Тема: «Петушок и бобовое зернышко»

    Программное содержание:

1. Математические задачи:.1. Закрепить умение считать до 5. 2. Продолжать знакомить с образованием числа 5, цифрой 5. 3. Учить соотносить цифру с количеством предметов. 4. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте, составлять сериационный ряд.

    2. Речевые задачи:

Продолжать учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение называть признаки величины, пользоваться сравнительной и превосходной степенью сравнения прилагательных.

    3. Развивающие и воспитательные задачи:

Воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

приучать выслушивать задание педагога, действовать в точном соответствии с ним. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, ритмичность движений.

    Предварительная работа: чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», знакомство с образованием числа 5 посредством сравнения двух множеств, знакомство с цифрой 5.

    Материал: презентация сказки «Петушок и бобовое зернышко», аудиозапись «Кузнечики» косы 5 шт (разные по длине), карандаш зеленого цвета на каждого ребенка, крынки (картонные) разные по объему.

Словарная работа 1.Обогощать словарный запас детей (короткая, длинная; высокий, самый низкий). Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

    Ход занятия: Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький пенек!

Здравствуйте, детишки: мальчишки и девчонки!

Всех я приветствую, и я вам расскажу сказку.

    I часть (Вступительная)

Жил-был петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

    II часть. (Основная часть)

А кузнец в это время косы точил. Сколько он уже наточил кос? (4) Покажите карточку с цифрой 4.

-А сколько у него в руках? (1) Покажите карточку с цифрой 1.

-Сколько будет всего наточенных кос? (5)

-Как получится число 5? (к 4 добавили 1. 4 и 1 будет 5) Покажите цифру 5.

Давайте поможем кузнецу наточить косу:

Физминутка:

Косы мы сейчас наточим:

точим – точим- точим – точим!

раз – два, раз – два!

Будет на зиму трава!

Косы поставим к стене. Посмотрите, все ли косы одинаковые?

Давайте расставим их по высоте, начиная с самой низкой, заканчивая самой высокой. Расскажите о высоте кос слева - направо. Затем справа – налево.

За косой пришел хозяин. Найдите ему подходящую по высоте косу. Кузнец дал хозяину новую косу. Хозяин пошел на луг траву косить.

- Кому он даст траву?

И мы пойдем с хозяином на ложок.

Слышите? Кто это там в травке стрекочет? Да это же кузнечик!

Давайте сядем в кружок послушаем кузнечиков (аудиозапись кузнечиков).

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики!

выше-выше-высоко!

прыгать нам совсем легко!

Сели, травушку покушали,

тишину послушали.

На лугу Хозяин накосил 5 охапок травы.

Подойдите к своим столам, возьмите зеленый карандаш и нарисуйте 5 треугольников. Это будет 5 охапок травы.

1 и 1 будет 2, 2 и 1 будет 3, 3 и 1 будет 4, 4 и 1 будет 5.

Получилось 5 охапок сена? Найдите такую цифру в своих наборах.

На что похожа цифра 5? (ответы детей)

- На серп, конечно, как не знать!

- Что такое серп? Зачем он раньше был нужен?

(серпом убирали пшеницу).

- Давайте возьмем проволоку и сделаем из нее цифру 5. Представьте, что это серп, давайте им тоже траву срежем.

- Ну вот, много травы накосили, можно бежать кормить кого?

- Коровушку.

- Вот тебе коровушка, наша травка, дай нам поскорее молочка!

Коровушка поела травку, и хозяйка пошла доить коровушку. Много коровушка дала молока. Целых 3 крынки!

- Все ли крынки одинаковые по высоте? Покажите высоту. Расставьте их, начиная с самой низкой. Расскажите о высоте крынок, начиная с самой низкой, а теперь начиная с самой высокой.

А где поместилось больше всего молока?

III часть. Заключительная часть.

Вот и наша хозяйка взяла самую высокую крынку и сбила из молока маслице.

Хозяюшка дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

- Ку-ка-реку!

- Вот и поправился петушок.

Рефлексия.

- А кто же Петушку помог?

- А мы как помогали?

- Что делали? (Ответы детей)

Молодцы!

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОСТРОЕНИЮ СЕРИАЦИОННОГО РЯДА.

Вариант I

Используется при обучении построению сериационного ряда по образцу.

1. Представляем ориентир и персонаж. Рассказываем начало сюжета. Используется демонстрационный материал. Например, на магнитной доске располагается изображение дерева с нарисованным вверху дуплом. На ветви дерева расположено съемное (на магните) изображение белочки. Педагог рассказывает историю белочки, то, как она заготавливает в лесу на зиму орехи, грибы и т. д.

2. Создаем проблемную ситуацию, разрешить которую можно путем построения упорядоченного ряда. Например, «белочка ушла в лес, набрала орехов, а когда возвращалась, то ушибла лапку и ей очень трудно запрыгнуть в дупло. Надо ей помочь — построить лестницу». Предъявляются «разбросанные» в произвольном порядке полоски-бревнышки, из которых надо построить лестницу.

3. Анализируем качественные признаки полосок. Вопросы: «Сколько полосок-бревнышек? Разные они или одинаковые? Чем отличаются?» (Длиной и цветом.) «Назови цвет каждой полоски-бревнышка».

4. Показываем построение ряда на демонстрационном материале с объяснением правил построения. Из всех полосок- бревнышек надо выбрать самую длинную. «Какого она цвета?» (Красного.) Надо положить ее на землю и придвинуть к стволу дерева так, чтобы между ними не было щели. Из оставшихся полосок надо выбрать опять самую длинную. «Какого она цвета?» (Желтого.) Желтую полосу-бревнышко надо положить сверху на красную полоску и придвинуть к стволу дерева, чтобы не было щели. И так далее выбирается из оставшихся самая... и она кладется в ряд. Например, синяя и зеленая. Дети выбирают, сравнивая полоски с помощью глазомера. Если они затрудняются в выборе или их ответ требует проверки, то педагог должна предложить ребенку воспользоваться не глазомером, а освоенным ранее (во второй младшей группе) практическим способом сравнения величин (приложением или наложением).

5. Сравниваем попарно элементы ряда по выделенному параметру величины или по двум параметрам величины одновременно. Определяем словами отношения между элементами ряда в убывающем или возрастающем порядке. Продолжая сюжет о белочке, педагог дает детям задания и задает вопросы:

— Подошла белочка к лестнице (педагог ставит изображение белочки возле лестницы), встала на красную ступеньку (ставит белочку на красную ступеньку) и подумала: «Красная ступенька самая длинная или самая короткая?» Помогите ей дети и ответьте на этот вопрос.

— Поднялась она на желтую ступеньку (ставит белочку на желтую ступеньку) и задумалась: «Желтая ступенька длиннее или короче красной?» Поднялась на синюю (ставит белочку на синюю ступеньку): «Синяя ступенька длиннее или короче желтой?» И т. д. до конца ряда.

— Положила белочка орехи в дупло, отдохнула и решила вновь в лес пойти, но уже за грибами. Вспомнила с благодарностью детям, что у нее теперь есть замечательная лестница. Встала она на зеленую ступеньку (ставит белочку) и подумала: «Зеленая ступенька самая длинная или самая короткая?» (Самая короткая.)

— Спустилась на синюю ступеньку (ставит белочку). Синяя ступенька длиннее или короче зеленой? и т. д. до конца ряда.

— Спустилась белочка на землю (ставит белочку возле лестницы), а к ней подбежал зайчик. Белочка вновь посмотрела на лестницу и стала рассказывать зайчику про свою чудесную лестницу: «Я когда поднималась вверх, узнала, что красная ступенька — самая длинная, желтая — короче, синяя — еще короче, зеленая — еще короче, она самая короткая.А когда спускалась вниз, то поняла, что зеленая ступенька самая короткая, синяя — длиннее, желтая — еще длиннее, а красная — еще длиннее, она самая длинная».Просим повторить детей характеристику ряда в убывающем или возрастающем порядке.

Оформляя речью отношения по величине между элементами сериационного ряда, ребенок опирается на освоенные действия попарного сравнения и начинает осознавать закономерности упорядоченного ряда.

6. Даем задание детям: из полосок на своем рабочем месте нужно построить для белочки лестницы. Построенный ряд остается перед глазами детей как образец.

7. Самостоятельное построение ряда детьми. Для того чтобы действия детей носили более осознанный характер, а не были репродуктивным подражанием действиям взрослого, полоски им надо дать иного цвета, чем на демонстрационном материале.8. Индивидуальное словесное обозначение отношений между элементами в самостоятельно построенных детьми рядах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: