double arrow

Тектонические основы зданий и сооружений. Архитектурная стилистика. Композиция.


2.1. Понятие тектоники в дизайне и архитектуре

Термином «тектоника» о( т греческого «искусство строить»)о бозначается художественное выражение закономерностей строения некоего объекта, отражающее принципиальную связь слагающих его сил.

Так, в архитектурной конструкции это — показ через комбинацию опорных и поддерживаемых частей испытываемых ими нагрузок, в механизмах — выявление роли и связей движущихся и неподвижных элементов. Причем если, например в архитектуре, словом «тектоника» обозначается образ действующих в сооружении сил, картина их соотношения, то конкретная строительная конструкция есть соотношение действительных сил, противоборствующих в ее структуре. В дизайнерских объектах наблюдаются все эти разновидности тектонических противостояний. В большинстве бытовых приборов важнейшей тектонической характеристикой становится «маскировка» формами корпуса работающих внутри него механизмов. В тяжелых станках тектоника сродни архитектурной, где описываются соотношения массы тела и его объема, отражающие образ опорной конструкции. В «легких» дизайнерских формах — драпировках, одежде —





48


тектонические закономерности объясняют способность исходного «плоского» материала формировать объемные и пластические комбинации, приспосабливающиеся к «базовым» конструкциям портьер, манекена, человеческого тела. В графическом дизайне на первый план выступает отражение борьбы несущей поверхности листа и способных зрительно деформировать эту поверхность изображений, пятен, шрифта и их сочетаний.

Сложнее всего обстоит дело в средовых произведениях — здесь глазу приходится разбираться в переплетении множества разных тектонических структур. Прежде всего мы замечаем здесь массу как бы случайных тектонических решений, принадлежащих элементам предметного наполнения — от картин и штор до мебели, которые к тому же образуют собственные тектонические ансамбли, связывающие воедино и колористические противоречия этого множества, и противопоставления «плавающих» в средовом контексте объемов наполнения параметрам его пространства. И все это вступает в тектонические контакты с «обнимающими» их впечатлениями от собственно архитектурной ситуации, включающими борьбу и конструктивных, и объемно-пластических «изображений» действующих в среде сил: равновесия, тяжести, света и цвета и т.д.

Иначе говоря, если тектоническая организация произведения дизайнерского искусства содержит картину внутренних противоречий и объективно заложенных в природе этого произведения «скрытых» напряжений, то чувство масштабности предупреждает, как эта картина може~ быть приложена к ситуации, а эмоциональная ориентация синтезирует содержание обеих категорий, вызывая у потребителя готовность принять это произведение в свой мир как его необходимую часть. Единичные возможности визуальных (художественных) средств дизайна сливаются в интегральные средства формирования дизайнерского образа.



49


В своей принципиальной основе тектониче­ские системы сложились еще на заре технической цивилизации; в дальнейшем они только модифи­цировались и совершенствовались. В их состав входят:

• стеновая, в т.ч. из грунтового массива;

• стоечно-балочная;

• распорная (с модификациями шатра, арки, свода, купола);

• обратная распорной (вантовая, тентовая кон­струкции);

• гравитационно независимая.

В кратком экскурсе в историю и последова­тельность становления тектонических систем, их взаимодействия с образованием тектонических схем мы будем делать акцент на формообразую­щих аспектах и их вкладе в пополнение архитек­турного языка эмоционально выразительными об­разами.














Сейчас читают про: