Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи

Задание на 30.04.20. для 103,104,105 для дистанционного обучения по дисциплине «Литература»

1. Читаем, в тексте ищем вопросы и отвечаем на них.

2. Подчёркнутое и выделенное жирным шрифтом выписываем в тетрадь.

Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”..

 

Повторим: Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении народа.

Дата События
28.11(10.12)1821 Родился в местечке Немиров Подольской губернии. Родители – мелкопоместные дворяне. Детские годы провёл на Волге – село Грешнево Ярославской губернии.                     
1832 г. Поступает в Ярославскую гимназию, первые пробы сил на литературном поприще.
1838 г. Петербургский университет, филологический фак-т, вольнослушатель.
1840 г. Отчислен из унив-та по причине плохой успеваемости. Выпускает 1-ый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Работает в журнале «Репертуар и пантеон» в качестве театрального критика.
1843 г. Встреча с В.Г.Белинским, увлечение идеями французских социалистов-утопистов.
1845-46 г.г. Собирает и публикует два альманаха «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник».Пробует свои силы в прозе – пишет роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
1847 г. Главный редактор журнала «Современник». Пишет совместно с А.Панаевой романы «Три стороны света», «Мёртвое озеро».
1848-1865 г.г. Интенсивно работает в журнале и сотрудничает с прогрессивными литературами Н.Успенским, Л.Толстым, Н.Добролюбовым. Печатает произведения: «Памяти Белинского», «Ванька», «Школьник», «Железная дорога», Мороз, Красный нос»и др.
1866 г. Закрытие журнала «Современник» распоряжением правительства.
1868 г. Работа в качестве редактора журнала «Отечественные записки», объединяющего прогрессивные литературные силы.
1869 г. Попытки царского правительства закрыть журнал. Создание серии поэтических сатир «Недавнее время» и т.п.
1871 г. Вновь обращается к декабристской теме. Пишет поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
1875 г. Тяжело заболел. Общенародная поддержка укрепляет силы поэта, и в мучительной болезни он создаёт «Последние песни».
27.12. 1877 (08.01.1878) Смерть поэта в Петербурге.

Своеобразие лирики Некрасова: проповедь, исповедь, покаяние, искренность чувств, лиризм. Гражданственность и высокая гуманность, народная основа и мотивы народной песни. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.

 

Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

 Народность творчества Некрасова. Что это значит?

Народность — обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие "народ".

Изображение города в лирике Некрасова.

Главный герой поэзии Некрасова - человек из народа: крестьянин, рекрут, горожанин. Именно городу посвящены многие стихотворения поэта, в которых он показывает нищету, беспросветную жизнь и страдания. Капиталистический город и судьбы людей живущих в нем отражаются в стихотворении Некрасова «Еду ли ночью....». В нем поэт изображает жизнь большого города, жить в котором еще труднее, чем в деревне. В стихотворении автор показывает семью, лишенную средств к существованию, которая отчаянно борется за выживание. Также Некрасов ярко отображает высокую жертвенность русской интеллигенции. Так, женщина продает себя, чтобы купить гробик для ребенка и ужин мужу. В другом стихотворении под названием «На улице» автор открывает перед читателем зарисовки и миниатюры, рассказывающие о жизни несчастных горожан. В зарисовке «Вор» автор показывает образ мужчину, который крадет калач. У него нет денег и именно по этой причине он вынужден идти на преступление. Вторая зарисовка под названием «Проводы» показывает весь ужас рекрутской системы: солдата провожают в армию, лишаясь единственного кормильца. В третьей миниатюре солдат несет гробик своего сына и проклинает себя за грубое отношение к своему сыну, вызванное вечной нехваткой денег. Трагедия заключается в том, что люди упрекают жизнь в городе. Тяжкая доля городских детей показывается также в стихотворении «Плач детей», в котором автор говорит о детях лишенных детства и вынужденных зарабатывать себе на пропитание. Работа трудна и невыносима для молодых и слабых детей. Но и дома их не ждет радость, так как и там жизнь ничем не отличается от окружающего жестокого мира. Тема города – неотъемлемая часть лирики Некрасова, показывающая тяжелую жизнь не только крестьян, но и горожан, вынужденных идти на самые отчаянные поступки ради выживания.

Образ Музы.

Муза Некрасова удивительно прислушива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далёким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосия».

Муза Некрасова – «муза мести и печали», «сестра народа». Её призвание – «глаголом жечь сердца людей». Она была «печальной спутницей печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков».

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из груди её,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи.

Стихи поэта правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь, учили произносить над ней честный приговор, становились учебником становления гражданина.

 

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа, смысл названия. Сюжет поэмы и авторские отступления. Путешествие как приём организации повествования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: