Лекция №10
Тема: «Гносеология - философия познания»
План
Сущность и структура познания.
Проблема истины в философии.
Цель: раскрыть содержание и смысл познавательной деятельности, ее значение в жизни человека и общества.
Основные понятия: гносеология, объект, субъект, агностицизм, скептицизм, релятивизм, заблуждение, истина, ложь.
Современную цивилизацию часто называют «информационным обществом» имея в виду, что сегодня развитие общества и человека определяется не столько техникой, сколько знаниями (Э.Тоффлер). Поэтому сформулированный И.Кантом вопрос «Что я могу знать?» является предметом пристального внимания. Раздел философии, который исследует познавательное отношение человека к миру: условия, виды и формы познания − называют гносеологией (с гр. учение о познании).
Гносеологическая проблематика до 19 ст. не выделялась в качестве области философских исследований. Только в 19 веке она становится ключевой проблемой. По мнению ряда философов, гносеология приобретает решающее воздействие на рубеже 19 - 20 века. Ее основы заложили философы Нового времени - Френсис Бэкон, Рене Декарт, И. Кант. Современная философия сформировала эпистемологию как отрасль философии, касавшейся характера и объема знания, и также упоминается она и как «теория знания».
|
|
Главные вопросы гносеологии:
1. Познание присуще лишь человеку, или животным тоже?
2. Что побуждает людей к познанию?
3.Способны ли мы познать мир, то есть, можем ли адекватно воспроизвести в сознании действительность?
4. Какова структура познавательного процесса?
5. Что такое истина и каковы ее свойства и критерии?
6. Как связана Истина с Добром и Красотой?
Познание − вид, процесс духовно-практической деятельности человека, целью которого является получение знания, в том числе и нового.
Познание возникает одновременно с развитием навыков к труду и общению
Этот процесс носит социально-исторический характер, но к этому пришли не сразу. Вне социальной среды и деятельности нет Человека. Первоначальное понимание:
Античность до 19 века. Человек – существо природное и в нем заложены знания и способности к познанию. Это ошибочно, но имеет рациональное зерно: действительно природой даны органы чувств и мозг человека, способные на уровне психики отражать бытие. Сами знания непонятно откуда возникшие, но формируют Человека. Пример: Робинзон и Маугли.
19 век. Появление Наук об обществе привело к формированию идеи, что мыслит не Бог, а Человек. Декарт «Я мыслю, значит я существую».
Относительн о познаваемости мира, философские ответы «балансируют» между крайними точками зрения: оптимизмом и пессимизмом.
|
|
Пессимисты, их называют греч. сл. «агностики» -мир познаваем в границах познания И.Кант (вещь в себе), «релятивисты» (с лат. относительный) (Пиррон, Дж. Беркли, Д.Юм, постмодернисты) - отрицают возможность познания человеком мира. У каждого своя истина и кому-то сладкое кажется горьким. Они резонно ставят под сомнение самоуверенность людей, обвиняя их в догматизме (гр. неизменное мнение) – принятию без достаточных оснований тезиса о познаваемости мира, отрицание многообразия и изменчивости. Особой остроты противоборство догматизма и релятивизм достигло в ХХв. в связи с появлением теории относительности (привязанность свойств объектов к системе отсчета) и с осознанием субъектом ограниченности свободы социокультурными нормами. Но применительно к догматизму, если все в мире неизменно, то неизменно и изменение всего. Ограниченность релятивизма в том, что если все относительно, то относителен и сам принцип «все в мире относительно». Более осторожен был И. Кант, утверждавший, что мир доступен познающему, но лишь в виде феноменов- субъективных конструкций. Средина – умеренный скептицизм или оптимизм.
Оптимисты – верят в познавательные возможности человека. Мир познаваем, но есть мир познанный, так и мир не познанный Мир развивается и познание есть процесс от незнания к знанию. Как идеалисты, так и материалисты, (Гегель и Маркс) исходят из установки о совпадении мыслей с реальностью.
Познание – это социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выступает в качестве субъекта, а мир – в качестве объекта познания. Это определение Маркса. То есть познание – это мышление о мышлении.
Из каких положений исходит теория познания?
Положения и принципы теории познания.
1 положение. Теория познания – это теория о закономерностях правильного отражения в сознании человека внешнего мира и его законов, это высшая форма отражения действительности. Сам процесс отражения осуществляется в практической деятельности человека и способности человеческого мозга отображать в идеальной форме и до определенной меры полностью и точно существующие объекты, их качество, связи и существующие отношения. Такими идеальными формами являются понятия, суждения и умозаключение.
2 положение. Теория познания исходит из того, что источником отражения является природный материальный мир. Ни одно познание невозможно без воздействия предмета объективного мира на наше сознание. Только в результате воздействия внешних условий, реальных предметов на сознание человека могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов в виде восприятий, представлений, понятий.
3 положение. Какие бы мысли не возникали в голове человека, они являются только образами материальных предметов, их свойств, связей и отношений, то есть имеют объективное содержание. Поэтому процесс познания должен быть органично связан с предметами материального мира с их движением и развитием,
Отсюда, познание – это сложный диалектико-противоречивый процесс постоянного отражения в сознании, в системе идеальных образов сущности вещей, процессов, явлений, включающий пути и цели процесса создания понятий.
Принцип гносеологии: познание возникает благодаря активной деятельности человека - практики. Практика -это материально-чувственно - предметная целеполагающая деятельность человека.
Структура познания.