ПОДОБРАТЬ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ГРУППИРОВКУ И КЛАССИФИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «БЛОКОВ ДЬЕНЕША».
« Играем с блоками Дьенеша »
Игры для детей 3-5 лет.
Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то одному свойству (признаку).
• Найди такую же фигуру, как эта, по цвету.
• Найди такую же фигуру, как эта, по форме.
• Найди не такую фигуру, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине).
«Угости собачек».
Цель. Развивать умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам. Закреплять значение слов «разные» - «одинаковые». Подводить к пониманию отрицания свойств предмета.
Перед ребёнком разложено несколько картинок с изображением собачек и блоки Дьенеша. Взрослый предлагает угостить собачек галетами, которые они так любят: дать собачкам в левую и правую лапы (положить рядом с картинками) галеты, которые различаются только по форме. Объясняет: если в левой лапе собачки галета круглой формы, то в правой может быть галета или квадратной формы, или прямоугольной, или треугольной, то есть любой некруглой формы.
Затем предлагает дать собачкам в левую и правую лапы галеты, которые различаются только по цвету. Рассуждает вместе с ребёнком.
Аналогично проводится игра с галетами, которые различаются по размеру (величине, по толщине).
В дальнейшем условия игры усложняются: галеты различаются уже по двум свойствам, затем по трём и, наконец, по четырём.
Игры для детей 5-7 лет
«Бусы для матрёшки».
Цель. Развивать умение выявлять свойства предмета, читать схему. Закреплять навыки порядкового счёта.
Перед ребёнком разложены силуэтное изображение матрёшки, 15 карточек с символами свойств предметов, блоки Дьенеша.
Взрослый предлагает подарить матрёшке бусы. Объясняет: украшение составлено из трёх ниток с пятью бусинами на каждой. Место бусины на нитке обозначено крестиком. Цифра на каждой карточке указывает порядковый номер нитки бус (счёт надо начинать с верхней). Сначала ребёнок выкладывает карточки с цифрой 1 и соответствующие блоки Дьенеша – вывешивает первый ряд бус, называя порядковый номер бусины на нитке (слева направо) и свойства предмета: первая бусина – маленький жёлтый круг, вторая – большой жёлтый квадрат, третья – маленький жёлтый треугольник, четвёртая – большой жёлтый прямоугольник, пятая – маленький жёлтый квадрат.
«Загадки без слов».
Цель. Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов.
Взрослый поочерёдно кидает логические кубики. Ребёнок угадывает фигуру, перечисляя её свойства. Затем взрослый кидает цифровой кубик, а ребёнок выкладывает соответствующее количество угаданных блоков Дьенеша (логических фигур).
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ У ДЕТЕЙ В ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД (ПОНЯТИЕ «МНОГО» И «ОДИН» ИХ ОТНОШЕНИЕ).
1.- Ко- ко –ко, ко-ко-ко! – произносит педагог и спрашивает:
- Кто это так кричит?
Показывает игрушку – курочку
- Кто это? Кого курочка зовет?
Курочка зовет цыпляток. Вот бегут к своей маме цыплятки (вешаю на магнитную доску цыпляток).
- Ребята, как говорят цыплятки? Давайте все вместе скажем, как они говорят.
- Какого цвета у курочки цыплятки?
- Сколько к нам в гости пришло курочек? - Одна.
- Сколько у курочки цыплят? – много.
- А кого больше: курочек или цыплят? – Цыплят больше, их много, а курочка только одна.
- Ребята, цыплята очень любят, когда с ними играют.
- Миша, подойди и возьми у курочки одного цыпленка.
- Миша, сколько в руках у тебя цыплят? - Один
Аналогично со всеми детьми, всех с прашиваем: «Сколько цыплят у тебя в руках?». Обращаем внимание, что у курочки цыплят становится все меньше и меньше.
- Ребята, сколько сейчас у курочки стало цыплят? – Ни одного.
- А что нужно сделать, чтобы у курочки опять стало много цыплят? – Нужно вернуть цыплят.
- Миша, повесь, пожалуйста, на доску своего цыпленка. Сколько цыплят Миша принес курочке? – Одного цыпленка.
Аналогично со всеми детьми. Каждого спрашиваем: «Сколько цыплят ты принес курочке?»
-Сколько опять стало у курочки цыплят? – Много.
2.Динамическая пауза.
- Ребята, а давайте мы еще поиграем с курочкой.
Вышла курочка гулять (показываем щепоть)
Свежей травки пощипать (щипковые движения пальцами)
А за ней ребятки – желтые цыплятки (расправляем крылышки)
Ко-ко –ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко (машем пальчиком)
Лапками гребите (гребем руками)
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка (гладим свой животик)
Выпили водицу (наклоняемся вперед)
Полное корытце (показываем круг).
- Вот, ребята, какие вы молодцы. Вот мы и поиграли с курочкой.
3.– Ребятки, посмотрите, наша курочка почему-то волнуется. Курочка, что случилось? Вывела она своих цыплят на лужок, а они все разбежались, только один остался. Не переживай, курочка. Вот сколько нас м ного, мы обязательно найдём твоих любопытных цыплят. Давайте мы поможем курочке.
Воспитатель демонстрирует картинку цыплёнка.
– Ребята, посмотрите на цыплёнка, что у него есть? (головка, глазки, клювик, туловище, крылышки, лапки) Какой цыплёнок? (жёлтый, пушистый, маленький)
– Какой формы головка и туловище у цыплёнка? (круглой)
Воспитатель предлагает детям нарисовать в воздухе пальцем – круг. (Дети в воздухе указательным пальчиком «рисуют» круглую форму). Далее воспитатель приглашает подойти к столу.
– Посмотрите, у меня есть цыплёнок (показать его силуэт). Ему надо нарисовать жёлтый пушок. Я беру кисть в правую руку тремя пальцами чуть выше наконечника, набираю на нее желтую краску, лишнюю снимаю о край баночки, левой рукой придерживаю цыплёнка и тычком рисую желтый пушок. Кисть держу прямо. Вот какой пушистый цыплёнок получается. Нарисовала. Теперь кладем кисть на подставку. Если руки испачкались – вытираем их влажной салфеткой. Детки, посмотрите какие у вас получились чудесные, пушистые цыплята.
- Миша, сколько цыплят ты нарисовал? – Одного.Аналогично спрашиваем всех детей.
- Ребята, а все вместе мы сколько нарисовали цыплят? – Много.
4. Рефлексия. В-ль предлагает детям самостоятельно поиграть с цыплятами, курочкой
ОЦЕНИТЬ ГРАМОТНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМООДНОЗНАЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ МНОЖЕСТВА, СООТВЕТСТИЯ МЕЖДУ МНОЖЕСТВАМИ ПО КОЛИЧЕСТВУ ВХОДЯЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАКТИЧЕСКИМ ПУТЕМ
Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне о том, что они с подружками заказали в ателье новые пальто. Когда они забрали из ателье уже пошитые пальто, стали их дома мерить, то обнаружили, что ни на одном из пальто нет пуговиц. Давайте поможем куклам, купим пуговицы и пришьем их к пальто!
Воспитатель предлагает детям пойти в магазин, и купить столько пуговиц, сколько петель на пальто.
- Ребята, мы сегодня будем работать в парах.
С помощью д/игры «Найди пару», воспитатель делит детей на пары. (Карточки: Зайчик – морковка, капуста; медведь - бочка мёда; белка – орешки и т. д.)
-Договоритесь между собой, кто будет «продавец», а кто – «покупатель».(Дети договариваются между собой)
- Пересчитывать ничего не надо. С помощью фишек можно определить, сколько пуговиц нужно для пальто.
Воспитатель показывает действия «продавца» и «покупателя». «Покупатель» - берет из коробки фишки, раскладывает их на петли, закрывает коробку с оставшимися фишками. Разложенные фишки собирает в руку (или мисочку) и относит «продавцу», говоря, что столько нужно пуговиц. «Продавец», устанавливая взаимно однозначное соответствие, отбирает столько пуговиц, сколько фишек.Затем дети меняются ролями.
Оценка грамотности изготовления пособия «Пришьем пуговицы к пальто»
В пособие входит:- изображения пальто сделанные из картона с отверстиями «петлями»;- фишки которые могут быть круглой и квадратной формы;- пуговицы так же могут быть круглой и квадратной формы, в виде фруктов и т. д.- коробочки или тарелочки для переноса фишек.
Данное пособие универсально т. к. при его использовании можно обучать не только устанавливать взаимооднозначноесоответствие но и закреплять знания плоских геометрических фигур их размер и т. д. Т.к. пуговицы можно найти на разную тематику можно коснуться закрепления знаний цветов, фруктов, овощей и т. д. При игре с данным пособием дети учатся взаимодействовать.
РАЗРАБОТАТЬ ФРАГМЕНТ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ, ПОДМНОЖЕСТВЕ, ЭЛЕМЕНТЕ МНОЖЕСТВА (НА ВЫБОР).
Ход занятия