Тема : «Характеристика персонажей»

Говорят, что искусство театра учит человека быть добрее, справедливее, умнее. Все это так. Но ведь мы не ходим театр специально, чтобы там учиться! Мы ходим в театр получать удовольствие. Это удовольствие нам могут доставить только те люди, которые влюблены в свою профессию. Не существует театра без актера, не мыслим он и без художника. Художник не только рисует декорации, но и помогает актеру создать образ театрального героя, придумывая для него костюм.

Театральный костюм – это не просто одежда, а важное средство характеристики персонажа, способ рассказать о том, какой он. Здесь важно все – и цвет, и форма, и фактура.

Например, все костюмы былинных и сказочных персонажей создаются на основе форм русского народного костюма, хорошо знакомых вам по иллюстрациям книг. Рассмотрим внимательно рисунки, но не как картинки, как вспомогательный материал для создания театрального костюма.

Вы заметили, что все женские персонажи сказок – от Бабы Яги до Василисы Прекрасной – одеты в сарафаны, а костюм доброго молодца мало чем отличается по форме от одежды Кощея Бессмертного Так в чем же разница? Как сделать, чтобы даже висящие на вешалке костюмы говорили нам о том, кто из них хозяин?

Одной из главных эмоционально- образных характеристик костюма является цвет.

Давным – давно на Руси переплелись понятия «красный» и «красивый». Поэтому для Красной Девицы можем сделать такой же сарафан, хотя «красный» сарафан может быть вовсе не красного цвета, а просто красиво, или «красно», оформлен.

А какого цвета одежда Царевны Лебеди? Хотя мы знаем, что в природе лебеди бывают и белые, и черные, вряд ли кто- то затруднится с ответом. И не только потому, что на память приходят строки А.С.Пушкина «…Глядь – поверх текучих вод/ Лебедь белая плывет», но и потому, что белая лебедушка – это символ юности и чистоты.

В арсенале русского народного костюма существует и подходящая форма одежды. Это летник – одеяние, расширенное книзу и чуть удлиненное сзади, с длинными, расширенными рукавами. Летники надевали невесты на свадьбах, он входил в малый царицын наряд. В широкие рукава летника вставляли другие – узкие и длинные, с широкими, богато украшенными манжетами- запястьями.

По подолу платья вы можете изобразить мотивы волн, брызги морской волны, из которой вышла Царевна Лебедь. Воротник – ожерелье украсьте затейливым орнаментом. Головной убор – кокошник – может быть самой разнообразной формы.  Хозяйка медной горы. Само имя диктует цвет костюма. Вот строки из «Малахитовой шкатулки» П. Бажов: «А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слыш – ко, малахиту платье. Сорт такой бывает».  

Малахит сочетает в себе изумрудно-зеленые оттенки, медь – красновато- коричневого цвета. Вам решать, какой цвет брать как основной.

За основу костюма опять возьмем сарафан, но поверх наденем душегрею. Душегрея придаст костюму парадность, торжественность и величавость. Кокошник можно сделать в виде кристалла и украсить самоцветами.

Как вы думаете, а как будет выглядеть костюм Бабы Яги? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – любимые герои нашего детства. Их костюмы, как и одежда других былинных героев, делается на основе русского воинского облачения. Рубашка с зауженными книзу рукавами, штаны простой формы, заправленными в сапоги. Поверх рубахи надевалась кольчуга, подпоясанная широким кожаным поясом, к которому крепился меч. Головной убор – шлем в форме луковицы. Не забудьте о плаще. Он крепился пряжкой на груди.

Итак, пора приниматься за работу.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Какую роль играют художники в создании театрального искусства?

2. Как художники передают характер персонажа в спектакле?

Желаю успеха!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: