Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против государственной власти

а. Криминологическая характеристика коррупционной преступности.

Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.

Ее механизм - двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на

государственной или иной службе, нелегально "продает" свои услуги физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т.п.

Опасность коррупции очевидна, ее масштабы в настоящее время беспрецедентны, не только по числу торгующих своими полномочиями служащих и числу подкупающих их лиц, но и по пораженности коррупцией всех ветвей власти, всех ее эшелонов. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, и в этой оценке единодушны сотрудники всех правоохранительных органов и спецслужб. ''Теневая экономика", по оценкам экономистов, ежегодно направляет около 7 млрд. долларов на коррумпирование чиновников, до половины преступных доходов на эти же цели расходует организованная преступность. Используются многообразные формы подкупа служащих разными субъектами.

Начало реформ в России ознаменовалось политикой официального использования коррупции в качестве рычага преобразований и своеобразного

"выкупа" власти. Коррупция наряду с экономической преступностью стала

мощным средством перераспределения собственности и капиталов, в том числе криминальных.

Коррупция носит устойчивый характер и является объективным условием существования ряда негативных социальных явлении (в частности, организованной и экономической преступности). Борьба с коррупцией затруднена целым рядом факторов объективного и субъективного характера. К объективным можно отнести крайне высокую латентность распространенной коррупции, необходимость высокого уровня подготовки работников правоохранительных органов, способных выявлять и расследовать дела подобной категории и др. К субъективным — терпимое отношение (в целом) общественного мнения к данному явлению.

С началом "эпохи перестройки" наступил "золотой век" российской коррупции. Торговля влиянием приобрела исключительно откровенный характер. В качестве политических опасностей можно назвать и наблюдающееся криминальное заражение правоохранительных, государственных и муниципальных структур. В России, по данным МВД, действует целая "криминальная индустрия", располагающая гигантскими средствами для решения масштабных политических задач: влияния на государственную политику, поддержки националистических и сепаратистских движений, снабжения их оружием, финансирования боевых действий и т.п. Криминологические исследования показали системную пораженность государственного аппарата коррупцией. Результат оказался налицо: благодаря коррупции российская организованная преступность распространила свое влияние все сферы экономики. Развитие коррупции как сложного социального явления приводит к снижению эффективности функционирования многих социальных институтов.

b.Меры борьбы с коррупционной преступностью.

Проведение мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, безусловно, должно включать в себя комплекс мер по повышению доверия к власти. В борьбе с коррупционной преступностью важное значение имеет предупреждение. Мерами такого предупреждения являются:

- совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью; совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов;

- четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни; совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;

- разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью;

- осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений;

- обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей и т.д.

Наряду с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупционных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: