О творчестве Чехова 1880-х годов

Детство и юность писателя.

Отец – торговец в лавке, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда, после смерти отца, семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А.П. Чехов писал Суворину: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности – только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая».

Но было что-то еще, помогающее сохранить в себе человека: порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром; жажда творчества; победа над жестокостью, над собой.

2.2. Рассказы Чехова, в которых отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: «Степь», «Ванька».

2.3. Изучение жизни Чехова в Москве, учебы на медицинском факультете университета, первых литературных опытов.

Он начинает «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».

Справка о псевдонимах Чехова.

Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них:

Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте – так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский, любитель переиначивать фамилии.

Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.

Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» Гоголя и Кочкарева из «Женитьбы»).

Чехов подписывался Лаэрт, Улисс.

Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.

Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички».

Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.

Чехов–врач и отражение этой темы в творчестве писателя.

Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды по медицине, например, «История полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и...писателя. Он так и остался в русской культуре – врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, «ловил на хвост холеру», принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач «выглядывает» из многих его рассказов.

4. Рассказы, в которых есть «намек на медицину»: «Скучная история», «В овраге», «Враги», «Палата. 6», «Хирургия», «Дуэль», «Неприятность», «Зеркало» и др.

В них созданы образы врачей-подвижников и врачей-стяжателей. Медицина и литература – две страсти Чехова, он не отказался от медицины ради литературы, он взял ее в литературу.

Произведения Чехова, посвященных искусству.

Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка», связанной с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много самого Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя... Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и проч. и проч.». Это чеховские взгляды на роль художника.

Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.

В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу, – «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка – подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин» и причиной написания ряда рассказов (например «Палата № 6»).

7. Любовь в жизни Чехова.: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О любви».

Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги... Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов прекрасен... Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя...» («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, Инна Гофф считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой.

«Я добросовестно искренна», – говорит Авилова. «Я никогда не лгу», – пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», – скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», – скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», – Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль...» – Авилова в дневнике.

О творчестве Чехова 1880-х годов.

В 1888 году он напишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь, не знаю». 1880-е годы для молодого писателя – это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А.Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 году: «Я газетчик... но это временно... Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.

1880-е годы в общественной жизни России – это эпоха реакции, насилие над мыслью. Чехов признается, что «хотел бы быть свободным художником». Черты эпохи нашли отражение в рассказах Чехова «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» (1883 – 1884), «Тоска» и «Переполох» (1886), «Враги» (1887), в которых запечатлелись символы отдельных людей. Символом реакционной эпохи в целом становится герой рассказа «Унтер Пришибеев» (1884 – 1885). Годы реакции обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет Гаршин, близок к самоубийству Левитан, психически больны Успенский и Врубель.

Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Законспектировать материал лекции в тетрадь.

2. Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьесу «Вишневый сад».

3. Написать сочинение по одной из предложенных тем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: