Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Сущность повода к возбуждению уголовного дела заключается в том, что с него начинается уголовное судопроизводство, его первый момент, побудительное начало, толчок к деятельности.

Повод к возбуждению уголовного дела можно определить как явление объективной действительности, с которым закон связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя, юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Также в п.3 ч.1 ст.145 УПК РФ указано, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении может быть принято решение о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения по подсудности в суд. Решение о передаче сообщения по подследственности является промежуточным, так как в конечном итоге орган, рассматривающий сообщение о преступлении должен принять одно из двух вышеуказанных решений.

Поводом к возбуждению уголовного дела является: 1) заявление о преступлении: 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (143 УПК РФ); 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; 5) материалы направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах о преступлениях предусмотренных ст. 198-199 УК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Значение поводов для возбуждения уголовного дела заключается в том, что они порождают уголовно-процессуальные отношения, с момента их появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по обна­ружению признаков преступления, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме того, документы, в которых фиксируются поводы (протокол устного заявления, письменное сообщение и т.д.), служат важным источником ин­формации о преступлении.

С целью исключения из практики случаев укрытия преступления от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решения по по­ступившим сообщениям о преступлениях, во многих ведомствах введена сис­тема регистрации заявлений, сообщений и иной информации о преступлени­ях. В органах внутренних дел, в настоящее время порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении регламентируется Приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении и о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Одним из поводов к возбуждению уголовного дела является заявление о преступлении - это письменное или устное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении.

Заявление о преступлении может исходить как от частного, так и от должностного лица. В частности, как заявление о преступлении расценива­ется обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о при­влечении к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.

Поводом к возбуждению уголовного дела будет сообщение, сделанное как лицом, потерпевшим от преступления, так и тем лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. Следует при этом иметь в виду, что дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Заявление лица, не являющегося потерпевшим, будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, однако если пострадавший сам не напишет заявление, то это обстоятельство повлечет отказ в возбуждении уголовного дела, в соответствии с п. 5  ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Заявление является поводом для возбуждения уголовного дела, если оно содержит данные, указывающие на признаки какого-либо престу­пления. При этом заявитель может прямо указать на преступный характер сообщаемого им факта или ограничиться приведением данных об общест­венно опасном характере деяния, не давая ему уголовно-правовой оценки.

Заявление о преступлении может быть как письменным, так и устным. Однако устное заявление подлежит занесению в протокол, поэтому, в конечном счете, в обоих случаях заявление приобретает форму письменного документа. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Если заявитель лично прибыл в орган дознания, к следователю или прокурору, чтобы вручить написанное им заявление, он должен быть предупрежден об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка на заявлении, удостоверяемая подписью заявителя.

При приеме устного заявления необходимо удостовериться в личности заявителя по соответствующему документу (паспорту, удостоверению личности, свидетельству о рождении и т.п.), реквизиты которого отражаются в протоколе.

Устное заявление о преступлении оформляется протоколом, который подписывается заявителем и должностным лицом, его составившим. Эта форма предусматривает необходимость указывать в протоколе: его название, место, дату и время составления, кем составлен документ (должность, классный чин или специальное звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление), статью УПК, в соответствии с которой действует должностное лицо, в каком именно помещении и от кого принято устное заявление (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя, сведения о паспорте или ином документе, предъявленном в удостоверении личности заявителем (кем документ выдан, когда, номер и серия). Отметка о предупреждении за заведомо ложный донос по ст. 306 УК, удостоверенная отдельной подписью заявителя. Далее излагается содержание заявления о преступлении, удостоверяемое подписью заявителя. В конце протокола делается отметка о том, прочитано ли оно лично или вслух лицом, принявшим заявление, правильно ли записано со слов заявителя, содержание замечаний либо указание на их отсутствие. Протокол в целом еще раз подписывается заявителем, а также лицом, принявшим заявление.

Необходимо отметить, что заявление без указания данных о личности, адреса либо подписанное вымышленным именем (псевдонимом), является анонимным и не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные письма не регистрируются, а содержащие данные о конкретных готовящихся или совершенных преступлениях передаются без регистрации в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений. Исключение составляют заявления, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, которые регистрируются в общем порядке.

Другим поводом к возбуждению уголовного дела является явка с повинной, сущностью которого является волеизъявлением лица: 1) на признание перед государством в совершении преступления; 2) на признание своей вины в совершении преступления; 3) на передачу себя в руки правосудия; 4) на добровольное обращение в правоохранительные органы, в момент, когда лицо уверено в том, что уполномоченные осуществлять уголовное преследование по факту преступления орган дознания, следователь, прокурор не подозревают, кто совершил преступление.

Мотивы такого поступка могут быть разными. Например совесть, стремление обрести душевный покой, стремление получить небольшое наказание, так как закон относит явку с повинной к обстоятельствам смягчающим наказание на основании п. «и» ч.1 ст. 61 УК РФ, либо вообще не понести наказание в связи с деятельным раскаянием, на основании ч.1     ст. 75 УК РФ и т.д.

В содержание деятельности лица совершившего преступление при явке с повинной входят следующие действия:

- совершение лицом преступления как основание явки с повинной;

- формирование волеизъявления лица, совершившего преступление, на явку с повинной;

- собственно явка лица в правоохранительные органы, либо письменное обращение в правоохранительные органы с сообщением о своей преступной деятельности.

В содержание деятельности должностного лица при явке с повинной входит прием, оформление и использование явки с повинной должностным лицом правоохранительного органа;

Следует особо подчеркнуть, что явка с повинной может выступать в качестве повода к возбуждению уголовного дела (в том случае, когда правоохранительным органам еще ничего не известно о преступлении), может являться, как смягчающее вину обстоятельство (в случае уже возбужденного уголовного дела).

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной и являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела.

К числу иных источников информации сооб­щения о преступлении относятся:

а) материалы, собранные в результате служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, специально направленной на обнаружение преступлений. Это, прежде всего, результаты оперативно-розыскной дея­тельности;

б) материалы, полученные в ходе служебной деятельности сотрудников правоохра­нительных органов, для которых обнаружение преступлений не является основной задачей их деятельности, например, при выполнении полицией задач по обес­печению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспе­чению общественной безопасности или при производстве следователем или дознавателем расследования по факту другого преступления. В частности, к ним могут быть отнесены также сообщения сотрудников дорожно-патрульной службы – о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях; работников государственной противопожарной службы - о пожарах и возгораниях и т.д.;

в) информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону, включая сообщения персонала лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий;

г) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях.

    В соответствии со ст. 143 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (кроме заявления о преступлении и явки с повинной), принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. 

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. В отличие от трех предыдущих поводов, этот повод был добавлен в уголовно-процессуальный кодекс РФ законодателем в 2010 году. Суть его заключается в том, что в результате проводимых прокурором проверок, в пределах предоставленных ему полномочий и выявления в ходе таких проверок признаков преступления, прокурор соответствующим образом реагирует и в пределах своей компетенции направляет соответствующее постановление в органы следствия или дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По действующему законодательству прокурор лишен возможности возбуждать уголовное дело самостоятельно.

Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях предусмотренных ст. 198-199.2 УПК РФ служат материалы, направлен ные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Стоит заметить, что расширение поводов к возбуждению уголовного дела может, в конечном счете, негативно сказаться на самой процедуре принятия четкого и быстрого решения о начале расследования преступления. Установленная уголовно-процессуальным законодательством и зарекомендовавшая себя ранее, система (триединство) поводов, как предусмотренный законом источник информации расширилась и теперь можно констатировать, что у данной системы отсутствуют границы, а законодатель, по сути, имеет возможность сколько угодно увеличивать количество поводов к возбуждению уголовного дела, внося поправки в ст. 140 УПК РФ.

Для возбуждения уголовного дела одного повода не достаточно. Чтобы обеспечить обоснованность расследования, требуются еще основания.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие фактических данных, достаточных для вероятного вывода о существовании общественно опасного деяния, содержащего признаки состава конкретного преступления.

Установление основания для возбуждения уголовного дела включает в себя: а) установление в совершенном деянии признаков состава преступления; б) сбор достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В реальной действительности указанные элементы неразделимы и предстают как единый процесс мыслительной и предметной деятельности.

Устанавливая основания к возбуждению уголовного дела, необходимо, прежде всего, выяснить, что произошло. Действительное событие вос­создается на основе анализа и проверки полученных данных. Воссозданное событие служит основой для установления в нем признаков состава престу­пления. Чем полнее и точнее происшедшее событие установлено, тем обоснованнее будет суждение о наличии в нем признаков состава преступления.

Признаки состава преступления вычленяются из выясненных обстоятельств по правилам квалификации преступлений. Для установления в каком-либо деянии признаков состава преступления достаточно иметь о нем общее представление. Точный размер причиненного вреда, виновность исполнителя и соучастников могут быть выяснены только в стадии предварительного расследования. Уголовное дело может быть возбуждено и при отсутствии сведений об этих обстоятельствах. Однако в ряде случаев отдельные обстоятельства должны устанавливаться достаточно точно. Например, утверждать о наличии признаков преступления в некоторых деяниях можно лишь при существенном вреде, значительном размере или тяжких последствиях. Вывод о наличии признаков преступления в подобных случаях может быть сделан только после проверки соответствующих обстоятельств.

Установив в деянии признаки состава преступления, необходимо квалифицировать его по соответствующему пункту, части, статье уголовного кодекса.

Достаточность данных достигается путем сопоставления различной информации, собранной дознавателем, следователем, устранения противоречий, подкрепления обстоятельств комплексом источников. В каждом конкретном случае достаточность данных для обоснованного вывода о наличии признаков преступления определяется дознавателем, следователем, т.е. уполномоченным должностным лицом по своему внут­реннему убеждению. С этой целью каждое сообщение о преступлении должно быть тщательно проверено. Первичные материалы внимательно изучены, проанализированы и оценены, при необходимости получены объ­яснения, затребованы дополнительные материалы. Вывод о наличии при­знаков преступления не может опираться на слухи или иные сомнительные источники, непроверенные данные оперативно-розыскной деятельности.

Необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, создавая условия для уничтожения следов и сокрытия преступления.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: