Задания для самостоятельного изучения на период
С «12» апреля 2020 г. по «18» апреля 2020 г.
Задание 1.
Самостоятельно изучить темы «Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против государственной власти. Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и их предупреждение. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности.»
План лекции:
1.Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи.
a. Понятие преступности несовершеннолетних и молодежи. Криминологические особенности.
b. Криминологичкеская характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
c. Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи. Основные направления ее предупреждения.
2. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против государственной власти.
|
|
a..Криминологическая характеристика коррупционной преступности.
b..Меры борьбы с коррупционной преступностью.
3. Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и их предупреждение.
a. Понятие и криминологические особенности преступлений против общественной безопасности.
b. Криминологическая характеристика, детерминанты и предупреждение терроризма.
4. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности.
a. Понятие и криминологическая характеристика женской преступности.
b. Особенности причин и условий женской преступности.
c. Предупреждение женской преступности.
Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи.
а. Понятие преступности несовершеннолетних и молодежи. Криминологические особенности.
Преступность несовершеннолетних и молодежи рассматривается как
специфическая структурная часть всей преступности. Такой подход к пониманию и оценке преступности несовершеннолетних и молодежи основывается на знаниях об учете юридических, криминологических и социологических оснований, по которым данный вид преступности выделяется в самостоятельную особую проблему.
Следует выделять следующие основания:
- особенности правового положения;
- особое социальное положение в структуре общества несовершеннолетних и молодежи;
- с достижением совершеннолетия не заканчивается становление личности и лицо продолжает занимать специфическое социальное положение в обществе.
Указанные обстоятельства важно учитывать при разработке мер борьбы
|
|
с данным видом преступности.
Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних,
следует выделять две половозрастные группы правонарушителей мужского
пола и женского пола 14-15 и 16-17 лет, применительно к преступности “молодых взрослых” 18-24 и 25-29 лет.
Почти каждое тринадцатое (7,8%) оконченное расследованием преступление совершено - несовершеннолетними или при их соучастии. Важно иметь ввиду также антиобщественные поступки “малолетних” (лиц, не достигших 14 лет), во многом определяющих перспективы преступности несовершеннолетних.
Характерными чертами преступности несовершеннолетних являются:
- специфическая “подростковая” мотивация поведения (мотивы солидарности, самоутверждения в своих глазах и в глазах членов группы подростков) в сочетании с групповой зависимостью и возрастным легкомыслием;
- преступность носит досуговый характер, а не бытовой либо профессиональный, как у взрослых;
- групповая сплоченность несовершеннолетних за счет механизма подражания и ложного чувства товарищества;
- массовое вовлечение несовершеннолетних и молодежи в структуру организованной и экономической преступности;
- рост корыстной направленности преступности несовершеннолетних вследствие экономических трудностей, утраты перспектив сохранения привычных бытовых условий;
- приближение структуры преступности несовершеннолетних к структуре преступности взрослых (распространяются новые виды преступлений: торговля оружием, наркотиками, похищение детей, рэкет в своей среде);
- высокий уровень латентности и др.
b Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
Проблема личности несовершеннолетнего преступника является одной
из основных и наиболее сложных в криминологии. Она представляет повышенный интерес для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, так как без знания в каждом конкретном
случае особенностей правонарушителя трудно подобрать приемы и методы
профилактики и предупреждения преступного поведения.
Личностные особенности несовершеннолетнего преступника могут быть
проанализированы с разных т.з. социально-демографической, культурно-образовательной, социально-психологической и т.д.
Социально-демографические особенности:
- преступная активность существенно нарастает от 14-15 к 16-17 годам;
- коэффициент преступности идет с нарастанием от уч-ся общеобразовательных школ к уч-ся ПТУ;
- и еще больше среди работающих подростков;
- самый высокий коэффициент преступности среди неработающих и неучащихся подростков;
- среди правонарушителей преобладают подростки мужского пола из неполных семей.
Культурно-образовательные особенности: отставание от образовательного уровня сверстников, пассивно-потребительское отношение к культуре; утрата интереса к получению образования, отчуждение от коллектива, утрата интереса к получению специальности; бесцельное времяпрепровождение в составе группы с отрицательной направленностью (праздное хождение по улицам, злоупотребление спиртными напитками и т.д.).
Социально-психологические особенности: недостаточный жизненный
уровень, расплывчатые моральные установки, повышенная внушаемость, ориентация на неформальные группы; искажение нравственного и правового
сознания; общая неразвитость и примитивность духовных интересов и потребностей, агрессивность, жестокость, индивидуализм, комформность и др.
черты характера.
Криминогенные свойства личности неодинаково развиты у отдельных
несовершеннолетних правонарушителей, что объясняет различие в характере
и последствиях совершенных преступлений.
|
|
Указанные отличительные особенности личности несовершеннолетнего
правонарушителя позволяют определить систему профилактического воздействия на этих граждан.
с. Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи. Основные направления ее предупреждения.
Криминологи, социологи, психологи связывают совершение подростками правонарушений с особенностями переживаемого ими периода становления личности. Результаты исследования различных ученых объясняют криминальные наклонности несовершеннолетних различными причинами: от
физических и психических аномалий до развала семьи и падения общей культуры.
Корысть, в том числе по причине бедности и беспризорности, корыстная агрессия, сексуальная агрессия, хулиганская мотивация - наиболее распространенные причины преступности несовершеннолетних.
Из криминогенных условий самыми значимыми являются беспризорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безработица, отсутствие или слабость ранней профилактики.
Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две главные
особенности: большую роль общесоциальной системы профилактики и раннего предупреждения правонарушений. К общесоциальным профилактическим относят следующие меры: принятие и исполнение Закона о молодежи, решение проблемы семьи, занятости женщин, безнадзорности и беспризорности детей в маргинальных семьях, материальное обеспечение детского спорта и досуга и т.д. А также усиление нравственно-духовной индивидуальной работы с трудными подростками, привитие детям духа коллективизма, традиций общности, чувств сострадания, справедливости, помощи пожилым, усиление профилактической работы с детьми с девиантным поведением и страдающими психическими аномалиями, прекращение пропаганды культа насилия сексуальной извращенности, вседозволенности и т.д.
Специальные меры предупреждения осуществляются главным образом
инспекциями по делам несовершеннолетних, руководствующимися нормативными документами ведомственного характера. Предпринимаются меры по существенному изменению работы с несовершеннолетними преступниками в условиях воспитательных колоний. Предупреждение преступности несовершеннолетних - проблема, решение которой следует рассматривать как комплексную программу всего общества.
|
|
Снижения подростковой и молодежной преступности можно добиться
совместными усилиями органов образования, здравоохранения, правоохранительных органов и общественных организаций. Перспективно такое явление в формировании подростковой психологии, как участие церкви в поддержании трудных подростков и в работе с воспитанниками в воспитательных колониях.