Различия танца в празднике и театрализованном представлении

ХОРЕОГРАФИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Особенности…..…………………………………………………………....4

2. Виды…………..…………………………………………………………….7

3. Различия танца в празднике и театрализованном представлении……………………………………………………………..9

 Заключение…………………………………………………………………...10

 

Введение

        Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления...     

        Хореография (танец) занимает значительное место в режиссуре театрализованных представлений.

        Хореография – один из видов пластических искусств, зародившийся еще в Древней Греции, буквально означает «писать танец».

Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

        Данный вид искусства имеет многовековую историю развития. В основе происхождения лежит потребность человека выразить свои чувства и эмоции пластически.

        В наборе выразительных средств хореографии имеются самые различные движения – от едва заметных, практически неуловимых, до самых ярких и грандиозных. Это и динамичные, и порывистые, полетные, статичные, приземленные, и формальные движения, каждые из которых имеют аналогичные ассоциации в явлениях действительности, в обычной бытовой человеческой деятельности.

        Хореография – являясь действенным выразительным средством, всегда занимала и занимает значительное место в театрализации. Особенно в сочетании с другими: музыкой, костюмами, светом, пантомимой, хореографические средства плодотворно используются в любом виде театрализованных представлений.

 

 

Особенности.

        С каждым годом хореография играет все большую роль в духовной жизни человека, расширяя его диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик, гармонию личности и его развития.

        Хореографическое искусство выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей, а также выполняет ряд других функций, присущих культуре в целом. Большую роль играет хореографическое искусство в театрализованных представлениях и массовых праздниках, оно удовлетворяет потребности интересы человека, потребности художественного осмысления окружающей действительности на материале музыки и в процессе общения, межличностного контакта, мобилизуя известные психические потенции людей зрительную и интеллектуальную восприимчивость, повышенную эмоциональность. Появляется особое чувств радости жизни, полноты бытия.

        В специфике режиссерской работы требуется широта охвата танцевального материала в его основных элементах. Хореография является потенциальным искусством, которое идеально подходит во всех разновидностях театрализованных представлениях.

        Режиссеру в своей работе приходится иметь дело с хореографией, подчиненной замыслу театральной постановки, тем самым она приобретает прикладной характер. Она придает индивидуальность, его неповторимое своеобразие, создает определенное настроение, придающее уникальный характер результатам его творчества. В танце отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания.

        В режиссерской практике ни одно театрализованное представление не обходится без постановки пластической или танцевальной композиции: будь то Театрализованный концерт с его массовым танцем в финале или постановка ко Дню Победы с военными вальсами.

            

Особенности танца в театрализованном представлении:

- хореографическая композиция исполняется для зрителя без прямого взаимодействия с ним;

- танец должен быть единым сценическим действом;

- может занимать только четко определенное пространство;

- не должен выходить за определенные хореографом или режиссером временные рамки;

- танец в театрализованном представлении должен быть хорошо отрепетирован и продуман.

 

Виды.

             Тематический танец – В основе хореографического номера лежит определенная тема; описание жизненного явления, события, предмета, материальной культуры, понимание любви, ненависти, материнства, героизма и т.д.; факт, существо или животные. Постановщик должен научиться видеть проблему в выбранной теме, ставить вопрос, который и будет темой будущего произведения. Тема содержит в своей основе много сторон (война – Родина). Постановщику необходимо выбрать только ту сторону, которая актуальна в наше время. Определить свою позицию к данной проблеме.

        Тема должна быть объективна, ее истоки реальны (война, религия, свобода, труд, любовь и т.д.). Значение темы так же может быть культурно – типологическим. В танце показывается содержание предмета, который стал художественной традицией, национального или мирового искусства («прощание с детством»; «матери»; «борца»). Субъективное значение тема приобретает, когда выражается характерный для данного художника строй чувств и проблем. Художественно – конкретной теме присуща конкретность – это может быть некая игра, трудовой процесс.

             Сюжетный танец – Сюжет важнейшая сторона содержания хореографического произведения, раскрывающая его тему и его идейный смысл. Идейно – тематическое содержание воплощается в движении событий сюжета, связанных с определенной жизненной ситуацией, с перипетиями действия и разрешением драматического конфликта. В сюжете реализуется столкновение сил сквозного действия и контрдействия, раскрываются характеры и образы хореографического произведения. Сюжет – стержень хореографического произведения. Сюжет танца задается его сценарием и воплощается в музыке и движениях и положениях человеческого тела. При постановке хореография создается на основе сюжета и музыки в их единстве, т.е. на основе музыкальной драматургии.

             Бессюжетный танец – В действенном бессюжетном танце нет поступков и событий, но его программа предполагает наличие конфликта и основных этапов его развития. Бессюжетные программы танца создаются на готовую музыку. Музыкальное содержание определяет программу танца. Поэтому она создается на основе музыкальной драматургии. Как правило, музыка для танца подбирается на основе ее глубокого содержания.

 

 

Различия танца в празднике и театрализованном представлении.

Стоит различать танец в празднике и театрализованном представлении, для этого следует разобраться в различиях самого праздника с театрализованным представлением, используя программу – комментарий «История и теория праздников» Лазаревой Л.Н.

«Методологическое отличие: праздник – это такая форма культурной деятельности, которая не предполагает деление людей на участников и зрителей; в идеальном празднике «праздничная общность» выступает как единое целое; театрализованное представление – это форма культуры, которая изначально (генетически) предполагает деление присутствующей общности людей на участников и зрителей и существует благодаря такому делению.

 

 

Заключение.

Режиссура любого жанра зрелищного искусства имеет единую основу, которая вбирает в себя все то, что характерно для режиссуры вообще. Вместе с тем, каждый жанр имеет свои специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведения представления в целом. Мы считаем, что пластические средства выразительности развиваются вместе с обществом, идут в ногу со временем, раскрывая всё больше свои богатые возможности, становятся самостоятельнее, свободнее. Следовательно, хореография в театрализованном представлении имеет большое будущее.

 

Хореография в театрализованном представлении

Динамичное развитие всего театрального процесса, становление кино, телевидения, эстрады, собственно драматического и хореографического искусства, особенно за последний период, выдвигает задачи осмысления пройденного пути и поиска целесообразных художественных форм взаимодействия хореографии с другими театрально-зрелищными видами искусств.

Современный театр все более тяготеет к обновлению выразительных средств. Синтезируя драматическое действие с музыкой и вокалом, кино и танцами, режиссеры добиваются более убедительного, объемного раскрытия идеи спектакля, сцены, эпизода. Удельный вес танцевального действия в спектаклях неуклонно растет.

Причина обращения к выразительным средствам других видов искусств – стремление уйти от плоского бытового правдоподобия, будничного реализма.

Синтез искусств был присущ театру изначально. Его древнейшие формы родились из первоначального обрядового действа, в котором были слиты воедино песня, сказ, действо, пляска. Синтетический театр – это театр, где все разновидности сценического искусства, слово, пение, пантомима, танец, цирк гармонически сплетаются между собой и являют в результате единое, монолитное сценическое произведение. Все это, бесспорно, происходит для усиления образной выразительности.

Г. Товстоногов подчеркивал, что «содержание спектакля в самом полном значении этого слова заключено не только в речи актера и не только в индивидуальном проявлении характера, но и в комбинации средств театра…».

Современный режиссер, владеющий всем арсеналом сценических средств, транслируя зрителям главную идею, мысль, философию своего спектакля обращается к языку хореографии. Хореография концентрирует содержательную форму, определяет подтекст произведения, делает яркой мизансцену спектакля, появляется большая сила воздействия на зрителя. В театрализованном представлении хореография теряет свою самостоятельность, но не самобытность. Следует подчеркнуть, что каждое искусство имеет свои преимущества перед другими искусствами в изображении определенных сторон жизни под своим, свойственным только ему углу зрения. Систему искусств в наше время характеризуют такие особенности, которые хотя и существовали в прошлом, но наполнились теперь иным содержанием. Диалектическая взаимозависимость ведет не к поглощению одних искусств другими, а к их взаимообогащению, утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусств, полностью сохраняющих свою самобытность.

Хореография и театрализованное представление дети одного родителя – первобытного синкретизма. Поэтому, несмотря на их самостоятельное существование, в сочетании, сотрудничестве они смотрятся ярче, взаимодополняют друг друга, приобретая дополнительные краски. Хореография в театрализованном представлении связана с требованиями действия. Танцевальные эпизоды, хореографические композиции подчиняются замыслу режиссера. Обычно имеют сюжетную мотивировку, т.е. связаны с изображением танцев как явления реальной действительности. Могут составлять фон действия, служить обрисовке среды или характеристике того или иного персонажа, приобретают драматургическую функцию, а так же имеют относительно самостоятельное значение. Танцы нередко сопровождают пение, часто являются кульминацией и завершающей частью различных сцен спектакля.

Композиция театрализованного представления включает в себя драматургию, мизансценирование, идейно-тематическое содержание, а также многие режиссерские средства выразительности. Композиция танца основана на соединении отдельных танцевальных движений, танцевальных фигур в гармоническое целое. Движения танца соединяются не только посредством своей логики, но и находятся в непосредственной зависимости от логики развития музыки, а в прикладной хореографии, прежде всего, в зависимости от логики режиссерского решения. Как и все виды сценического искусства, танцевальная композиция создается во времени и пространстве. Элементы танца, развертываясь в четырехмерном пространстве, образуют пространственно-временной континуум. Прикладная хореография может делить свой временной и пространственный отрезок с другими видами искусства (подтанцовка к песне, выход ведущих через танец и др.). Танцевальная композиция может быть постоянна и не поддаваться видоизменению в сценическом танце или иметь импровизационный характер в фольклорном танце. В прикладной хореографии это зависит только от режиссерской задачи. Основными элементами сценического действия хореографического произведения являются танцевальный рисунок и движения. Именно через них раскрывается содержание. Рисунок и движения в композиции реализуют композиционное действие. Режиссер, создавая на сцене художественно-пластическую конструкцию, мыслит пластическими образами, переводит психологию слова и содержание в яркое театрализованное действо, ищет оригинальные выразительные приемы для увлечения и заразительности театральным зрелищем. Язык хореографии в яркой форме выявляет содержание представления и является одним из выразительных приемов режиссера. Главное для режиссера – это выразительность и заразительность его произведения. Создавая образы, он отбирает и осмысливает каждую деталь, с целью обнаружить сущность вещи, важные ее качества и свойства. Все это необходимо, для того чтобы привлечь внимание к изображенному. Режиссер стремится эмоционально всколыхнуть, изумить, поразить открытием содержания своего зрителя, тем самым заставить чувствовать, думать, воображать, ассоциировать, делать обобщения.

В театрализованном представлении режиссеры используют сценические виды хореографии: эстрадный; народно-сценический; характерный; бальный; джаз и модерн танец; балет. Существует ряд характерных особенностей театрализованного представления:

1. В основе лежит документальный материал (объект внимания).

2. Театрализованное представление подразумевает не создание психологии вымышленных героев, но создание психологии ситуации, в которой действуют и развиваются реальные силы.

3. Театрализованное представление полифункционально и решает определенные задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

4. Театрализованное представление, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

5. Театрализованное представление отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: