Городская среда оценивается наблюдателем как соединительная бестелесная ткань между наполняющими город объектами, в том числе домами, которые представляются самостоятельными пространственными единицами с объемами вложенных друг в друга подпространств.
Традиционный психологический стереотип восприятия открытого городского ландшафта как
внешней среды — в силу масштабности, дистанции восприятия, изменяемости образа соответственно сезонам года, суточному ритму освещенности и погоды и самой технологии функционирования — нередко переключается на орбиту его осознания как интерьера города.
Один из визуальных феноменов освоения городского пространства (имеется в виду открытая территория с достаточной дистанцией обзора) — «присоединение» к нему в разных пейзажных ракурсах объектов, расположенных вне ограниченной зоны наблюдения, более того, закрепление за этой территорией статуса видовой площадки.
Высокие эстетические качества пейзажа «от объекта» вошли, например, в канонические предписания для строителей тибетских монастырей.
Другой феномен связан с характером оценки городского пространства, недоступного (в общем случае) непосредственному наблюдению, и основан он на мнемонических свойствах памяти, способствующих пространственной ориентации по подсознательной фиксации зрительных образов. Накопление образов происходит в движении, последовательно, и только после нескольких «прогонов» пространственные параметры среды закрепляются в памяти в виде системы симультанных (единовременных) образов. При этом образ в памяти конструируется как ряд впечатлений от реперов — плоскостных, объемных или расположенных как фигуры на шахматной доске. Свойство человеческой психики удерживать в памяти предпочтительно положительные эмоции, игнорируя негативные, способствует формированию образа городской среды как партитуры знакомой и любимой музыки, навеянной памятными ассоциациями с хо-

27
|
|
рошей погодой, приятными встречами, эстетическим наслаждением от старинной архитектуры, памятников, могучих деревьев... (рис. 1.3.43).
В чувственный комплекс благоприятных впечатлений входят ощущение климата и состояния погоды, затрата физических усилий на преодоление пространства (уклоны, извилистый маршрут), цвет сооружений или колорит сезона, привычная ориентация векторов движения.
Степень замкнутости или раскрытое™ пространства, мысленно или реально отчужденного от остальной городской среды символическими или физическими границами, поддерживается средствами его насыщения: функциональными элементами (зданиями или сооружениями в центре или по контуру границ), формой благоустройства (геометрически правильный в плане сквер поддерживает впечатление замкнутости, расставленные с равными интервалами фонари создают ощущение ритма и покоя), регулирующей людские и транспортные потоки информацией (дополненной рекламой, корректирующей мотивацию действий горожан).
В качестве конкретных объектов планировочных мероприятий сложившейся исторически или задуманной и осуществленной схемы пространственной организации выступают городские площади различных форм, основанных на сочетании периметральной застройки и «омываемых» средой объектов (рис. 1.3.44).
Как объект функциональной и художественной гармонизации городское пространство (улица,
площадь) представляет поле деятельности специалистов различных профессий, действия которых редко бывают согласованными. Из-за этого достигнутое единство художественного образа среды по ритму членений объемов, цветовой гармонии, наличию акцента, скрепляющего стилистическую целостность пространства, попирается вводом диссонансных объектов (например, здания, резко отличного от существующей застройки масштабом или стилистикой). Время, конечно, лечит, и дисгармоничное сооружение может оказаться лишь началом в осуществлении общей урбанистической концепции эпохальной смены масштабности среды (рис. 1.3.45).
Но в общем случае радикальные одномоментные преобразования, завершаемые на время сдачи объекта праздником гармонии в архитектуре, практически не осуществимы из-за несостоятельности градостроительных прогнозов, разрушаемых стихийной практикой.
Один из наиболее негативных процессов строительной динамики в коммерчески привлекательных городах — стремительное уничтожение еще сохранившихся открытых зеленых пространств торговыми объектами и транспортными трассами, принимающими вид сложных кольцевых многоярусных развязок как следствия попыток предотвращения надвигающегося коммуникационного коллапса (рис. 1.3.46).
Если иерархию городских «свободных» пространств представить в виде цепочки: ансамбль городской застройки — городская площадь —
28
сквер — придомовая территория, то в настоящем курсе объектом учебного дизайн-проектирования по данной специальности принимается только городское пространство малого масштаба: пред-входная территория, в отношении которой решаются преимущественно задачи ландшафтного дизайна. Придомовая (предвходная) территория -непосредственно примыкающий к зданию фрагмент городского пространства. С точки зрения наблюдателя она представляется в виде сцены, фон
которой — фасад здания, а ограниченная территория перед входом — зона ландшафтного благоустройства. Особенности этой территории как объекта дизайн-проектирования: небольшой масштаб как переход от масштаба городской среды в целом к масштабу интерьеров, короткая дистанция обзора, преобладание объемных ракурсов наблюдения перед планировочными, композиционное взаимодействие форм благоустройства с архитектурным обликом фасада [рис. 1.3.47).
Вопросы:
| 1. 2. 3. |
Жилая среда. Типы жилых помещений и планировочные нормали
квартиры.
Современные тенденции развития дизайн-решений жилой среды
Среда общественного назначения. Классификационные
характеристики по признаку формы организации и функциональному
назначению.
| 4. 5. |
Основные характеристики производственной среды
Основные особенности решения среды обитания пожилых и
инвалидов.
| 6. |
Городская среда и объекты ее насыщения.
1.4. Факторы, влияющие на пространственные параметры среды обитания 1.4.1. Эргономика и антропометрия
Эргономика и антропометрия сама деятельность человека нередко создает дис
комфортные условия, раздражающие зрение,
Деятельность человека в любой типологичес- слух, обоняние, осязание и температурно-влажно-
ки определенной среде выражает его реакцию на стные ощущения. И, чтобы устранить влияние фи-
свойства внешнего пространства, воздействие ко- зиологически и психологически негативных воз-
торого нейтрализуется мероприятиями по защите действий, полезно знать их физическую сущность,
от природно-климатических явлений, которые мы размерность, пороговые величины, вызывающие
рассмотрели в начале раздела. Теперь необходи- усталость, боль, расстройство здоровья и сниже-
мо выяснить, какие внутренние параметры наибо- ние работоспособности.
лее точно отвечают требованиям по форме, объе- В этой главе мы рассмотрим три основные (с
му, протяженности, насколько они соответствуют точки зрения дизайнерской деятельности) темы:
|
|
| Рис. 1.4.1. Рекомендуемые соотношения коэффициентов отражения поверхностей помещения и интерьер, разработанный по специальной колористической программе |
реализации бытовых, социальных и производст- • реакцию чувственных рецепторов человека на
венных функций. Кроме того, нужно учесть, что свойства пространства;
29
• влияние антропометрических характеристик
на предметно-пространственные параметры
организованной среды;
• основы техники безопасности, ограничения
при освоении пространства разной типологии.
Рецепторы — зрительные, слуховые, обонятель
ные, — получающие информацию на расстоянии,
называют дистантными. Рецепторы осязательные,
вкусовые — контактными. Чувство мышечного то
нуса (кинестезии), действие вестибулярного аппа
рата, чувство ориентации воспринимаются внут
ренними рецепторами.
Зрительные рецепторы человека осваивают мир благодаря их чувствительности к электромагнитным колебаниям от 400 до 760 нм (миллимикрон), воспринимаемыми как свет. Видение предметов заключается в восприятии света, отраженного ими. Суммарное воздействие на глаз всех видимых длин волн (эталонного источника дневного света — Солнца) дает ощущение белого цвета; разложение солнечного луча воспринимается многоцветным спектром. Цветность предметов зависит от поглощения или воспринимаемого зрением отражения «цветных» волн. Летом листья деревьев поглощают красный цвет и отражают зеленый, осенью — наоборот. Подробный анализ цветового зрения и его использование в работе дизайнера описаны ниже, в III разделе, а сейчас мы обратимся к характеристикам освещенности пространства и реакции на нее зрения.
Для различных видов деятельности существуют свои уровни комфортной освещенности, измеряемой в люксах (лк): чтение, работа над текстами и чертежами — 1000—500 лк, занятия спортом, принятие пищи — 200 лк, хирургическая операция — 15000 лк, точная работа на станке, сборка — 2000 лк. Условиям зрения благоприятствуют рассеянный или направленный на объект наблюдения свет достаточной яркости, отсутствие
Бытовые ассоциации, связанные с цветом, позволяют использовать его для индикации понятий информационного характера: тепло—холодно, опасно—безопасно, близко—далеко, основанных на осмыслении подсознательной визуальной рефлексии. Кодирование цветом применяют для обозначения трубопроводов, разводок, сигналов на трассах движения [27].
Красным обозначают трубопроводы с горячей водой, синим цветом — электроприборы, оранжевым — высоковольтное оборудование, зеленым — безопасные элементы и символы аптеки. Мигающий свет, а также черно-желтые полосы барьеров, предупреждают об опасности движущегося оборудования (мостовых кранов, электрокаров) (рис. 1.4.2).
В качестве фонового цвета оборудования рекомендуются различные градации серого, теплого или холодного оттенков. Визуальная информация в виде знаков, символов, надписей рассчиты-
утомляющей глаз сильной контрастности в освещенности объекта и среды, сниженная до минимума блескость источника света и отражающих поверхностей (лучше, если они матовые), комфортная и приятная для глаза цветность света (выраженная не более чем в слабых оттенках теплого или холодного тона белого цвета).
Имеет значение и расположение источников света с учетом эффектов затемнения, затенения, блескости, дистанции, комбинированного воздействия дневного и искусственного света. Различают общее — фоновое — освещение помещения и локальное, направленное на объект занятий. В общем освещении учитывают наиболее комфортное расположение людей по отношению к окнам — обязательна, например, ориентация парт в классе, обеспечивающая дневное освещение пишущего ученика слева (предполагается, что большая часть людей — правши).
При искусственном освещении люминесцентными лампами их расположение должно обеспечивать равномерное освещение рабочей зоны. Очень удачны в этом смысле светящие потолки с равной светимостью по всей поверхности.
Для создания нормальной световой обстановки в помещении руководствуются обычно принципом постепенного снижения коэффициента отражения помещения от потолков (80%), стен (60% — верх, 40% — низ), мебели (30—40%), пола (20— 30%), хотя художественные соображения могут потребовать и других соотношений по светлоте (например, темный потолок) (рис. 1.4.1).
В установке локальных светильников исходят из особых комфортных требований, но иногда особенности зрительного режима могут потребовать изменения стандартных условий. Например, при проверке изображений на прозрачной пленке (диапозитивов) свет направляется на глаза наблюдателя. Для работы на кухне нередко оказывается
целесообразным размещение светильников под навесными шкафами. В гардеробной или ванной светильники (бра) располагают по обе стороны зеркала, поскольку в данном случае объектом освещения является собственное лицо.
Сочетание цвета и фона, основанное на контрасте дополнительных цветов (см. ниже главу «Колористика и цветоведение»), неблагоприятно в силу возникновения эффекта вибрации цвета. Поэтому следует избегать сочетания букв и фона красного на зеленом, голубого на оранжевом. В качестве кодирующих следует использовать цвета, которые не будут изменяться под воздействием окрашенного света. Желтый свет ламп накаливания, например, меняет синий свет на темно-серый, а пурпурный — на коричневый.
Считается, что тихая спокойная музыка благоприятно влияет на психику работающих и отдыхающих людей, если она не сопровождает работу, требующую умственного напряжения и концентрации внимания. Это касается ситуаций восприятия гармоничных звуковых колебаний. По большей же части мы имеем дело со звуковым фоном («белым шумом»), в котором выделяются модулированные информационные сигналы: речевые и неречевые.
30
|
|
Человеческое ухо воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20000 герц — от низкого рычания до тончайшего писка — это качественная характеристика звука. Количественная характеристика — интенсивность (сила, громкость) — измеряется в относительных единицах восприятия звука: децибелах.
Граница чувствительности человеческого уха определяется совместным действием частоты и силы звука, что хорошо показано на графике [рис. 1.4.4). Параметры комфортности звукового климата не имеют определенных границ; по силе звука для архитектурных пространств различных функций есть свои допущения. Так, уровень звука, допустимый в больницах, равен примерно 25 дБ, в жилых помещениях — 30 дБ, в классах, аудиториях, зрительных залах — 40 дБ, в предприятиях общественного обслуживания (рестораны, магазины, вокзалы) — 60 дБ.
