Таким образом, поведение командира части неправомерно, так как им нарушена процедура по изъятию земельного участка

Жалнина Оксана Александровна

Курс, ПОЭД

Очно-заочная форма обучения

Земельное право

Задача № 1.

 При осуществлении муниципального земельного контроля, было установлено, что 28 горожан заняли 6 га земель сельского населенного пункта, построив на них дачи. Материал о самовольном строительстве был направлен в районное отделение Росреестра. Органом государственного земельного надзора было выявлено, что граждане занимали пустующие земли и используются по 10 лет и более.

Определите, есть ли в данной ситуации состав правонарушения, если есть, то какого?

Какие меры могут быть приняты по наведению земельного правопорядка?

Ответ:

В данном случае имеет место правонарушение по ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный участок. Влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Состав правонарушения в данной ситуации:

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1. КоАП РФ, являются отношения собственности, в т.ч. и на земельный участок.

Объективная сторона состоит в том, что виновный:

1. Самовольно занимает чужой земельный участок. Иначе говоря. Он не имеет свидетельства о праве собственности, договора аренды, иных документов, предусмотренных ст. 9-20 Закона о недвижимости, ст. 26 ЗК РФ, ст. 14 Лесного кодекса РФ и, тем не менее, занимает участок (т.е. огораживает его, ставит на нем свое имущество, монтирует передвижной модуль, металлический гараж, тент, теплицу и т.п.);

2. Использует земельный участок без оформления (в порядке, предусмотренном Законом о недвижимости, ст. 30, 32-34 ЗК РФ) правоустанавливающих документов (проект границ земельного участка, технические условия подключения коммуникаций, кадастровые данные земельного участка, свидетельство о праве собственности, договор аренды, акт передачи в пожизненное наследуемое пользование и т. п.);

3. Использует земельный участок без оформления документов, разрешающих хозяйственную деятельность (например, застройка земельного участка).

Данное правонарушение совершается только в форме действия (в форме бездействия оно совершено быть не может). Оконченным оно считается с момента совершения любого из названных выше действий.

Субъектами правонарушения являются граждане.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный действует с прямым умыслом.

 

Назначение административного штрафа не освобождает лицо от необходимости освобождения самовольно захваченного земельного участка, либо оформления его в собственность.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность).

 

 

Задача № 2.

 По приказу командира воинской части было занято 4 га земли, предоставленной фермерскому хозяйству для сенокошения в аренду. Районное отделение Росреестра направило командиру части предписание об освобождении занятой земли. Командир части обратился в штаб военного округа с ходатайством о передаче земли в его ведение.

Правомерно ли поведение командира части?

 

Ответ:

 

   В данном случае следует рассматривать правоотношения в области государственного управления землями, возникающие по поводу изъятия земельного участка.

В ст. 279 ГК РФ указано что,изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством;

Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 ЗК РФ.

В силу п.2. ст 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов обороны страны и безопасности государства.

 Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен гл. VII.1 ЗК РФ.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок (п. 5 ст. 56.3 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие (ст. 56.2 ЗК РФ).

Согласно Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", п.71.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны принимает в пределах своей компетенции решения о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях строительства и реконструкции объектов обороны.

Конституцией РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В случае если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, соответствующий орган, уполномоченный на принятие решения об изъятии, не менее чем за шестьдесят дней до принятия указанного решения обязан принять меры по запросу сведений об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию, а также обеспечить доведение информации об изъятии соответствующих земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости до всех заинтересованных лиц путем опубликования в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) нормативно-правовых актов (ст. 56.5 ЗК РФ).

Обязательным приложением к сообщению о планируемом изъятии земельных участков является утвержденный проект межевания территории или схема расположения земельного участка, предусматривающие образование участка или участков, подлежащих изъятию, в случае если такие участки или участок предстоит образовать.

Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения подают заявления в уполномоченный орган об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес (п. п. 7, 8 ст. 56.5 ЗК РФ).

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган, принявший такое решение, размещает решение об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивает опубликование решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, а также направляет копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости (пп. 1, 2 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).

Копия решения об изъятии направляется также в орган регистрации прав и организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие (пп. 4, 5 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).

Согласно п. 8 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о решении об изъятии земельного участка вносятся в дополнительные сведения Единого государственного реестра недвижимости.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Таким образом, поведение командира части неправомерно, так как им нарушена процедура по изъятию земельного участка

Задача № 3.

 Строительная фирма заняла 3 га земли сельхозпредприятия для разработки залежей гравия. Сельхозпредприятию был нанесен ущерб в сумме 1220 руб. Материалы по нарушению были переданы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Прокурор района дело возбуждать отказался, считая, что в действиях фирмы нет состава преступления.

Определите, прав ли прокурор. Какие формы ответственности могут быть применены к строительной фирме?

 

Ответ:

 

Из содержания ст. 1.2 Закона "О недрах" вытекает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Предоставление в пользование участков недр местного значения оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

По правилам пп. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Следовательно, выдача лицензии на пользование недрами для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых может привести к изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Конституцией РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Размер возмещения за изымаемые земельные участки определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных положениями ЗК РФ.

Возмещение за изымаемые земельные участки за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации (п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).

Когда у сельскохозяйственных производителей временно забирают земельные участки, которые находятся в собственности, земледельцы теряют свой доход от непосредственного использования земель. Возмещение убытков производится в соответствии с пп.5 п.1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации: изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

    В Постановлении Правительства РФ от 31.03.2015 N 299 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 294", согласно п.5. «Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации."

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: