Подготовка машины к использованию по назначению. Особенности эксплуатации в зимнее время и в период жаркой погоды

Поступившая на эксплуатационную базу, в дорожно-эксплуатационное хозяйство, другое место хранения и технического об­служивания машина подлежит приемке технической комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия — владельца машины. В процессе приемки члены комиссии проверяют комп­лектность машины, техническое состояние ее составных частей и сборочных единиц и оформляют акт приемки машины на баланс предприятия для присвоения ей инвентарного номера. Проверка готовности дорожной машины к использованию осуществляется с учетом действующих «Правил проведения государственного тех­нического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного над­зора за техническим состоянием самоходных машин и других ви­дов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)». Исполь­зование по назначению представляет собой вид эксплуатации ма­шины, при котором производятся: выбор модели для использова­ния на объекте применения (строительной площадке), подготов­ка к ежесменному использованию, управление машиной в транс­портном положении, установка машины у объекта применения, перевод из транспортного положения в рабочее, выполнение ра­бочих движений и операций, а также монтаж и демонтаж смен­ного рабочего оборудования. По назначению дорожные и строи­тельные машины используются при выполнении операций из со­става технологических комплексов строительной площадки, стро­ящегося участка дороги. Технология использования дорожных и строительных машин по назначению изложена в гл. 5 и 6 разд. II данного справочного пособия.

При подготовке к эксплуатации машин в зимнее время и в период жаркой погоды необходимо иметь в виду, что территория РФ делится на ряд климатических зон: умеренную, теплую, хо­лодную и жаркую. Дорожные и строительные машины обычного Исполнения могут эксплуатироваться при температуре до -40 "С; Для районов, где температура опускается ниже -40 "С, создаются машины в северном исполнении (ХЛ). Зимний период наиболее труден для эксплуатации машин. В это время затрудняется запуск силовой установки, снижаются смазывающие свойства масел повышается вязкость рабочей жидкости, снижаются прочностные свойства металлоконструкций и увеличиваются нагрузки на них а также повышается хрупкость резинотехнических изделий, воз­растают число отказов сборочных единиц, расход топлива и рабо­чей жидкости и усложняются условия труда машинистов. Сезон­ное техническое обслуживание по переводу машины на зимнюю эксплуатацию проводят в октябре и приурочивают к очередному (по графику) техническому обслуживанию. При этом проверяют и подготавливают к зиме все сборочные единицы двигателя, гидрооборудования, детали трансмиссии и рабочего оборудования системы управления, а также кабину. В машинах с карбюратор­ным двигателем летние марки бензина заменяют на зимний сорт. Для эксплуатации зимой машины с дизельным двигателем при­меняют дизельные топлива — зимнее и арктическое.

В систему охлаждения заливают воду, подогретую до темпера­туры 60...70°С, или незамерзающие смеси (антифризы). Для об­легчения запуска двигателей топливный насос и топливные филь­тры рекомендуется подогревать горячей водой. Перед началом ра­боты двигатель прогревают до тех пор, пока температура жидко­сти в системе охлаждения не повысится до 50 °С. Во избежание обледенения штоки гидроцилиндров не должны находиться дли­тельное время открытыми, так как образовавшийся на них лед может повредить грязесъемники и резиновые кольца уплотнений. Недопустимо также допускать обледенение выступающих частей золотников гидрораспределителей, так как если на них образует­ся хотя бы незначительная ледяная корка, могут быстро стать не­исправными уплотнения выходной части золотников.

Перед пуском машин в работу прогревают гидросистему, для этого пуск насосов начинают на минимальных оборотах двигате­ля, затем их постепенно увеличивают до номинальных. После 5... 10 мин работы насосов на холостом ходу выполняют рабочие операции без нагрузки в течение 10... 15 мин, последовательно включая гидромоторы. После длительной стоянки пневмоколесной машины при температуре воздуха -30°С первые 15...20 мин необ­ходимо двигаться со скоростью, не превышающей 15...20 км/ч, избегая ударов шин о неровности дороги, так как переохлажден­ная резина теряет эластичность, становится хрупкой, и ее легко повредить при ударе.

При сильных морозах снижается хладостойкость металлокон­струкций, поэтому машинист не должен допускать резких рывков и перегрузок. При длительном пребывании на объекте во избежа­ние примерзания шин к основанию машину следует ставить на прокладки из досок или других изолирующих материалов.

Эксплуатация дорожных машин в период жаркой погоды име-свои особенности. В условиях жаркой сухой погоды повышается количество пыли в воздухе, которая, проникая в сборочные еди­ницы, способствует повышенному износу трущихся деталей си­ловой установки, рабочих механизмов, гидрооборудования и элек­тросистемы. Ослабление воздействия пыли на силовую установку достигается путем ежедневной промывки фильтрующего элемен­та воздушного фильтра, проверки чистоты масел и рабочей жид­кости. Заправлять двигатель топливом нужно в местах, защищен­ных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их необходимо тщательно очистить от пыли.

Жаркая погода снижает эффективность работы системы охлаж­дения двигателя, вызывая необходимость частой доливки воды, вследствие чего происходит быстрое образование накипи в ру­башке охлаждения двигателя. Для уменьшения расхода охлажда­ющей воды важно соблюдать герметичность системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целостность ее про­кладок. Если двигатель во время работы перегрелся, вызвав кипе-5ние воды, необходимо прекратить работу машины до остывания двигателя, а затем долить воду. Заливать в перегретый двигатель холодную воду нельзя, так как это может привести к образова­нию трещин в рубашке охлаждения двигателя.

В жаркую погоду увеличивается испарение электролита из ак­кумуляторной батареи, поэтому его уровень необходимо прове­рять ежедневно, своевременно доливая дистиллированную воду. Наличие пыли на трассе дороги и территории строительной пло­щадки требует тщательного ухода за ходовым устройством, при этом необходимо обращать особое внимание на трансмиссию, коробку перемены передач и гидрооборудование.

В жаркую погоду особенно сильно при работе машины изна­шиваются открытые сборочные единицы и детали. Чтобы замедлить процесс изнашивания, необходимо очищать их от пылеобразующих наслоений и налипаний, в два раза чаще, чем предусмот­рено обычной картой смазки, проверять наличие и качество сма­зочного материала в соединениях. В летних условиях необходимо также следить за состоянием гидрооборудования: тщательно про­мывать фильтр бака рабочей жидкости и сетку заливной воронки, заливать рабочую жидкость из чистой промытой бензином и про­тертой насухо мягкой тканью емкости, а также наблюдать за со­стоянием штоков гидроцилиндров и золотников распределителей и по мере необходимости протирать их мягкой тканью, приме­нять только летние сорта рабочей жидкости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: