ТЕМА «О НАШЕЙ РОДИНЕ»
При выполнении работы можно и нужно использовать учебник.
Соотнеси отрывки из произведений с их авторами.
Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья… | |
И. Никитин | |
Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!.. | |
А. Прокофьев | |
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! | |
Ф Савинов | |
О светло светлая И красно украшенная Земля русская! | |
С. Романовский | |
Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья. |
В тексте С. Романовского «Русь» автор даёт два значения слова «Русь». Найди эти значения и выпиши.
· _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
· _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как называли в старину человека, который по летам (годам) описывал в особых книгах (летописях) главные события из жизни страны? _________________________________________________________________
|
|
4. Как называется разговор двух или нескольких лиц (героев произведения)? _________________________________________________________________
5. Продолжи: сказки, загадки, небылицы, __________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Назови перечисленное выше одним словом _________________________
7. Напиши, что такое былина? _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Соотнеси тексты малых жанров фольклора с их названиями:
Катилось яблоко Мимо сада, Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет. | загадка |
пословица | |
По кочкам, по кочкам, По маленьким пенёчкам И в яму бух, Провалился петух! | |
закличка | |
Пять утят и пять опят. У тёти утята, у Пети опята. | |
песня | |
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. | |
считалка | |
Землю солнце красит, а человека – труд. | |
Жаворонки-жаворонки, летите-летите, Весну на крылышках несите! | потешка |
Котенька-коток, котя – серенький хвосток, Баю-бай, баю-бай. Хвостик серенький, лапки беленькие, Баю-бай, баю-бай. | скороговорка |
Допиши рифмующиеся слова так, чтобы получилась небылица.
Стучит, бренчит на улице Фома едет на _____________________________ Тимошка на ______________________________ По кривой дорожке. |
10. Какие произведения устного народного творчества имеют поучительныйсмысл? _____________________________________________
______________________________________________________________________
Напиши пословицу о Родине.
______________________________________________________________________
|
|
12. Напиши несколько предложений о том, как ты понимаешь, что такое Родина? __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА «О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ»
При выполнении работы можно и нужно использовать учебник.
Соотнеси названия произведений с их авторами.
«Катя» | ● | · Е. Пермяк |
«Смородинка» | ● | · М. Зощенко |
«Шар в окошке» | ● | · А. Митта |
«Рабочие руки» | ● | · А. Барто |
«Самое главное» | ● | · Г. Сапгир |
«Две лягушки» | ● | · Л. Пантелеев |
Допиши предложения словами из текста.
Ø Мы целое утро возились с ростками.
Мы их посадили своими ________________________
Ø Человек без дела –
человек без _____________________________
Ø Пожалуй, я завтра опять в ____________________ пойду.
Ø ________________________ эти руки пока,
Просто руки ________________________.
Ø Когда в товарищах ________________________ нет,
На _____________ их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только _______________.
Ø А ___________________ и ____________________ все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.
Ø Все мы хорошие, но девочка лучше всех. У девочки ___________________ руки.
Ø Хорошо, когда о тебе друзья _____________________.
3. Напиши имена главных героев рассказов:
ü Е. Пермяк «Две пословицы» _____________________________
ü М. Зощенко «Самое главное» ____________________________
ü Н. Носов «Заплатка» ___________________________________
ü Е. Пермяк «Смородинка» _______________________________
ü В. Сутеев «Снежный зайчик» ____________________________
Допиши.
· Добродушная шутка над каким-либо смешным поступком или поведением героев произведения – это ____________________.
· Прозаическое произведение, в котором автор рассказывает о каком-либо событии из жизни героя – это _______________________.
· Поучительное произведение, высмеивающее глупость, жадность, трусость и др. недостатки людей, и героями которого чаще всего являются животные – это _________________________.
· Поучительные слова (наставление), которые могут быть в начале или в конце басни – это _____________________.
· Часть текста от одной красной строки до другой – это __________________.
Собери и запиши пословицу.
дело, | Маленькое | большого | ||
лучше | безделья |
______________________________________________________________________
Соотнеси произведения с пословицами, которые к ним подходят.
А. Митта «Шар в окошке» ● | ● Терпенье и труд всё перетрут. | |
Л. Пантелеев «Две лягушки» ● | ● Без беды друга не узнаешь. | |
Н. Носов «Заплатка» ● | ● Труд украшает человека. |
7. Напиши, какой была Катя из рассказа В. Сутеева «Снежный зайчик»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г. Сапгир «Рабочие руки».
Какими автор называет руки? Что они делают?
Найди слова в тексте и запиши.
Руки (какие?) | Руки (что сделают?) |
Напиши к данным словам противоположные по смыслу слова.
Глупый – | |
Лживый – | |
Ленивый – | |
Трусливый – | |
Злой – | |
Грустный – |
Допиши фамилии писателей.
o Иван Андреевич __________________________________
o Лев Николаевич __________________________________
o Владимир Григорьевич ____________________________
o Николай Николаевич ______________________________
o Агния Львовна ___________________________________
11. Напиши название и автора произведения, которое тебе понравилось больше всего в учебнике из раздела «О детях и для детей»?
______________________________________________________________________
Каким человеком хочешь быть ты?
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»
При выполнении работы можно и нужно использовать учебник.
Из каких произведений эти отрывки? Соотнеси.
Стоит на берегу лес. Густой, как стена. Крикнешь – лес ответит. Спросишь один раз – лес ответит три раза. | ||
· Е. Трутнева. «Осень» | ||
Стало вдруг светлее вдвое. Двор как в солнечных лучах. Это платье золотое У берёзки на плечах. | ||
· А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | ||
Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. | ||
· М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | ||
…приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. | ||
· Н. Сладков «Эхо» | ||
Придут скоро морозы, а потом и снег покроет грибы. Сколько их останется в лесу! Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся. | ||
· Г. Скребицкий. «Осень» |
2. Укажи стрелочками рифмы.
У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя…
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня…
2. Почему начало осени называют «золотой осенью»? Объясни (1-2 предложения)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Что характерно для поздней осени? Объясни (1-2 предложения)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие чувства вызывает у тебя осень? Подчеркни ответ или напиши свой.
радость грусть | веселье печаль | _________________________________________________ _________________________________________________ |
Допиши предложения.
· Разговор двух или нескольких героев произведения – это ___________________________.
· Произведение устного народного творчества, в котором всегда есть вопрос, требующий ответа – это __________________________.
ТЕМА «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ…»
|
|
При выполнении работы можно и нужно использовать учебник.
Соотнеси названия произведений их авторами.
«Птичка» | ||
народное произведение | ||
«Голоса леса» | ||
К. Ушинский | ||
«Сказка про Воробья Воробеича…» | ||
В. Бианки | ||
«Лиса Патрикеевна» | ||
Д. Мамин-Сибиряк | ||
«Белые пёрышки» | ||
«Плутишка кот» | ||
М. Пришвин | ||
«Ёж спаситель» | ||
П. Комаров | ||
«Оленёнок» | ||
Е. Благинина | ||
«Зимовье зверей» | ||
«Бурёнушка» | В. Жуковский | |
«Старый гриб» |
Из каких произведений эти отрывки. Напиши названия и авторов.
- «С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились» - «Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили» - «Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран» - «Зайца выгнала лиса. Заяц плачет два часа» | ________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ |
Допиши фамилия авторов.
· Михаил Михайлович ____________________________________________________
· Константин Дмитриевич _________________________________________________
· Дмитрий Наркисович ___________________________________________________
· Виталий Валентинович _________________________________________________