Методика обучения детей сравниванию предметов по величине с помощью предмета-посредника, условной мерки

Дети должны научится определять какой из 2-х предметов больше, а какой меньше, когда эти предметы невозможно приставить или приложить один к другому(ср гр). Дети должны провести сравнение ч/з третий предмет, который выступает в роли условной мерки. Для этого можно использовать художественную наглядность, где оба предмета для измерения находятся на одном листе. Изображаемые предметы должны отличатся по цвету и по определенной величине.

Заготавливаются условные мерки для измерения высоты, длины, ширины – полоски из картона, а для измерения величины в целом – геометрические фигуры. На каждый параметр величины д.б. подготовлено по 3 мерки, большая из кот. равна изображению меньшего предмета. Мерки д.б. разные по цвету и отличатся от изображенных предметов. Перед детьми ставится проблема найти большую или меньшую величину. Дети выбирают мерку, подходящую по конфигурации и размеру к изображению и прикладывают ее к одному и другому объекту. Так выбирается мерка равняя меньшему изображению и переносится на другое. Ребенок делает вывод о размерах изображенных предметов и находит нужный ему объект.

При измерении натуральных предметов (шкаф, стол) можно использовать верёвку, ленту и др.

 

 

КАК УЧАТ ДЕТЕЙ СРАВНИВАТЬ ДВА ПРЕДМЕТА ПО МАССЕ. ИЗМЕРЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ СЫПУЧИХ И ЖИДКИХ ТЕЛ ПРИ ПОМОЩИ СОСУДА.

Сравнение 2-х предметов по массе (3 – 5 лет)

1 этап (мл.возр.). В ситуациях повседневной жизни, в процессе общения и игр вводятся в активный словарь детей слова «тяжелый, легкий», «тяжелее, легче». Поясняется значение этих слов. Используются такие ситуации, как передвижение мебели, катание на качелях, игра в кораблики (кораблики – бруски разной тяжести).

2 этап (ср.гр.). Учат детей сравнивать 2 предмета по массе, используя метод имитации руками движения рычажных весов.

Правила взвешивания: берем предметы в руки, ладони кверху, распрямляем ладони, выполняем движения рычажных весов немного вытянутыми вперед руками. Определяем, в какой руке предмет тяжелее; меняем предметы местами и повторяем взвешивание. Делаем вывод: «красный кубик был тяжелее и в правой и в левой руке, значит он тяжелее синего».

Наглядный материал должен быть отличным только по сравниваемому признаку и цвету.

Варианты наглядного материала:

- предметы из материала разной плотности;

- полые предметы, в которые насыпаются что-либо или кладется грузик.

Задача решается в индивидуальном порядке, т.к. масса невидима.

Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (5 – 6 лет)

Следует начинать с проблемной ситуации, в которой дети ставятся в такие условия, что не могут сравнить предметы с помощью известных методов.

Для данного приема условная мерка должна быть больше либо равна сравниваемым предметам и метка ставится на самой условной мерке.

Правила линейного измерения:

1.Мерка прикладывается точно к началу предмета (слева, если сравниваем длину, снизу – если сравниваем ширину или высоту).

2.Мерка прикладывается по наикратчайшей прямой (эту линию детям показываем).

3.В том месте, где закончился предмет, ставится метка на мерке (цветными карандашами).

4.Аналогично измеряется другой объект.

5.Проводится рассуждение о пространственном расположении меток (т.к. красная метка ближе к началу предмета, чем синяя, то первый объект меньше).

Возможны варианты:

- Мерка отрезается в том месте, где закончился объект, прикладывается к другому предмету и ведется рассуждение (если мерка больше второго предмета, то первый предмет больше второго).

- Каждый предмет измеряется разными мерками, и мерки сравниваются путем приложения.

С помощью этого метода сравнивают объемы жидких и сыпучих тел.

Необходимо определить: в каком из двух сосудов больше жидкости. Для этого возьмем третий сосуд (посредник), сначала перельем в него из 1-го, сделаем метку на сосуде-посреднике на уровне стояния жидкости; то же проделываем со 2-м сосудом, ставим метку другим цветом. Рассуждаем о пространственном расположении меток (если синяя метка ниже, то жидкости в 1-м сосуде больше).

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА НА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА.

    Ход:

— Посмотри на полоску-образец, запомни длину.

— Найди такую же по длине.

Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.

    Замечание: аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.

    Усложнения

1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).

2. Уменьшается контрастность размеров.

3. Даются задания на сравнение величины по представле­нию:

—Что выше у нас на участке забор или беседка?

—Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?

—Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.

    Дидактические игры

«Подбери пары лыж»; - одинаковой длины.

«Сбор фруктов»; - по размеру.

«Дополни предложение» («Дуб толще чем...») и др.

«Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.

    «Назови величину»

Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и короткий.

В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись,всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка и называют величину предметов.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ СЕРИАЦИОННЫЙ РЯД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: