего времени, необходимого внерабочего и свободного времени.

Досуг - это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности человека, прежде всего восстанавливающего характера, досуг есть специфически социальный способ его регенерации.

К ультурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а так же с целями рекреации и социально-культурного развития.

К ультура досуга – это такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям.

Культурно-досуговая деятельность имеет свою объем, структуру и содержание.

Объем культурно-досуговой деятельности зависит от бюджета времени каждого человека и будет соотноситься с величиной рабочего и непреложеного времени. Увеличение досугового времени может достигаться двумя путями – сокращением рабочего времени и совершенствованием быта.

Под структурой культурно-досуговой деятельности необходимо понимать построение, взаиморасположение и взаимосвязь основных его частей - потребление культурных ценностей, самообразование, культурно-творческие занятия, игровую деятельность, досуговой общение, пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями атикультуры.

Содержание культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как «внутренний смысл» основных структурных элементов, их конкретную наполненность и сущность. Практически каждый структурный элемент может включать в себя различное содержательное наполнение. Например, любительские занятия у каждого человека будут наполнены разного рода деятельностью: это может быть рыбалка, цветоводство, собаководство, вышивание и т.д.

Основные функции культурно-досуговой деятельности.

· рекреативную (возможность снять производственное утомление, произвести разрядку, дать отдых);

· развивающую (вовлечения индивида в процесс непрерывного просвещения; включения людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений.);

· компенсаторную (самореализацию творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально-трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности).

· коммуникативную функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно значимое неформальное общение;

· накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей, значений;

· воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

· социализирующую, обеспечивающая через создание структуры отношений опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

· гедонистическую (получение наслаждения и удовольствия);

· функцию регуляции социальных отношений (через карнавализацию, игру);

· воспитательную;

· функцию совместного переживания значимых событий общественной жизни, которое обеспечивают праздники.

 

 

Практические задания:

1. Дайте свое понимание высказыванию: «Я никогда не бываю так занят, как в свое свободное время».

2. Составьте распорядок дня членов вашей семьи. Каковы основные отличия? Какие элементы не зависят от возраста человека и являются обязательными? Просчитайте свой временной бюджет.

 

Семья как аудитория культурно-досуговой деятельности

Важной задачей при организации культурно-досуговой работы с семьей, является анализ семейной аудитории.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни.

В Энциклопедическом социологическом словаре понятие семья определяется, как «общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

Такие исследователи семьи как А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья является той средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья - это источник удовлетворения целого ряда потребностей, а также тот коллектив, который предъявляет к нему разнообразные и сложные требования. На протяжении всей жизни человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания, планирование потребительского бюджета и уровня жизни, катастрофического роста количества малообеспеченных семей.

Малообеспеченность и бедность значительной части семей, их сосредоточенность на поисках дополнительных заработков, высокий уровень занятости женщин, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на развитие детей, их нравственное и физическое здоровье. Большинство семей испытывают дефицит средств, времени и педагогической компетенции для воспитания и развития детей. Это приводит к тому, что социализация детей все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.

Целый ряд проблем российской семьи становятся очевидными каждому человеку – это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение количества браков, рост количества разводов, увеличение частоты добрачных и половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений; рост числа отказов от детей; подростковая и детская преступность, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк:

· количественный и качественный дефицит социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи;

·  отсутствие информации об эффективных методах интеллектуального, физического и психического развития личности ребенка;

· утрата навыков и форм семейного досуга и культурного сотворчества;

· в низкой социально-психологической культуре детей и родителей, ведущей к семейным конфликтам, взаимонепониманию «детей» и «взрослых»

В процессе организации культурно-досуговой деятельности необходимо учитывать все многообразие типов современной семьи:

· полные и неполные,

· многодетные, одно-, двухдетные, бездетные;

· молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений);

· неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи;

· асоциальные семьи;

· межнациональные и моноэтнические.

С точки зрения структуры семьи в составе семейной аудитории можно выделить: детскую аудиторию, родительскую аудиторию, прародительскую аудиторию. Самым сложным будет являться поколение детей, так как оно включает в себя все возрастные периоды от младенчества до юношества, психофилиологическая разница между каждым из этих возрастных периодов огромная. При этом примерно до подросткового возраста при организации совместного семейного досуга критерием отбора его формы и содержания будет возраст самого младшего члена семьи в связи с его наибольшей зависимостью от старших.

Рассмотрим особенности основных групп семейной аудитории.

Детская аудитория. Досуг детей отличается сложностью и противоречивостью. Дети не всегда имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, кроме того, они не всегда готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают у взрослых модели проведения свободного времени, которые далеко не всегда содействуют их физическому и психическому развитию.

Ведущим видом деятельнсоти детей дошкольного возраста является игра, именно с ее помощь дети познают окружающий мир (значение и роль игры в досуговой деятельности будут рассмотрены в отдельной главе).

Развитие и рост детского организма происходит в движении. Это требует обязательного включения в детские программы подвижных, спортивно-соревновательных форм досуга.

Кроме того, надо учитывать, что у психофизиологические процессы у детей очень неустойчивы, как большие физические, так большие интеллектуальные нагрузки приводят к быстрой утомляемости, что требует обязательной смены деятельности.

Для детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста ведущим институтом социализации является семья. Именно в этом возрасте высока значимость семейного досуга, традиции которого будут легче восприниматься позже в подростковом и юношеском возрасте, а потом полноценно перенесутся в собственную семью. Роль родителей в организации досуга ребенка примерно до двенадцатилетнего возраста является основополагающей.

Подростковая аудитория. Главным социализирующим институтом для подростковой аудитории выступают сверстники и кумиры. С психологической точки зрения, подростковый возраст характеризуется негативизмом, т.е. очень часто необоснованным отвержением всего и всех, особенно со стороны родителей и старшего поколения, что приводит к вечному исторически сложившемуся конфликту отцов и детей. В этот период подростку кажется, что он является всезнающим субъектом социальных взаимодействий. Как было отмечено, общение среди своих сверстников является главным социализирующим фактором на данном этапе, а значит, и организация досуговых программ для подростков должна строиться на поддержании такого общения. Другой важнейший момент – это то, что подростку необходимо самоутвердиться, самовыразиться, быть первым среди равных.

Психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин и др.) выделяют благоприятные мотивации подросткового возраста:

· потребность во взрослости;

· общая активность подростка, готовность включаться в разного рода деятельность с взрослыми и сверстниками;

· стремление к самостоятельности;

· стремление на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требований другого человека и своих внутренних требований (т.е. стремление к рефлексии).

Именно эти качества должны быть актуализированными, удовлетворенными и эмоционально насыщенными в культурно-досуговой деятельности. Необходимо помочь подростку реализовать эти особенности возраста в сфере творческого, спортивного или иного вида досуга.

Молодежная аудитория. С одной стороны, характерной чертой современного молодежного досуга является преобладание пассивно-созерцательных форм его проведения.

С другой стороны, к особенностям личности юношеского возраста можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой и игровой активности, что ставит перед организаторами досуга задачу проектирования программ, где главенствующую роль играли бы не только созерцательные формы, но и формы активного вовлечения молодежи в процессы, носящие творческий характер деятельности.

И.В. Бестужев–Лада так определяет потребности молодежи в сфере свободного времени: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически».

Молодая бездетная семья. Досуговое поведение на этом этапе жизненного пути во многом будет сходно с поведением молодежной аудитории. Наибольший интерес для этой группы представляют досуговые мероприятия совместного времяпровождения.

Семья с детьми. Примерно до достижения детьми подросткового возраста при организации совместного семейного досуга критерием отбора его формы и содержания будет возраст самого младшего члена семьи в связи с его наибольшей зависимостью от старших.

Повзрослевшие дети стремятся освободиться от семейного досуга и проводить его в кругу друзей. Еще молодые родители могут вернуться к досугу «для двоих». Если система семейного досуга до достижения детьми 12-13 лет была выстроена логично, была насыщена традициями, то в этот период семье удастся сохранить точки соприкосновения для совместного семейного досуга при обязательном выделении времени для индивидуальных форм.

Люди третьего возраста – категория людей, которые закончили свой трудовой путь, вышли на заслуженный отдых. Как правило, это люди с огромным жизненным опытом, которым они хотели бы поделиться с окружающими. Пожилые люди, в силу большого количества свободного времени, охотно хотят принимать активное участие во всех сферах социально-культурной жизни. Однако не надо забывать, что интересы пожилых людей направлены, прежде всего, не на переосмысление своего жизненного опыта, а на воспоминания своей молодости. Специфика возраста означает другую особенность – ориентацию на комплекс оздоровительных программ. Практика показывает, что оптимальным вариантом является равномерное сочетание активных и пассивных форм организации досуга людей третьего возраста.

Таким образом, институт семьи является одним из наиболее стабильных социальных образований, который, тем не менее, на протяжении последнего столетия претерпевает значительные изменения.

При организации культурно-досуговой деятельности важно определить, что представляет собой реальная современная российская семья, выявить ее структуру и социально-демографические проблемы. При проектировании семейных досуговых программ необходимо знать возрастной состав, психологические особенности, потребности и интересы всех ее членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: