Городское пространство

Городская среда оценивается наблюдателем как соединительная бестелесная ткань между на­полняющими город объектами, в том числе дома­ми, которые представляются самостоятельными пространственными единицами с объемами вло­женных друг в друга подпространств.

Традиционный психологический стереотип восприятия открытого городского ландшафта как


внешней среды — в силу масштабности, дистан­ции восприятия, изменяемости образа соответ­ственно сезонам года, суточному ритму освещен­ности и погоды и самой технологии функциониро­вания — нередко переключается на орбиту его осознания как интерьера города.

Один из визуальных феноменов освоения го­родского пространства (имеется в виду открытая территория с достаточной дистанцией обзора) — «присоединение» к нему в разных пейзажных ра­курсах объектов, расположенных вне ограничен­ной зоны наблюдения, более того, закрепление за этой территорией статуса видовой площадки.

Высокие эстетические качества пейзажа «от объекта» вошли, например, в канонические пред­писания для строителей тибетских монастырей.

Другой феномен связан с характером оценки городского пространства, недоступного (в общем случае) непосредственному наблюдению, и осно­ван он на мнемонических свойствах памяти, спо­собствующих пространственной ориентации по подсознательной фиксации зрительных образов. Накопление образов происходит в движении, пос­ледовательно, и только после нескольких «прого­нов» пространственные параметры среды закреп­ляются в памяти в виде системы симультанных (единовременных) образов. При этом образ в па­мяти конструируется как ряд впечатлений от репе­ров — плоскостных, объемных или расположенных как фигуры на шахматной доске. Свойство челове­ческой психики удерживать в памяти предпочти­тельно положительные эмоции, игнорируя негатив­ные, способствует формированию образа город­ской среды как партитуры знакомой и любимой музыки, навеянной памятными ассоциациями с хо-


27



 


 


рошей погодой, приятными встречами, эстетиче­ским наслаждением от старинной архитектуры, па­мятников, могучих деревьев... (рис. 1.3.43).

В чувственный комплекс благоприятных впе­чатлений входят ощущение климата и состояния погоды, затрата физических усилий на преодоле­ние пространства (уклоны, извилистый маршрут), цвет сооружений или колорит сезона, привычная ориентация векторов движения.

Степень замкнутости или раскрытое™ про­странства, мысленно или реально отчужденного от остальной городской среды символическими или физическими границами, поддерживается средствами его насыщения: функциональными элементами (зданиями или сооружениями в цент­ре или по контуру границ), формой благоустрой­ства (геометрически правильный в плане сквер поддерживает впечатление замкнутости, расстав­ленные с равными интервалами фонари создают ощущение ритма и покоя), регулирующей людские и транспортные потоки информацией (дополнен­ной рекламой, корректирующей мотивацию дей­ствий горожан).

В качестве конкретных объектов планировоч­ных мероприятий сложившейся исторически или задуманной и осуществленной схемы простран­ственной организации выступают городские пло­щади различных форм, основанных на сочетании периметральной застройки и «омываемых» сре­дой объектов (рис. 1.3.44).

Как объект функциональной и художественной гармонизации городское пространство (улица,


площадь) представляет поле деятельности специ­алистов различных профессий, действия которых редко бывают согласованными. Из-за этого до­стигнутое единство художественного образа сре­ды по ритму членений объемов, цветовой гармо­нии, наличию акцента, скрепляющего стилисти­ческую целостность пространства, попирается вводом диссонансных объектов (например, зда­ния, резко отличного от существующей застройки масштабом или стилистикой). Время, конечно, ле­чит, и дисгармоничное сооружение может оказать­ся лишь началом в осуществлении общей урбани­стической концепции эпохальной смены масштаб­ности среды (рис. 1.3.45).

Но в общем случае радикальные одномомент­ные преобразования, завершаемые на время сда­чи объекта праздником гармонии в архитектуре, практически не осуществимы из-за несостоятель­ности градостроительных прогнозов, разрушае­мых стихийной практикой.

Один из наиболее негативных процессов стро­ительной динамики в коммерчески привлекатель­ных городах — стремительное уничтожение еще сохранившихся открытых зеленых пространств торговыми объектами и транспортными трассами, принимающими вид сложных кольцевых много­ярусных развязок как следствия попыток предот­вращения надвигающегося коммуникационного коллапса (рис. 1.3.46).

Если иерархию городских «свободных» про­странств представить в виде цепочки: ансамбль городской застройки — городская площадь —


 

28


сквер — придомовая территория, то в настоящем курсе объектом учебного дизайн-проектирования по данной специальности принимается только го­родское пространство малого масштаба: пред-входная территория, в отношении которой реша­ются преимущественно задачи ландшафтного ди­зайна. Придомовая (предвходная) территория -непосредственно примыкающий к зданию фраг­мент городского пространства. С точки зрения на­блюдателя она представляется в виде сцены, фон


которой — фасад здания, а ограниченная террито­рия перед входом — зона ландшафтного благоуст­ройства. Особенности этой территории как объек­та дизайн-проектирования: небольшой масштаб как переход от масштаба городской среды в це­лом к масштабу интерьеров, короткая дистанция обзора, преобладание объемных ракурсов наблю­дения перед планировочными, композиционное взаимодействие форм благоустройства с архитек­турным обликом фасада [рис. 1.3.47).


Вопросы:

1.

2. 3.

Жилая среда. Типы жилых помещений и планировочные нормали

квартиры.

Современные тенденции развития дизайн-решений жилой среды

Среда    общественного   назначения.   Классификационные

характеристики по признаку формы организации и функциональному

назначению.

4. 5.

Основные характеристики производственной среды

Основные особенности решения среды обитания пожилых и

инвалидов.

6.

Городская среда и объекты ее насыщения.


1.4. Факторы, влияющие на пространственные параметры среды обитания 1.4.1. Эргономика и антропометрия

Эргономика и антропометрия                         сама деятельность человека нередко создает дис­
комфортные условия, раздражающие зрение,

Деятельность человека в любой типологичес- слух, обоняние, осязание и температурно-влажно-

ки определенной среде выражает его реакцию на стные ощущения. И, чтобы устранить влияние фи-

свойства внешнего пространства, воздействие ко- зиологически и психологически негативных воз-

торого нейтрализуется мероприятиями по защите действий, полезно знать их физическую сущность,

от природно-климатических явлений, которые мы размерность, пороговые величины, вызывающие

рассмотрели в начале раздела. Теперь необходи- усталость, боль, расстройство здоровья и сниже-

мо выяснить, какие внутренние параметры наибо- ние работоспособности.

лее точно отвечают требованиям по форме, объе-    В этой главе мы рассмотрим три основные (с

му, протяженности, насколько они соответствуют точки зрения дизайнерской деятельности) темы:


Рис. 1.4.1. Рекомендуемые соотношения коэффициентов отражения поверхностей помещения и интерьер, разработанный по специальной колористической программе


реализации бытовых, социальных и производст- • реакцию чувственных рецепторов человека на
венных функций. Кроме того, нужно учесть, что  свойства пространства;

29


• влияние антропометрических характеристик
на предметно-пространственные параметры
организованной среды;

• основы техники безопасности, ограничения
при освоении пространства разной типологии.
Рецепторы — зрительные, слуховые, обонятель­
ные, — получающие информацию на расстоянии,
называют дистантными. Рецепторы осязательные,
вкусовые — контактными. Чувство мышечного то­
нуса (кинестезии), действие вестибулярного аппа­
рата, чувство ориентации воспринимаются внут­
ренними
рецепторами.

Зрительные рецепторы человека осваивают мир благодаря их чувствительности к электромаг­нитным колебаниям от 400 до 760 нм (миллимик­рон), воспринимаемыми как свет. Видение предме­тов заключается в восприятии света, отраженного ими. Суммарное воздействие на глаз всех видимых длин волн (эталонного источника дневного света — Солнца) дает ощущение белого цвета; разложение солнечного луча воспринимается многоцветным спектром. Цветность предметов зависит от погло­щения или воспринимаемого зрением отражения «цветных» волн. Летом листья деревьев поглощают красный цвет и отражают зеленый, осенью — на­оборот. Подробный анализ цветового зрения и его использование в работе дизайнера описаны ниже, в III разделе, а сейчас мы обратимся к характери­стикам освещенности пространства и реакции на нее зрения.

Для различных видов деятельности существу­ют свои уровни комфортной освещенности, изме­ряемой в люксах (лк): чтение, работа над текста­ми и чертежами — 1000—500 лк, занятия спортом, принятие пищи — 200 лк, хирургическая опера­ция — 15000 лк, точная работа на станке, сбор­ка — 2000 лк. Условиям зрения благоприятствуют рассеянный или направленный на объект наблю­дения свет достаточной яркости,   отсутствие

Бытовые ассоциации, связанные с цветом, по­зволяют использовать его для индикации понятий информационного характера: тепло—холодно, опасно—безопасно, близко—далеко, основанных на осмыслении подсознательной визуальной реф­лексии. Кодирование цветом применяют для обо­значения трубопроводов, разводок, сигналов на трассах движения [27].

Красным обозначают трубопроводы с горячей водой, синим цветом — электроприборы, оранже­вым — высоковольтное оборудование, зеленым — безопасные элементы и символы аптеки. Мигаю­щий свет, а также черно-желтые полосы барьеров, предупреждают об опасности движущегося обо­рудования (мостовых кранов, электрокаров) (рис. 1.4.2).

В качестве фонового цвета оборудования ре­комендуются различные градации серого, тепло­го или холодного оттенков. Визуальная информа­ция в виде знаков, символов, надписей рассчиты-


утомляющей глаз сильной контрастности в осве­щенности объекта и среды, сниженная до миниму­ма блескость источника света и отражающих по­верхностей (лучше, если они матовые), комфорт­ная и приятная для глаза цветность света (выраженная не более чем в слабых оттенках теп­лого или холодного тона белого цвета).

Имеет значение и расположение источников света с учетом эффектов затемнения, затенения, блескости, дистанции, комбинированного воздей­ствия дневного и искусственного света. Различа­ют общее — фоновое — освещение помещения и локальное, направленное на объект занятий. В об­щем освещении учитывают наиболее комфортное расположение людей по отношению к окнам — обязательна, например, ориентация парт в клас­се, обеспечивающая дневное освещение пишуще­го ученика слева (предполагается, что большая часть людей — правши).

При искусственном освещении люминесцент­ными лампами их расположение должно обеспе­чивать равномерное освещение рабочей зоны. Очень удачны в этом смысле светящие потолки с равной светимостью по всей поверхности.

Для создания нормальной световой обстанов­ки в помещении руководствуются обычно принци­пом постепенного снижения коэффициента отра­жения помещения от потолков (80%), стен (60% — верх, 40% — низ), мебели (30—40%), пола (20— 30%), хотя художественные соображения могут потребовать и других соотношений по светлоте (например, темный потолок) (рис. 1.4.1).

В установке локальных светильников исходят из особых комфортных требований, но иногда особенности зрительного режима могут потребо­вать изменения стандартных условий. Например, при проверке изображений на прозрачной пленке (диапозитивов) свет направляется на глаза наблю­дателя. Для работы на кухне нередко оказывается

целесообразным размещение светильников под навесными шкафами. В гардеробной или ванной светильники (бра) располагают по обе стороны зеркала, поскольку в данном случае объектом ос­вещения является собственное лицо.

Сочетание цвета и фона, основанное на кон­трасте дополнительных цветов (см. ниже главу «Колористика и цветоведение»), неблагоприятно в силу возникновения эффекта вибрации цвета. По­этому следует избегать сочетания букв и фона красного на зеленом, голубого на оранжевом. В качестве кодирующих следует использовать цве­та, которые не будут изменяться под воздействи­ем окрашенного света. Желтый свет ламп нака­ливания, например, меняет синий свет на темно-серый, а пурпурный — на коричневый.

Считается, что тихая спокойная музыка благо­приятно влияет на психику работающих и отдыха­ющих людей, если она не сопровождает работу, требующую умственного напряжения и концентра­ции внимания. Это касается ситуаций восприятия гармоничных звуковых колебаний. По большей же части мы имеем дело со звуковым фоном («белым шумом»), в котором выделяются модулированные информационные сигналы: речевые и неречевые.


30



Человеческое ухо воспринимает звуки в ин­тервале частот от 20 до 20000 герц — от низкого рычания до тончайшего писка — это качественная характеристика звука. Количественная характери­стика — интенсивность (сила, громкость) — изме­ряется в относительных единицах восприятия зву­ка: децибелах.

Граница чувствительности человеческого уха определяется совместным действием частоты и силы звука, что хорошо показано на графике [рис. 1.4.4). Параметры комфортности звукового климата не имеют определенных границ; по силе звука для архитектурных пространств различных функций есть свои допущения. Так, уровень звука, допустимый в больницах, равен примерно 25 дБ, в жилых помещениях — 30 дБ, в классах, аудито­риях, зрительных залах — 40 дБ, в предприятиях общественного обслуживания (рестораны, мага­зины, вокзалы) — 60 дБ.

Известно, что тишина, близкая к порогу слы­шимости, не сразу воспринимается благоприятно человеком, перенесенным из привычной обста­новки городского шума.

Чтобы на общем шумовом фоне различить нужную информацию, нужно, чтобы сигнал был не менее чем на 10 дБ громче звукового фона [31].

В теме «Среда общественного назначения» уже были затронуты особенности распростране­ния звука в залах и аудиториях. К этой информа­ции нужно добавить следующее: при выборе пара­метров зала рекомендуется придерживаться соот­ношения длины—ширины—высоты в пропорциях 5:3:2 при ортогональной форме помещения. Удли­ненная форма концертного зала должна допол­няться мероприятиями погашения реверберации.


Гулкость пространства коридоров и открытых об­ширных помещений большой высоты (вестибю­лей, фойе) с гладкими полами нейтрализуется «акустическим» исполнением конструкций проти­волежащих поверхностей. Хорошими акустически­ми качествами обладают купола первых христиан­ских соборов Латинской Америки, возведенных из керамических сосудов. Свойствами глубинной ре­верберации — «звукового раската» — обладают романские и готические соборы Западной Евро­пы, русские церкви с высокими сводами. Но низ­кие своды и купола создают неприятный кумуля­тивный эффект гулкости.

Распространение звука осуществляется воз­душным путем и через структуру смежных конст­рукций. Структурный шум гасится разрывом кон­структивных контактов между источником шума (вибратором, механическим эксцентриком), лик­видацией «звукового моста» или повышением инерционности экрана (утолщением стены, вво­дом в конструкцию междуэтажного перекрытия слоя песка, «поглощающего» колебания в силу своей структуры).

Так называемый «плавающий пол» — одно из средств борьбы с распространением ударного шума через междуэтажные перекрытия (рис. 1.4.5). Показатели звукоизоляции ограждающих конструк­ций и материалов приводятся в специальных нор­мативах.

Для защиты от воздушного шума в первую очередь воздействуют на источник шума — если нет возможности его перенесения в изолирован­ное пространство, то устанавливают амортизато­ры, звукопоглощающие оболочки, устраивают шлюзы, отделяющие помещения с генератором

шума от остального пространства. В цехе с шум­ными станками для поглощения воздушного шума вертикально подвешиваются глушители из акусти­ческих панелей, устанавливаются звукопоглощаю­щие выгородки. В аудиторных корпусах двери по­мещений, расположенных по обе стороны коридо­ра, целесообразно смещать относительно друг друга, чтобы ограничить свободную передачу зву­ка и, кстати, улучшить условия эвакуации. Сокра­щение влияния внешнего шума через окна дости­гается установкой толстых стекол в два—три ряда на резиновых уплотнителях в местах контакта с рамой. Эффект поглощения шума достигается, если вы помните, за счет повышения инерционно­сти преграды, снижающей вероятность резонанса от шума уличного транспорта, и устранения жест­кого конструктивного контакта — звукового моста. Этот рецепт не всегда достаточен в условиях сложного акустического климата, поэтому для ре­шения задачи требуется привлечение специалис­та. Наиболее радикальным средством изоляции от шума является планировочное решение с выво­дом из зоны шума «тихих» помещений.

Ликвидация шума и звуковых помех особенно необходима при работе со звукозаписывающей аппаратурой, в специальных акустических лабора­ториях, когда важно исключить глушение или ис­кажение артикуляции, музыкальной тональности.

Быстрая утомляемость от длительного влия­ния шума особенно заметна при работе, требую­щей точности. Шум высокой частоты раздражает больше, чем низкой. Модуляции шума влияют на настроение. Допускается некоторая адаптация к умеренному шуму.


31


что основаны на эксперименте. Конечно, суще­ствуют и публикации по ароматерапии с полезны­ми рекомендациями. Задача пособия состоит лишь в том, чтобы обратить внимание на этот лю­бопытный феномен в приемах организации среды обитания.

В быту запахи обычно ощущаются в компози­циях, состав которых может быть и неразличим, на чем нередко основаны секреты парфюмеров. Чув­ствительность человеческого носа не сравнима с возможностями собаки, но все же довольно высо­ка; во многом она зависит и от химизма источника аромата. Чтобы уловить запах алкоголя, необхо­дима его концентрация 0,2 мг на один литр возду­ха; для ванилина — в 2 миллиона раз меньше. Не­которые запахи вызывают слюнотечение, резь в глазах, наркотическое воздействие и даже ощу­щение боли (аммиак).

При длительном воздействии запаха человек адаптируется к нему. Преодолев единожды барь­ер брезгливости, ассенизатор остается верен своему ремеслу всю жизнь. Дизайнер же должен учитывать разницу в восприятии запаха людьми, постоянно работающими, например, на мясоком­бинате, и визитерами при выборе критерия для решения об изоляции и вентиляции отдельных цехов.

Осязательные ощущения подтверждают или опровергают информацию, полученную визуаль­ными или звуковыми рецепторами.

Как рецептор контактный, осязание имеет пре­имущественное право доверия: прикосновение к сосульке подтверждает, что мы видим перед со­бой лед, а не стеклянную имитацию. Однако при соответствующем психологическом внушении и закрытых глазах испытуемый может настолько об­мануться, что его рука, опущенная в сосуд с хо­лодной водой, где имитируется шум кипения, по­крывается пузырями ожогов.

Проверка чувства осязания при дизайнерских разработках осуществляется на анализе способ­ности кожи реагировать на холод и тепло, давле­ние и боль, фактуру поверхности.

Прямая реакция кожи на холод или тепло спо­собствует, очевидно, формированию сигнала о температурном дискомфорте. Ощущение механи­ческого давления до его предельного болевого порога создает впечатление неудобства мебели. Тактильная оценка фактуры материала дополняет визуальные впечатления о его зеркальной гладко­сти или шероховатости, мягкости и тепле.

Ощущение боли как сигнал опасности вызыва­ется, как нам уже известно, превышением порога раздражения рецепторов зрения, слуха, обоняния, температуры. Выход за пределы рецепторного воздействия нормального диапазона искажает


оценку воздействия, формирует чувственные ил­люзии, провоцирует ложную реакцию организма. Например, аттракцион с бутафорской комнатой, которая вращается в неопределенном направле­нии, основательно нарушает работу вестибуляр­ного аппарата людей, которые рискнули в ней ока­заться. Понижение частоты звука за порог слыши­мости и колебания высокой частоты вызывают явление вибрации, очень неприятное по своему воздействию, когда внешние колебания резониру­ют с собственными колебаниями человеческого тела в пределах 4—8 Гц.

Таким образом, многочисленные рецепторы создают комплексное представление о состоянии среды и предпосылки при суждении о ее комфорт­ности. Устранение негативного влияния внешних факторов находится в компетенции соответствую­щих специалистов, однако дизайнер должен знать об их существовании и грамотно ставить задачи по нейтрализации вредных воздействий в рамках подготовки проектного решения.

Притча о слоне в посудной лавке лишний раз напоминает о необходимости рациональных раз­мерных соотношений пространства с его обитате­лями. Поскольку подавляющее большинство зда­ний и сооружений рассчитаны на пребывание в них человека, то их пространственные параметры ре­гулируются антропометрическими показателями, включающими статические размерности и пропор­ции человеческого тела, а также объем оператив­ного пространства человека в процессе его дис­танционного перемещения и на рабочем месте.

В архитектуре и искусстве с древнейших вре­мен установилось правило «Человек есть мера всех вещей», поэтому антропометрические дан­ные являются основой проектирования здания, мебели, бытового и рабочего оборудования. Раз­мерные соотношения человеческого тела, многие из которых соответствуют пропорции Золотого сечения (см. ниже раздел III), заложены в систе­му пространственной гармонизации сооружений {рис. 1.4.7).

По практическим соображениям были разрабо­таны таблицы усредненных параметров человека. Частично они представлены на рис. 1.4.8. Отметим, что среднестатистические данные пригодны для проектирования пространственных параметров среды, допускающих размерные отклонения: высо­ты помещений этажа, ширины дверей, размеров бытовой мебели.

Для работы операторов, отвечающих за точ­ность и безопасность управления процессами, космонавтов, летчиков параметры рабочих мест должны устанавливаться индивидуально, хотя для большинства технических и функциональных об-


32



 


 


стоятельств утверждены обобщенные норматив­ные параметры. Для жилых зданий устанавливает­ся минимальная высота потолка помещений 2,8 м (еще недавно — только 2,2 м), для общественных и производственных зданий — не менее 3,3 м, крупных торговых залов — 4,2 м.

Устойчивая тенденция к акселерации населе­ния и предпочтение условий комфорта перед эко­номичностью (а точнее, понимание, что высокий уровень комфорта целесообразнее по экономи­ческим соображениям) вызывают периодический пересмотр нормативов. Повышенными нормати-


вами пользуются и при проектировании среды для инвалидов.

Размеры помещений в пересчете на 1 чел. ус­танавливаются в соответствии с характером их использования и фиксируются в пределах типоло­гических требований.

Серьезное внимание уделяется размерным параметрам коммуникационных пространств: ко­ридоров, шлюзов, переходов, лестниц, лифтов, где учитывается плотность людских потоков, ско­рость движения, планировочные требования и особые обстоятельства (аварийные ситуации).


33


34


35




Обеденный стог


I Диаметр * зоны маневра


+

0.7

0.7

вд

0.7

0.7

 

Сиденья      — 0.45 № f\ 0Л5   •sj-эд
W TftT 0.7-0.8

0.4


















































С CI

Стул

Кресло

Табурет


S




Двуспальная кровать

т


 

 

 

    Циван        
 

 

    0.90

 

 
  '".  

п

 

 
 

 

 

 

S
 

 

   
    2.00        

Рис. 1.4.12. Антропометрическая обусловленность размеров элементов предметного наполнения среды


Для столов общего пользования предусматри­вается высота в пределах 0,7—0,75 м, а рабочих (верстак, стол для кухонной готовки) — 0,85— 0,9 м, журнальных столиков — 0,5—0,6 м.

Ширина письменного стола достаточна 0,6— 0,7 м; для обеденных столов двухстороннего пользования — 0,7—0,8 м, при этом на каждого си­дящего резервируется около 0,7 м фронта стола.

Приведенные здесь размеры мебели намерен­но даны в укрупненном виде, предполагающем более точную конкретизацию, отвечающую проек­тному заданию. В любом случае о габаритах пред­метного наполнения дизайнер должен иметь точ­ные представления, проверив с рулеткой в руках


их правильность хотя бы на размерах домашней мебели. Для решения целесообразной расстанов­ки оборудования полезно, вырезав из темной бу­маги планы устанавливаемых предметов (в масш­табе помещения), поэкспериментировать с их компоновкой, учитывая функциональные и эстети­ческие связи, удобство проходов, сочетаемость по высоте. Подобные операции можно выполнить и на компьютере.

Работа дизайнера не ограничивается учетом технических факторов как предпосылок комфорта и художественной выразительности пространства. Необходимо позаботиться и о технике безопас-

36


ности, влияющей на принятие решения. Вероят­ность несчастного случая зависит от различных обстоятельств, «подготовленных» малограмотным проектировщиком.

К строительным травмоопасным дефектам от­носятся: неожиданные перепады высот и пороги по трассам движения, усугубленные низким уров­нем освещенности, скользкие материалы покры­тия полов (полированные гранитные плиты в кух­не, баре, прихожей), высоты взаимного располо­жения лестничных маршей и дверей должны обеспечивать достаточный зазор, предотвращаю­щий удар головой; плотность ограждения лестниц должна предупреждать опасность падения.

Внешняя площадка перед входом, а также пол прихожей, ступени лестницы, должны иметь риф­леную поверхность. Вход должен быть защищен от обледенения и падения сосулек. Внешние ис­точники света необходимо защищать арматурой. В узких пространствах проходов следует ликвиди­ровать острые углы и выступающие части. Зона открывания дверей должна быть безопасна для проходящих.

В отношении инженерного оборудования и фак­торов воздействия среды на рецепторы прежде все­го обращается внимание на грамотное размещение и предусмотренные регламентом правила эксплуа­тации сетей электроснабжения, водоснабжения и канализации, вентиляции и теплоснабжения, инфор­мационных и сигнальных систем.

Правилом является вертикальная поэтаж­ная локализация санитарно-технического обо­рудования («мокрое над мокрым») с обеспечени­ем необходимой защиты от протекания перекры­тий и доступа воды в близлежащие помещения.

Электросети надежно изолируются от возмож­ного увлажнения и контакта с человеческим телом. Выключатели следует располагать на высоте, недо­ступной детям. Следует избегать устройства в зри­тельных залах тяжелых люстр или постоянно конт­ролировать надежность их подвески в помещениях, где их присутствие исторически обусловлено.

Неожиданный резкий шум, световой шок, не­приятные запахи, ионизация, поток горячего или холодного воздуха могут вызвать неконтролируе­мую психомоторную реакцию с травматическими последствиями.

Неправильное расположение помещений от­носительно солнечной радиации (кухня окнами на юг) и отсутствие защиты от нее приводят к пере­греву среды и дискомфорту. Смежное размеще­ние гаража с жилым домом должно предусматри­вать хорошую вытяжную вентиляцию и огнестой­кие стены и двери. Следует централизовать пульт контроля электросетей в щите, расположенном в доступном и безопасном месте.


Желательно, по возможности, обеспечить об­щую систему автоматического контроля среды по принципу «интеллектуального здания».

Вряд ли удастся перечислить здесь все воз­можные рекомендации по технике безопасности, которые должны учитываться при дизайн-проекти­ровании. Особенно важными являются мероприя­тия по пожарозащите, креплению стационарной мебели, укреплению перекрытий и верхнего ос­текления атриумов, заземлению электрообору­дования, устройству молниеотвода, аварийных выходов, ограждений, защищающих от падения, и многие другие.

Все они должны решаться в сотрудничестве со специалистами и актироваться документами, сви­детельствующими о грамотности проекта в целом.







Экология

Формулируемая разделами эргономики, науки в целом антропоцентричной, односторонняя оцен­ка влияния факторов окружающего пространства на условия комфортности среды обитания пред­ставляется в совершенно ином свете, если, изме­нив вектор предпочтений, рассмотреть отношение человека к природе.

Выясняется, что антропогенные воздействия на окружающую природу, об опасных последстви­ях которого предупреждали еще древние мысли­тели, достигли в настоящее время подлинно уст­рашающих масштабов.

Об интенсификации процессов нарушения природного баланса планеты усилиями человека свидетельствует исчезновение многих видов рас­тений и животных (обеднение разнообразия эко­системы даже на 10% ведет к ее необратимой деградации), изуродованный ландшафт города, отравленные вода, почва, атмосфера, города, по­гибающие от удушья и мусора. Впечатление бли­зости конца света усугубляется природными ката­строфами: землетрясениями и потеплением, гро­зящим вселенским наводнением.

Притупление чувства опасности с привыкани­ем к сюжетам насилия, убийств, космических ка­тастроф (со вкусом разрабатываемых средствами массовых коммуникаций) гасит проблески обще­ственного сознания относительно сроков апока­липсиса. Колокол звонит, его слышат, но никто не торопится спасать мир, хотя для всех ясно, что выживание человека возможно только при сохра­нении жизни на Земле, где он является частью экосистемы — частью, к сожалению, алчной и бе­зответственной.

Несть числа провидцам, которые в разной форме — философской, религиозной, поэтиче-


37


ской, естественнонаучной — указывали на един­ство человека и природы, призывали беречь ее. Древнеегипетские жрецы и православная церковь в России, китайские мудрецы и ученые антично­сти, Леонардо да Винчи, Фрэнсис Бэкон, М.В. Ло­моносов, А. Гумбольдт, В.В. Докучаев, Н.А. Север-цев, А. Швейцер, В.И. Вернадский, А. Тейяр де Шарден, Н.Н. Моисеев, Ю. Одум — вот далеко не полный список имен деятелей цивилизации, вло­живших свой труд в развитие науки о взаимодей­ствии организмов между собой и окружающей природой, названной Э. Геккелем экологией [63].

Техническая направленность развития челове­ческой цивилизации отвела экологии, в основном, роль науки, выводы которой использовались глав­ным образом для интенсивной эксплуатации при­родных ресурсов планеты. Практически любая тех­ническая отрасль внесла свой «вклад» в разорение и загрязнение природной среды, в том числе и строительная как наиболее обобщающая деятель­ность по созданию искусственной среды обитания.

В истории формирования мировой архитекту­
ры в экологическом отношении сложились два
направления:             конструктивно-образное

противопоставление окружающей природе (в пе­риоды пафоса техногенеза — древний мегали-тизм, промышленная революция в Европе, эпоха «преобразования» природы XX в.) и биологичес­кое эпигонство (заимствование тектонических принципов, зооморфизм, топофилия), реализо­ванное в художественной интерпретации природ­ных форм, включении элементов живой природы в искусственную среду обитания — от парков до фитодизайна в интерьере {рис. 1.4.13).

Урбанизация среды обитания с активным при­влечением технических средств, ориентированных на утилитарное и экономическое применение, за­вершилась созданием ортогональных форм зда­ний и улиц, монотонностью стандартной архитек­туры, серым цветом асфальта и бетона, надчело­веческим масштабом сооружений, вытеснением зеленых массивов за пределы городской черты, разрывом социальных контактов, значительным ухудшением условий жизни из-за всех видов за­грязнения, в т.ч. акустического, информационно­го, эстетического.

В экологическом аспекте перед современной архитектурой и дизайном как завершающей фазой комфортной и художественной организации среды обитания стоит, таким образом, двойная задача:

• охрана окружающей природы и сохранение (восстановление) природного баланса;

• поддержание физиологического и психологи­ческого комфорта человека как естественного компонента экосистемы, цивилизованно рас­ходующего и восполняющего ее ресурсы.


Благотворность психологического и эстети­ческого воздействия живой природы на сознание человека оценена давно. Преклонение перед кра­сотой и силами природы, ее аниматизация лежат в основе предпосылок становления материальной и духовной культуры людей. Оно выражалось в по­клонении природным феноменам (дереву, камню, реке, водопаду), организации садово-парковых ансамблей, озеленении жилой среды, создании, в конце концов, ландшафтной архитектуры.

Одна из особенностей современной город­ской структуры — целевое возвращение природ­ной среды в защищенные от воздействия вред­ностей изолированные «резервации»: экраниро­ванные от уличного транспорта скверы, атриумы, зимние сады и оранжереи, фитоуголки в интерье­рах. Не пренебрегают и имитацией природных пейзажей из искусственных материалов. Благо­приятное впечатление оставляет даже вид откры­тых стриженых газонов без объемных зеленых насаждений, озелененные откосы дорог и крыш, вертикальное озеленение поверхностей стен (рис. 1.4.14). Мероприятия этого рода называют биопозитивными.

Чрезмерная плотность застройки городских центров и вытеснение из них зелени (она просто не выдерживает повышенных концентраций ядо­витых примесей в атмосфере), прямоугольность и заостренность объемов супермасштабных зданий, «логарифмические» фасады в виде решеток раз­ной конфигурации, цветовой голод угнетающе действуют на психику горожан. Рекомендации ви­деоэкологии заставляют архитекторов искать бо­лее пластичные и выразительные решения облика зданий, осознавать необходимость сохранения в городской застройке открытых пространств «даль­него взгляда», вносить в окраску фасадов живые, яркие цвета, обогащать городской партер малыми формами «домашнего» силуэта (рис. 1.4.15).

Разнообразие городской застройке придает фрагментарное включение малоэтажных сооруже­ний, особенно на неудобьях. Технические сложно­сти возведения окупаются их архитектурной об­разностью и живописностью ландшафтного ди­зайна (рис. 1.4.16).

В последнее время серьезное внимание уде­ляется т.н. геопатогенным факторам, оказыва­ющим незримое, но весьма вредное влияние и на эксплуатацию зданий, и на здоровье жителей. Неудачный выбор места для строительства зда­ния на рыхлых грунтах (V-образные зоны тектони­ческих нарушений) приводит к их погружению в грунт и разрушению. А из-за повышенной прони­цаемости грунта на поверхность земли выходят глубинные газы, в т.ч. радон, провоцирующий бо­лезни довольно широкого спектра, в том числе и


38


39




 


 


Рис. 1.4.14. Открытое зелёное пространство газона для игры в гольф (Москва)


Рис. 1.4.15. Малые архитектурные формы в городской сре­де: двор Музея современного искусства в Нью-Йорке


 


онкологические. В геопатогенной зоне активизи­ровано геомагнитное поле планеты, оказываю­щее негативное биоэнергетическое воздействие. Пересечения силовых линий Земли образуют узлы высокой концентрации излучения, усилива­ющих воздействие электромагнитных колебаний электроаппаратуры и вибрации инженерных се­тей. Их совместное действие вызывает наруше­ние обменных и иммунных процессов организма, сбои сердечного ритма и деятельности головно­го мозга [66].

Определение «гиблых мест», доступное недав­но только знахарям и лозоходцам, постепенно становится областью научной практики.

Генеральные требования при возведении зда­ния, не загрязняющего среду в процессе строи­тельства и минимально нарушающего структуру ландшафта, оставляя возможность его рекультива­ции, удачно сформулированы в «Кодексе строите­ля», предложенном д.т.н. А.Н. Тетиором и перекли­кающемся с идеями Афинской хартии, разработан­ной выдающимся французским архитектором Ле Корбюзье [59, 128]. Вкратце эти требования сво­дятся к грамотному крупноформатному решению о целесообразности возведения здания на из­бранном участке сообразно всем экологическим природоохранным аспектам; к максимальной «экологизации» архитектурно-планировочного ре­шения здания, органично и безопасно встроенно­го в среду; к всемерному сохранению существую­щего рельефа и режима грунтовых вод, сокраще­нию количества и площади фундаментных опор, возвращению ландшафту его первозданного вида после завершения строительных работ; к созда­нию замкнутого цикла утилизации отходов и при­менению автономных средств по ликвидации заг-


Рис. 1.4.16. Размещение малоэтажной застройки на слож­ном рельефе

рязнений. Например, заглубленные в землю зда­ния представляют одну из форм экологической архитектуры. Они, не нарушая визуально природ­ный пейзаж, максимально изолированы от многих внешних воздействий: шума, ветра, температур­ных перепадов (рис. 1.4.17).

Существуют различные способы нейтрализа­ции ощущения подвала, представляющие интерес и для дизайнера. С другой стороны, обитание в среде, погруженной в землю, оставляет удиви­тельное впечатление покоя, защищенности, на­дежности


41



 


 


Большинство архитектурных конструкций, от фундамента и колонн до перекрытия, явно или не­явно отражают свое происхождение от структур живых организмов, имеют бионическую природу. Кости животных и стволы растений показывают, что природа раньше человека изобрела прочные облегченные пространственные каркасы, двутав­ровые балки и фермы, армированные трубы и их пористое заполнение, фундаменты — распорки и кустовые сваи, оболочки в форме раковины, яйца и расплющенной капли, складчатые оболочки в виде листа пальмы, пневматические конструкции и полигональные структуры, напоминающие ске­лет радиолярий, и тому подобное (см. рис. 1.4.13).


На основе природных подсказок (конечно, надо, чтобы они попали на подготовленную почву) изобретаются системы утепления стен за счет парникового эффекта и перераспределения тепла в толще ограждения, создания искусственной «шубы», дополняющей зимой толщину стены. Не­мало изобретательности вложено в разнообраз­ные системы энергетического обеспечения среды обитания, в создание энергосберегающих и энергоактивных зданий на основе использова­ния геотермальных вод, солнечной и ветровой энергии, биоэнергетики (рис. 1.4.18). Включение их в организм здания нередко существенно меня­ет его архитектурный облик.


42


Рис. 1.4.18. Экологические аспекты архитектуры:

1 — подземные сооружения: пещера, землянка, мегарон, горное террасное жилище, ямное лёссовое-жилище в Китае, по­лузаглубленное жилище, выставочный павильон; 2 — надземные сооружения: пагода Табо-Тхап (Корея), жилище на сваях (Япония), сооружения по концепции Афинской хартии; 3 — гелиоэнергетика в архитектуре: а) обогрев зимнего сада на ос­нове использования парникового эффекта; б) обогрев помещений с использованием солнечного подогрева воды; е) нагре­вание воды в бассейне за счет аккумуляции тепла темной окраской дна; г) использование гелиобатарей для преобразова­ния солнечной энергии в электрическую; д) использование гелиоконцентраторов для накопления и преобразования сол­нечной энергии; е) стены с регулированием процесса теплоотдачи; 4 — ветроэнергетика в архитектуре: а) ветряные двига­тели; б) использование ветроколеса в качестве генератора электрического тока; 5 — использование гидротермального обогрева здания; 6 — биоэнергетика в архитектуре — выработка газа ферментативным разложением биомассы; 7 — энер­госберегающие ограждающие конструкции зданий


1.4.3.


Геомантика и учение фэн-шуй в дизайне среды обитания


 

































double arrow
Сейчас читают про: