Уровней системы отношений с окружающим миром

Отношения человека с миром – это целостная, универсальная и логическая система. Каждый человек, рождаясь, вступает в систему отношений. Проживает же их каждый по-своему: индивидуально, неповторимо, уникально. Искажения на каждом из 7-ми уровней системы отношений приводят человека в процессе жизни (в различные возрастные периоды) к целому ряду проблем. А так как «природа не терпит односторонности», то каждый день, каждую минуту выделенного для жизни человека бесценного времени она (природа или законы развития природы) будет стимулировать его к познанию противоположных и недостающих качеств.

В соответствие с выделенными уровнями системы отношений (см. тему 1.6) можно определить комплекс важнейших задач, от решения которых зависит благополучие человека, а также определить сферы развития человека, каждая из которыхформирует ЦЕЛЬ (цель – как осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения) развития человека в течение жизни.

Одна из жизненных задач человека – это организация пространства жизнедеятельности, экономическая, хозяйственная, финансовая сфера, формирование материально-бытовых отношений. Эта сфера развития (физическая) определяется также направленностью человека на физические и физиологические изменения, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека. Цель развития на этом уровне – хорошее (физическое) самочувствие, комфорт в существовании, новые ощущения.

Вторая жизненная задача – это постижение системы эмоционально-чувственных отношений, строительными элементами которой являются доверие или замкнутость, искренность или отчужденность, радость или грусть и т.д. Эта сфера развития (эмоциональная) определяется направленностью человека на постижение разнообразия эмоционально-чувственных состояний. Цель развития на этом уровне – внутренняя гармония, разнообразие эмоционально-чувственных переживаний, эмоциональная целостность.

Третья жизненная задача – это развитие системы информационных отношений. Это сфера личных интересов, организации своей деятельности, досуга и отдыха, сфера личностного роста, включающая в себя все аспекты познавательного развития, развитие способностей (в том числе и умственных), формирующая системно-логическое мышление. Эта сфера развития (интеллектуальная) определяется направленностью человека на постижение знаний, умений и навыков, предназначенных для его адаптации в окружающей среде. Цель развития на этом уровне – интеллектуальные способности, позволяющие эффективно диагностировать, прогнозировать и управлять пространством жизнедеятельности.

Четвертая жизненная задача – это решение вопросов межличностных отношений. Она предусматривает изменение межличностных отношений с целью становления самосознания личности, ее творческого саморазвития и выражается в восприимчивости, чувствительности к проблемам, открытости к новым идеям, склонности изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, в способах решения жизненных проблем, а также в изобретательности, оригинальности, нестандартности, творческом воображении, интуиции, эмпатии, культуре чувств и вдохновении. Все это можно назвать одним словом – креативность. Эта сфера развития (межличностная) определяется направленностью человека на построение и преображение межличностных отношений (общение, любовь, дружба). Цель развития на этом уровне – конструктивное межличностное общение.

Пятая жизненная задача – это формирование разноуровневых коллективных отношений. На протяжении всей жизни человек направляет свои душевные силы на поддержание отношений с родственниками, друзьями, коллегами, единомышленниками, каждые из которых представляют свой уникальный коллектив, с собственной системой ценностей, убеждений, целей. Несмотря на это, перед человеком возникает еще более сложная задача – необходимо найти баланс в ситуации межколлективного взаимодействия.

Задача этого уровня непосредственно связана с вопросами профессионального становления и личностного роста. Чтобы «выжить» в иерархии любого коллектива необходимы: социально признанный стиль поведения; умение формулировать свою социальную позицию; развитые коммуникативные способности; способность согласовывать свои взгляды, мнение, задачи, действия; ответственность как способность самостоятельно принимать эффективные решения и др. Эта сфера развития (социальная) определяется направленностью человека на со-творчество и коллективное взаимодействие. Цель развития на этом уровне – самоактуализация в определенной профессиональной сфере ( т.е. стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей, достижение мастерства),   со-творчество и коллективное взаимодействие в 5 типах коллективов (родственники, семья, трудовой коллектив, единомышленники, друзья).

Шестая жизненная задача – это согласование с другими людьми общей системы ценностей, социально признанной в обществе. Решение этого вопроса необычайно резко высвечивает сущность человека. Поэтому во многом его благополучие зависит от сформированной системы ценностей и убеждений, а также от уровня культуры личности. Эта сфера развития (общественная) определяется направленностью человека на формирование системы ценностей и поиск смысла жизни. Цель развития на этом уровне – общественный статус и система ценностей, позволяющие найти свое место среди людей и их признание.

Седьмая жизненная задача – это формирование общей системы мировоззренческих отношений. Для любого человека небезразлично, какую иерархию целей в своей жизни он выбирает, какова его концептуальная и мировоззренческая позиция и, как следствие, в контекст какого социального порядка он впишется. Эта сфера развития (концептуальная) определяется направленностью человека на преобразование пространства со-творчества. Цель развития на этом уровне – поиск смысла жизни, жизненная концепция, позволяющая осмыслить свою жизнь и назначение в общем мироустройстве, формирование образа будущего (мечта, стратегия, перспектива, цели)

Все вышесказанное можно кратко представить в виде следующей схемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: