В том богатырство русское

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик не богатырь?

       Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней сломалися.

А грудьИлья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

       Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным

Что ж дальше? Дальше дрянь! Кабак... острог:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло каторга

И плети предварительно...

       Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он всего лишь игрушка в руках судьбы.

Проблема счастья и смысла жизни в поэме. В чем счастье Матрёны Тимофеевны?

Семь мужиков из шести деревень (некоторые ошибочно полагают, что Неелово и Неурожайка – это разные деревни, хотя это названия одной и той же) «сошлися – заспорили: Кому живётся весело, Вольготно на Руси?» Уже в первых строках заявлена главная проблема поэмы – проблема счастья. Проблема, которая неизбежно влечёт за собой другую: а что такое счастье?

Для заспоривших мужиков счастье – это жить «весело и вольготно». Вольготно – значит свободно, независимо. «Весело» в народной речи – синоним слова «беззаботно». Счастье в понимании мужиков близко к фольклорному счастью Ивана-дурака, к счастью Емели, который живёт «по щучьему велению». Вот и словарь народной речи В.Даля подтверждает: Счастье – благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство». Больше того, в народной традиции счастье противопоставляется уму: «Дураку везде счастье»; «Глупому счастье, умному Бог даёт». Исходя из такого понимания счастья, мужики сами определяют «программу» поисков: помещик, чиновник, поп, купец, вельможа, министр, царь. Некрасов успел показать встречу мужиков с попом и помещиком.

Первая встреча с предполагаемым носителем счастья происходит в главе 1 первой части «Поп». Сельский священник подтверждает мужицкое понимание счастья, но вносит в него один важный нюанс:

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так….

«Честь» в народной речи – это уважение со стороны окружающих. Не случайно Некрасов изображает сельского священника, который знает жизнь крестьян не понаслышке, перенося вместе с ними тяготы и беды, искренне им сочувствуя:

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы

И труженицы вечные

Господь, прибавь им сил!

С таких трудов копейками

Живиться тяжело!

Женское счастье.

Независимо от того, каков был замысел поэмы, центром её является часть «Крестьянка». В народной эпопее целая часть отведена одному персонажу! Отчаявшись найти счастливого среди мужчин, наши странники отправляются к Матрёне Тимофеевне Корчагиной:

Молва идёт всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живёшь… Скажи по-божески,

В чём счастие твоё?

И вся глава представляет собой ответ-исповедь крестьянки, в которой мужики увидели счастливого человека: на взгляд окружающих, она живёт в относительном достатке («богатство»), уклад её жизни устоялся («покой»), она пользуется уважением – недаром её прозвали «губернаторшей» («честь»).

Портрет Матрёны Тимофеевны, созданный людьми соседнего села Наготино:

Корова холмогорская,

Не баба! доброумнее

И глаже – бабы нет.

 Всего 3 строчки позволяют нам представить здоровую, сильную и красивую женщину, а эпитет «доброумнее» точно характеризует ум и сердечность героини части.

Наши странники отправляются в Клин искать губернаторшу (так прозвали Матрёну Тимофеевну), идут полями, радуясь богатому урожаю. Неслучайно период жатвы совпадает со знакомством мужиков с Матрёной, хотя ей и некогда вести разговоры.

Знакомство с селом начинается с песни. Мужики слышат, как «грянула песня», которую исполняет мощным голосом украинец.

Как колокол серебряный,

Гудел громовый бас…

Гудел – и прямо за сердце

Хватал он наших странников:

Не русские слова,

А горе в них такое же,

Как в русской песне, слышалось,

Без берегу, без дна.

               

Мужики удивляется силе голоса и слышат рассказ о том, какие переклички этот «певец из Ново-Архангельский» устраивает с дьяконом соседнего села. Песне, оказывается, нет преград и оков, она свободно льётся по русской земле!

Песня сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь. В ней выражает человек свои чувства, мысли, скорби и чаяния.

Песня слышится и за деревней: жнецы завершают работу в поле с последними лучами солнца.

Послушайте русскую народную песню «Жни, мои жни»   https://zaycev.net/artist/165550, которая исполнялась жнецами во время работы.

 

Жни, мои жни,

Жни дорогие.

Ой, дорогие!

Жни дорогие,

Серпы золотые,

Ой, золотые!

Солнышко невысоко –

До краю недалёко!

Ой, недалёко!

До краю дожнемся –

Мёду (горилки) напьёмся!

Ой, напьёмся!

 

 

В период уборочной страды дорога каждая минута, а потому в полях приходилось работать долго, всей семьей. Именно здесь, среди «здоровой, поющей толпы жнецов и жниц» мужики отыскали Матрёну Тимофеевну. Теперь, когда правдоискатели увидели её своими глазами, они убедились в её красоте, сдержанности. Поэт вновь рисует её портрет, который уже занимает целую строфу.

 

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький.

Да серп через плечо.

Узнав о мужицкой «заботушке», она не удивилась, «а как-то закручинилась, задумалась».

- Как вы думаете, почему? А как в тексте объясняется причина такого состояния героини?

Конечно же, не только потому, что «колос сыплется», «работать некому», но и потому, что воспоминания и думы о женской доле вызывают кручину, печаль. И песни, что в дальнейшем будет петь Матрёна Тимофеевна и одна, и со странниками, грустные и печальные.

 

Слушание песни «На улице дождик…»           

Послушайте песню в исполнении Н.Кадышевой «На улице дождик…» https://yandex.ru/video/search?text=Н.Кадышевой%20«На%20улице%20дождик&path=wizard&parent-reqid=1588223458483783-1593370717762008681800291-prestable-app-host-sas-web-yp-67&autoplay=1&filmId=16820839153548024968

, подумайте, отчего песня такая печальная.

- О чём поётся в песне?

- В колыбельной поётся о женской доле, о быстротечном девичестве, замужестве и жизни в «семье несогласной», в «чужой деревне». Брат словно предвещает младшей сестре печальную и трудную жизнь.

Николай Некрасов использовал в поэме фольклорные источники, некоторые песни написал сам. Конечно же, он хорошо изучил фольклорные мотивы, а потому вывел в поэме типическое. То, что было закономерностью. Потому-то Матрёна Тимофеевна говорит мужичкам: «Всё, что в песенке той певалося, всё со мной теперь то и сталося!» 

Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками. А ведь герои только познакомились, значит, песни эти известны повсеместно, они, как и народная жизнь, везде одинаковы. И в большинстве своем – грустные.

Семейные песни, то есть песни замужних и женатых о своей жизни, непосредственно примыкают к песням свадебным. Как в свадебной лирике преобладают горестные причитания невесты, так в песнях семейных преобладают лирические сетования на горькую жизнь. Именно эти песни создали русским песням славу песен грустных и заунывных. Об этих песнях Пушкин писал: «Несчастие жизни семейной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание — или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный» («Путешествие из Москвы в Петербург»). Девушка, привыкшая к родительской ласке, к «неге матушкиной» и «воле батюшкиной», попадает в большую, недобрую семью, где ее заставляют делать непосильную работу. То, о чем в предвидении будущего причиталось в свадебных песнях, действительно сбывается.

Один из основных мотивов этих песен — противопоставление покинутого родного дома и ее нового дома, дома ее мужа. Все помыслы молодой жены — о ее далеком оставленном родном доме. В воображении она птицей прилетает домой. Но дома ее не узнают: она превратилась в старуху.

 

У родимой мамоньки

Дочь была одна,

Не набравшись разуму.

Замуж отдана.

Во чужую сторону,

Во большу семью.

Посылают по воду

Рано поутру.

Примерзают ноженьки

К белому снежку,

Примерзают рученьки

К коромыслецу…. 

 

О жизни героини в девичестве и замужестве. 

И Матрена Тимофеевна была счастлива только пока «торговалися». Вот оно, скоротечное мгновение женского счастья. А потом началась середа терпения, страдания, смирения. Удивительно, что сердце женщины – «гневное», она потупила голову, но не покорилась. В душе Матрена Тимофеевна – свободная, волевая, готовая к самоотречению ради сохранения семьи, ради детей.

Слушание народной песни. https://yandex.ru/video/запрос/сериал/чи/?text=Ой%2C%20чи%20это%20жито%2C&path=wizard&parent-reqid=1588223580769379-676038948573248327600299-production-app-host-sas-web-yp-170&filmId=297752775328160830

 

Ой, чи это жито,

Чи это покосы?

Ой, чи это жито,

Чи это покосы,

Чи это дивчина роспустила косы?

Провожала мати

Сына у солдаты

Провожала мати

Сына у солдаты.

Нелюбу невистку –

В поле жито жати.

Она жала, жала.

Жала, выжинала.

Она жала, жала.

Жала, выжинала.

Пока не зашло солнце,

Тополею стала.

Пришел сын до хаты.

«Здравствуй, ридна мати!»

Пришел сын до хаты.

«Здравствуй, ридна мати!

Де моя дружина,

Ще не йде встричати?»

«Не пытайся, сыно,

Про свою дружину!

Не пытайся, сыно,

Про свою дружину!

А бери топор, руби тополину»

Он ударил перший –

Она поквилилась.

Он ударил перший –

Она поквилилась,

Он ударил другий –

Она запросилась:

«Не руби, козаче,

Я ж твоя дружина!

Не руби, козаче,

Я ж твоя дружина,

А в гори пид лиском

Спит наша дитина»

Ой, чи это жито,

Чи это покосы?

Ой, чи это жито,

Чи эо покосы?

Не спешите, девчатки,

Роспускати косы.

 

 

Н.А. Некрасов наполнил судьбу своей героини самыми тягостными событиями: сложная жизнь с роднёй мужа во время его отсутствия, потеря первенца, страшная возможность стать солдаткой. И всё Матрена Корчагина сумела превозмочь и жить дальше в заботах насущных. 

 

Просмотр слайда с репродукцией картины А. Венецианова «На пашне»

 

Русская крестьянка в поле, на переднем - плане малыш. Утрата детей была тоже достаточно распространенным явлением в жизни русской крестьянки. И не только из-за болезней, но и недосмотра, что и случилось с Дёмушкой. Русские женщины – сильные и выносливые. Работали в поле беременные, рожали где-нибудь там же, недалеко от работ, шли на поле с детьми. Случалось, ребенка съедали волки. У Некрасова – ещё нелепее смерть Дёмушки, которого «задрали» голодные свиньи.

 

 

Ты крапива моя, ты живучия.

А свекровья моя очень злючия.

Посылала мене в поле лен брать-брать.

Брала лён, брала лён, лен до вечеру.

А вечерней порой снопы сносила,

Снопы сносила, дитя бросила!

Оглянулась назад – три волки стоят.

 

Вы волки, вы волки, волки серыя!

Не видали мого дитя милого?

Как один волк сказал: «Я дитя не видал!»

А другой волк сказал:

 «Колыбелькю качал!»

А и третий сказал:

«Я дитя растерзал!»

Растерзали дитя – разорвите меня!!!

 

Некрасов передаёт всю гамму чувств матери, так нелепо потерявшей маленького сына. А удается это поэту благодаря мастерскому использованию причитания, заклинания, молитвы, корильной песни.

Заметим, что тишина вокруг Матрёны Тимофеевны возникает дважды: после вскрытия Дёмушки и после известия о том, что мужа забирают в рекруты. Значит, для героини самые страшные события рождают тишину. Тишина – мёртвая, предвещает недоброе! Песня умолкает в такие минуты.

 

- Почему же эта часть – единственная от первого лица, рассказанная женщиной, так изобилует народной песней? Поразмышляйте и напишите небольшое сочинение-ответ на этот вопрос. В финале работы вы можете выразить ваши чувства, которые возникли при прослушивании песен и чтении главы о жизни русской женщины.

Матрена Корчагина – символ не только русской женщины, но и всего страдающего народа. Её песни – голос русского крестьянства. Фольклорное начало части обосновано и тем, что рассказывается в ней о жизни русской женщины, русских традициях и обрядах, которые неизменно сопровождались песнями разных жанров и дают достаточно точное представление о быте, семейном укладе русского народа.

Песни, исполняемые героиней, - общенародные. Персональная судьба некрасовской героини проецируется на песню. Личная судьба расширяется до пределов общерусских.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: