Контактно-транзисторная система зажигания

Контактно-транзисторная система зажи­гания ТК-Ю2 (рис. 10.7) состоит из тран­зисторного коммутатора 1, катушки зажи­гания 5, свечей зажигания 7, распреде­лителя 10, добавочных резисторов 14, выключателя 15 добавочного резистора, аккумуляторной батареи 16 и выключате­ля 17 зажигания.

Катушка зажигания Б-114 — маслонаполненная, она выполнена по трансфор­маторной схеме, т. е. ее первичная и вторичная обмотки не соединены между собой и между ними существует только магнитная связь. Два вывода первичной обмотки катушки зажигания расположены на карболитовой крышке. Один вывод обозначен буквой К, другой не имеет обозначения. Один вывод вторичной об­мотки присоединен к корпусу, а другой — соединен с проводом высокого напряже­ния, укрепленным в центральном отверс­тии крышки катушки зажигания. При уста­новке катушки зажигания ее надежно сое­диняют с массой.

Добавочные резисторы СЭ-107, выпол­ненные в виде двух спиралей, установ­лены в отдельном кожухе и имеют три вывода: ВКБ, ВК и К- Спирали изго­товлены из константановой проволоки, сопротивление которой при нагревании не изменяется, поэтому в первичной об­мотке катушки зажигания поддерживает­ся постоянное напряжение.

Транзисторный коммутатор ТК-102 со­стоит из транзистора 21, импульсного трансформатора 20 и блока 3 защиты транзистора. В блок защиты входят ре­зисторы 2, диод 19, стабилитрон 18 и кон­денсатор. Все приборы коммутатора раз­мещены в алюминиевом корпусе, имеющем ребра для лучшего отвода теплоты. Четы ре вывода транзисторного коммутатора обозначены буквами М, К, Р и без обозначения. Вывод М надежно соединяют с массой автомобиля многожильным не изолированным проводом; вывод К  - с концом первичной обмотки катушки зажигания; вывод без обозначения – со вторым концом первичной обмотки ка­тушки зажигания и вывод Р — с подвиж­ным контактом прерывателя. Первичная обмотка катушки зажигания включена в цепь эмиттера Э, а контакты прерыва­теля — в цепь базы Б транзистора 21. Если выключатель зажигания 17 вклю­чен, а контакты прерывателя разомкнуты, то транзистор 21 заперт, так как нет тока в его цепи управления, т. е. в пере­ходе эмиттер — база. При замыкании контактов прерывателя в цепи управления транзис­тора (эмиттер — база) проходит ток, в результате транзистор открывается. Сила тока управления невелика (около 0,8 А) и уменьшается до 0,3 А с увеличением частоты вращения кулачка прерывателя.

В контактно-транзисторной системе за­жигания имеются две цепи низкого напря­жения: цепь управления транзистора и цепь рабочего тока. Цепь управления ре­зистора: положительный вывод аккуму­ляторной батареи 16 — выключатель 17 зажигания — выводы ВКБ и К добавоч­ных резисторов 14 — первичная обмотка 4 катушки зажигания 5 — выводы тран­зисторного коммутатора 1 — электроды перехода эмиттер — база транзистора 21 —первичная обмотка импульсного трансформатора 20 вывод Р — контакты 11 и 12 прерывателя тока низкого на­пряжения — масса — отрицательный вы­вод аккумуляторной батареи.

 Цепь рабочего тока низкого напряже­ния включает в себя: положительный вы­вод аккумуляторной батареи 16 — выклю­чатель 17 зажигания — выводы ВКБ и К добавочных резисторов 14 — первичную обмотку 4, катушку зажигании ,'> вывод транзисторного коммутатора / электроды перехода эмиттер — коллектор транзистора 21 — вывод М — массу. При размыкании контактов прерывателя пре­кращается ток в цепи управления тран­зистора и значительно возрастает его сопротивление. Транзистор закрывает­ся, выключая цепь рабочего тока низ­кого напряжения. В первичной обмотке создается ЭДС самоиндукции (около 80... 100 В), а во вторичной обмотке возникает высокое напряжение (до 30 000 В).

Цепь высокого напряжения образована вторичной обмоткой 6 катушки зажига­ния 5 — ротором 9 распределителя 10 — свечами 7 зажигания (в соответствии с порядком работы двигателя) — массой — вторичной обмоткой 6 катушки зажига­ния 5.

Контактно-транзисторная система по сравнению с системой батарейного за­жигания имеет следующие преимущест­ва: через контакты прерывателя прохо­дит незначительной силы ток управле­ния транзистором, а не полный ток (до 8 А) первичной обмотки катушки зажи­гания, поэтому исключается эрозия и уменьшается изнашивание контактов. Воз­растают сила тока высокого напряжения и энергия искрового разряда, что увеличи­вает зазор между электродами свечи зажигания; облегчается пуски улучшается экономичность двигателя.

 


 

Рис. 10.7. Схема контактно-транзисторной системы зажигания двигателя ЗИЛ-431410 (стрелками ука­зана цепь высокого напряжения):

а—расположение выводов на транзисторном ком­мутаторе; б —общая схема системы зажигания; 1 —транзисторный коммутатор ТК-102; 2 —резисто­ры; 3 —блок защиты транзистора; 4 —первичная обмотка; 5—катушка зажигания; 6—вторичная об­мотка; 7—свечи зажигания; 8 —крышка; 9 —ротор с электродом; 10 —распределитель; 11 —подвижный контакт; 12 —неподвижный контакт; 13 —кулачок прерывателя; 14 —добавочные резисторы СЭ-107; 15 —выключатель добавочного резистора; 16 —акку­муляторная батарея; 17 —выключатель зажигания; 18— стабилитрон; 19— диод; 20— импульсный транс­форматор; 21 —германиевый транзистор; К, Б и Э — электроды транзистора (соответственно коллектор, база и эмиттер)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: