До Декарта и Канта признавалось, что активен О (объект), а S (субъект) - пассивно воспринимает мир, отсюда тождество О и S

Со времен И. Канта вопрос о познаваемости философы рассматривают в контексте отличия субъекта и объекта. Они стороны познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает – активное начало в познавательном процессе, а объект - то, на что направлено познание, часть объективной реальности, в терминологии И.Канта «вещь в себе».

Результат познания – это знание (истина) – «вещь для нас». Знание, которое познано человеком. Знание – результат познания, выраженное в идеальной форме. По И.Канту, формула познавательного процесса выглядит так: S – О = З (И).

S и О познания – главные элементы в структуре познавательного процесса. Формой связи отношения субъекта и объекта является Образ, субъективный по восприятию, но объективный по содержанию.

Современная философия открыла еще один важный элемент познания - «посредника» между Субъектом познания и Объектом познания – это знаки (язык).

В результате схема приобрела следующий вид:

Р. С (реальный субъект) – З (знаки) – Р. О = И (истина, знание).

Свойствасубъекта познания - S:

- S - Субъект познания материален, и идеален. Телесность предполагает реальное взаимодействие с действительностью, а духовность, идеальность позволяет выражать мир сжато-целостно.

- S - Субъект познания активен (И.Кант), а не «чистая доска, на которую реальность наносит письмена (Дж.Локк).

- S - С.п историчен и социален: для того чтобы стать субъектом познания, человек должен подняться до уровня современной ему науки (Г.Гегель);

- S - С.п и ндивидуален: знание определяется его индивидуально-психологическими, способностями (современная философия).

 

Способности Субъекта познания. Главные способности субъекта познания – это чувства, мышление, интуиция,- и«вспомогательные» – память, воля.

Кратко о некоторых из них:

Основные формычувственности: ощущения, восприятия и представления.

Ощущение − элементарная форма чувственности, фиксирующих одно свойство, сторону объекта. Пять органов чувств, зрение, осязание, слух, вкус, обоняние вызывают многообразные ощущения за счет комбинаций. Например, вибрационные – единство слуха и осязания и др.

Восприятие и представление дают целостный образ объекта: восприятие – в настоящем времени, а представление − образ ранее воспринятого (воспоминание) или созданного воображением явления.

Представления возникают благодаря ощущениям и восприятиям, а так же участию памятиспособности субъекта воспроизводить ранее полученную или выработанную информацию.

Воображение, соответствующее ранее имевшимся у субъекта ощущениям и восприятиям называют репродуктивным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых образов. Чувственность человека исторична. Так, др. греки различали 7 цветов, народы Севера видят более 20 оттенков снега…Австр. зоолог К.Лоренц показал, что трехмерное пространственное видение предметов – результат длительной эволюции человека.

Основными формами мышления являются: суждения, умозаключения и понятия. Рассматривая познание как реальный, а не логически оформленный процесс, элементарной формой мысли следует признать суждение - мысль, которая выражает к-либо отношение между сущностями – сходное и отличное. (между объектами, свойствами…). В суждении что-либо утверждается или отрицается об объекте. Связь двух и более суждений, на основе которой выводится новая мысль, называется умозаключением. Цепь умозаключений, в свою очередь, образует понятие.

Смешанной, чувственно-рациональной формой познания являются платоновские эйдосы (идеи-образы), в них объект зрим чувственно-мысленно (в пьесе, например).

- Интуиция - непосредственное, минуя логические ступени, мгновенно полученное знание. Интуиция бывает интеллектуальной, чувственной или эйдетической. Интуиция играет важную роль в творчестве – в познании нового.

Механизм взаимодействия чувственных и мысленных способностей, т.е. получения и передачи информации органами чувств в мозг для ее последующей обработки до конца не изучен, оставляя последнее слово за физиологией ВНД и психологией.

Объектом познания может быть любой предмет, явление как материального, действительного, так и идеального, виртуального мира (мысли, чувства людей).

Новый импульс пониманию Объекта ознания. придает принцип системности. Основатель теории систем, канадско-американский биолог австр. пр-я Л.фон Берталанфи (1901-1972) полагал, что «системой» можно обозначить широкий класс явлений, как естественного и искусственного происхождения, физических и концептуальных. Под системой понимают целостность определенным образом связанных элементов. Элемент- далее неразложимая единица системы. Объект как система обладает: структурой (упорядоченностью), свойствами,функциями, целью, самоорганизацией (сложные объекты).

С. и О. соотносительны (коррелятивны) - без субъекта нет объекта, и без объекта нет субъекта. С одной стороны, по Гете: «Великий человек замечает великое»; а с другой, верна и пословица: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты».

Роль языка в познании двойственна:

1) знания об объекте зависят от выбранного естественного или искусственного языка;

2) язык имеет предметные значения, презентанты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: