Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам и изменения его по величине и направлению.
По характеру передачи момента от двигателя к ведущим колесам трансмиссии разделяются на механические, гидрообъемные, электрические и комбинированные (гидромеханические и электромеханические). В настоящее время наиболее распространены автомобили, имеющие два или три моста, с механическими трансмиссиями. При наличии двух мостов ведущими могут быть оба или один из них, при наличии трех мостов — все три или два задних. Число ведущих мостов характеризуется колесной формулой.
Механическая трансмиссия автомобиля с одним ведущим задним мостом (рис. 11.1, а) состоит из сцепления 1, коробки передач 2, карданной передачи и заднего ведущего моста 4, в который входят главная передача, дифференциал и полуоси.
У автомобилей с колесной формулой 4Х4 в трансмиссию входят также совмещенные в один агрегат раздаточная 7 (рис. 11.1, б) и дополнительная коробки, карданная передача к переднему ведущему мосту и передний ведущий мост 5.
В привод передних колес дополнительно входят карданные шарниры, соединяющие их ступицы с полуосями и обеспечивающие передачу крутящих моментов при повороте автомобиля. Если автомобиль имеет колесную формулу 6X4, то крутящий момент подводится к первому и второму задним мостам (рис. 11.1, в).
В автомобилях с колесной формулой 6X6 крутящий момент ко второму заднему мосту подводится от раздаточной коробки 7 непосредственно через карданную передачу (рис. 11.1, г) или через первый задний мост (рис. 11.1, д). При колесной формуле 8X8 крутящий момент передается на все четыре моста. В таких автомобилях иногда устанавливают два двигателя, каждый из которых передает крутящий момент на два моста (рис. 11.1, е).
В гидрообъемной трансмиссии двигатель приводит в работу насос, соединенный трубопроводами с гидромоторами, которые передают крутящий момент на ведущие колёса.
В электрических трансмиссиях двигатель внутреннего сгорания приводит в действие генератор, связанный с электродвигателями колёс.
Рис. 11.1.
Схемы трансмиссий автомобилей:
а — с одним задним ведущим мостом; б — с передними задним ведущими мостами; в- с двумя задними ведущими мостами; г и д — с тремя ведущими мостами; е — с четырьмя ведущими мостами; 1 —сцепление; 2 — коробка передач; 3 и 6 — карданные валы; 4 и 8 — задние ведущие мосты; 5 — передний ведущий мост; 7 — раздаточная коробка
Тема № 12
Сцепление