Известно, что тишина, близкая к порогу слышимости, не сразу воспринимается благоприятно человеком, перенесенным из привычной обстановки городского шума.
Чтобы на общем шумовом фоне различить нужную информацию, нужно, чтобы сигнал был не менее чем на 10 дБ громче звукового фона [31].
В теме «Среда общественного назначения» уже были затронуты особенности распространения звука в залах и аудиториях. К этой информации нужно добавить следующее: при выборе параметров зала рекомендуется придерживаться соотношения длины—ширины—высоты в пропорциях 5:3:2 при ортогональной форме помещения. Удлиненная форма концертного зала должна дополняться мероприятиями погашения реверберации.
Гулкость пространства коридоров и открытых обширных помещений большой высоты (вестибюлей, фойе) с гладкими полами нейтрализуется «акустическим» исполнением конструкций противолежащих поверхностей. Хорошими акустическими качествами обладают купола первых христианских соборов Латинской Америки, возведенных из керамических сосудов. Свойствами глубинной реверберации — «звукового раската» — обладают романские и готические соборы Западной Европы, русские церкви с высокими сводами. Но низкие своды и купола создают неприятный кумулятивный эффект гулкости.
Распространение звука осуществляется воздушным путем и через структуру смежных конструкций. Структурный шум гасится разрывом конструктивных контактов между источником шума (вибратором, механическим эксцентриком), ликвидацией «звукового моста» или повышением инерционности экрана (утолщением стены, вводом в конструкцию междуэтажного перекрытия слоя песка, «поглощающего» колебания в силу своей структуры).
Так называемый «плавающий пол» — одно из средств борьбы с распространением ударного шума через междуэтажные перекрытия (рис. 1.4.5). Показатели звукоизоляции ограждающих конструкций и материалов приводятся в специальных нормативах.
Для защиты от воздушного шума в первую очередь воздействуют на источник шума — если нет возможности его перенесения в изолированное пространство, то устанавливают амортизаторы, звукопоглощающие оболочки, устраивают шлюзы, отделяющие помещения с генератором
шума от остального пространства. В цехе с шумными станками для поглощения воздушного шума вертикально подвешиваются глушители из акустических панелей, устанавливаются звукопоглощающие выгородки. В аудиторных корпусах двери помещений, расположенных по обе стороны коридора, целесообразно смещать относительно друг друга, чтобы ограничить свободную передачу звука и, кстати, улучшить условия эвакуации. Сокращение влияния внешнего шума через окна достигается установкой толстых стекол в два—три ряда на резиновых уплотнителях в местах контакта с рамой. Эффект поглощения шума достигается, если вы помните, за счет повышения инерционности преграды, снижающей вероятность резонанса от шума уличного транспорта, и устранения жесткого конструктивного контакта — звукового моста. Этот рецепт не всегда достаточен в условиях сложного акустического климата, поэтому для решения задачи требуется привлечение специалиста. Наиболее радикальным средством изоляции от шума является планировочное решение с выводом из зоны шума «тихих» помещений.
Ликвидация шума и звуковых помех особенно необходима при работе со звукозаписывающей аппаратурой, в специальных акустических лабораториях, когда важно исключить глушение или искажение артикуляции, музыкальной тональности.
Быстрая утомляемость от длительного влияния шума особенно заметна при работе, требующей точности. Шум высокой частоты раздражает больше, чем низкой. Модуляции шума влияют на настроение. Допускается некоторая адаптация к умеренному шуму.
31
что основаны на эксперименте. Конечно, существуют и публикации по ароматерапии с полезными рекомендациями. Задача пособия состоит лишь в том, чтобы обратить внимание на этот любопытный феномен в приемах организации среды обитания.
В быту запахи обычно ощущаются в композициях, состав которых может быть и неразличим, на чем нередко основаны секреты парфюмеров. Чувствительность человеческого носа не сравнима с возможностями собаки, но все же довольно высока; во многом она зависит и от химизма источника аромата. Чтобы уловить запах алкоголя, необходима его концентрация 0,2 мг на один литр воздуха; для ванилина — в 2 миллиона раз меньше. Некоторые запахи вызывают слюнотечение, резь в глазах, наркотическое воздействие и даже ощущение боли (аммиак).
При длительном воздействии запаха человек адаптируется к нему. Преодолев единожды барьер брезгливости, ассенизатор остается верен своему ремеслу всю жизнь. Дизайнер же должен учитывать разницу в восприятии запаха людьми, постоянно работающими, например, на мясокомбинате, и визитерами при выборе критерия для решения об изоляции и вентиляции отдельных цехов.
Осязательные ощущения подтверждают или опровергают информацию, полученную визуальными или звуковыми рецепторами.
Как рецептор контактный, осязание имеет преимущественное право доверия: прикосновение к сосульке подтверждает, что мы видим перед собой лед, а не стеклянную имитацию. Однако при соответствующем психологическом внушении и закрытых глазах испытуемый может настолько обмануться, что его рука, опущенная в сосуд с холодной водой, где имитируется шум кипения, покрывается пузырями ожогов.
Проверка чувства осязания при дизайнерских разработках осуществляется на анализе способности кожи реагировать на холод и тепло, давление и боль, фактуру поверхности.
Прямая реакция кожи на холод или тепло способствует, очевидно, формированию сигнала о температурном дискомфорте. Ощущение механического давления до его предельного болевого порога создает впечатление неудобства мебели. Тактильная оценка фактуры материала дополняет визуальные впечатления о его зеркальной гладкости или шероховатости, мягкости и тепле.
Ощущение боли как сигнал опасности вызывается, как нам уже известно, превышением порога раздражения рецепторов зрения, слуха, обоняния, температуры. Выход за пределы рецепторного воздействия нормального диапазона искажает
оценку воздействия, формирует чувственные иллюзии, провоцирует ложную реакцию организма. Например, аттракцион с бутафорской комнатой, которая вращается в неопределенном направлении, основательно нарушает работу вестибулярного аппарата людей, которые рискнули в ней оказаться. Понижение частоты звука за порог слышимости и колебания высокой частоты вызывают явление вибрации, очень неприятное по своему воздействию, когда внешние колебания резонируют с собственными колебаниями человеческого тела в пределах 4—8 Гц.
Таким образом, многочисленные рецепторы создают комплексное представление о состоянии среды и предпосылки при суждении о ее комфортности. Устранение негативного влияния внешних факторов находится в компетенции соответствующих специалистов, однако дизайнер должен знать об их существовании и грамотно ставить задачи по нейтрализации вредных воздействий в рамках подготовки проектного решения.
Притча о слоне в посудной лавке лишний раз напоминает о необходимости рациональных размерных соотношений пространства с его обитателями. Поскольку подавляющее большинство зданий и сооружений рассчитаны на пребывание в них человека, то их пространственные параметры регулируются антропометрическими показателями, включающими статические размерности и пропорции человеческого тела, а также объем оперативного пространства человека в процессе его дистанционного перемещения и на рабочем месте.
В архитектуре и искусстве с древнейших времен установилось правило «Человек есть мера всех вещей», поэтому антропометрические данные являются основой проектирования здания, мебели, бытового и рабочего оборудования. Размерные соотношения человеческого тела, многие из которых соответствуют пропорции Золотого сечения (см. ниже раздел III), заложены в систему пространственной гармонизации сооружений {рис. 1.4.7).
По практическим соображениям были разработаны таблицы усредненных параметров человека. Частично они представлены на рис. 1.4.8. Отметим, что среднестатистические данные пригодны для проектирования пространственных параметров среды, допускающих размерные отклонения: высоты помещений этажа, ширины дверей, размеров бытовой мебели.
Для работы операторов, отвечающих за точность и безопасность управления процессами, космонавтов, летчиков параметры рабочих мест должны устанавливаться индивидуально, хотя для большинства технических и функциональных об-
32
|
|
стоятельств утверждены обобщенные нормативные параметры. Для жилых зданий устанавливается минимальная высота потолка помещений 2,8 м (еще недавно — только 2,2 м), для общественных и производственных зданий — не менее 3,3 м, крупных торговых залов — 4,2 м.
Устойчивая тенденция к акселерации населения и предпочтение условий комфорта перед экономичностью (а точнее, понимание, что высокий уровень комфорта целесообразнее по экономическим соображениям) вызывают периодический пересмотр нормативов. Повышенными нормати-
вами пользуются и при проектировании среды для инвалидов.
Размеры помещений в пересчете на 1 чел. устанавливаются в соответствии с характером их использования и фиксируются в пределах типологических требований.
Серьезное внимание уделяется размерным параметрам коммуникационных пространств: коридоров, шлюзов, переходов, лестниц, лифтов, где учитывается плотность людских потоков, скорость движения, планировочные требования и особые обстоятельства (аварийные ситуации).
33

34

35
|
|
|
|
| Обеденный стог |
| I Диаметр * зоны маневра |


| + |
| 0.7 |
| 0.7 |
вд
| 0.7 |
0.7
| Сиденья — 0.45 № f\ 0Л5 | •sj-эд | |
| W | TftT | 0.7-0.8 |
| 0.4 |
С CI
| Стул |
| Кресло |
Табурет
S
Двуспальная кровать
т
| Циван | ||||||
|
| 0.90 | |||||
|
| ||||||
| '". | п |
| ||||
|
| ||||||
| ■ |
| S | ||||
|
| ||||||
| 2.00 | ||||||
Рис. 1.4.12. Антропометрическая обусловленность размеров элементов предметного наполнения среды
Для столов общего пользования предусматривается высота в пределах 0,7—0,75 м, а рабочих (верстак, стол для кухонной готовки) — 0,85— 0,9 м, журнальных столиков — 0,5—0,6 м.
Ширина письменного стола достаточна 0,6— 0,7 м; для обеденных столов двухстороннего пользования — 0,7—0,8 м, при этом на каждого сидящего резервируется около 0,7 м фронта стола.
Приведенные здесь размеры мебели намеренно даны в укрупненном виде, предполагающем более точную конкретизацию, отвечающую проектному заданию. В любом случае о габаритах предметного наполнения дизайнер должен иметь точные представления, проверив с рулеткой в руках
их правильность хотя бы на размерах домашней мебели. Для решения целесообразной расстановки оборудования полезно, вырезав из темной бумаги планы устанавливаемых предметов (в масштабе помещения), поэкспериментировать с их компоновкой, учитывая функциональные и эстетические связи, удобство проходов, сочетаемость по высоте. Подобные операции можно выполнить и на компьютере.
Работа дизайнера не ограничивается учетом технических факторов как предпосылок комфорта и художественной выразительности пространства. Необходимо позаботиться и о технике безопас-
36
ности, влияющей на принятие решения. Вероятность несчастного случая зависит от различных обстоятельств, «подготовленных» малограмотным проектировщиком.
К строительным травмоопасным дефектам относятся: неожиданные перепады высот и пороги по трассам движения, усугубленные низким уровнем освещенности, скользкие материалы покрытия полов (полированные гранитные плиты в кухне, баре, прихожей), высоты взаимного расположения лестничных маршей и дверей должны обеспечивать достаточный зазор, предотвращающий удар головой; плотность ограждения лестниц должна предупреждать опасность падения.
Внешняя площадка перед входом, а также пол прихожей, ступени лестницы, должны иметь рифленую поверхность. Вход должен быть защищен от обледенения и падения сосулек. Внешние источники света необходимо защищать арматурой. В узких пространствах проходов следует ликвидировать острые углы и выступающие части. Зона открывания дверей должна быть безопасна для проходящих.
В отношении инженерного оборудования и факторов воздействия среды на рецепторы прежде всего обращается внимание на грамотное размещение и предусмотренные регламентом правила эксплуатации сетей электроснабжения, водоснабжения и канализации, вентиляции и теплоснабжения, информационных и сигнальных систем.
Правилом является вертикальная поэтажная локализация санитарно-технического оборудования («мокрое над мокрым») с обеспечением необходимой защиты от протекания перекрытий и доступа воды в близлежащие помещения.
Электросети надежно изолируются от возможного увлажнения и контакта с человеческим телом. Выключатели следует располагать на высоте, недоступной детям. Следует избегать устройства в зрительных залах тяжелых люстр или постоянно контролировать надежность их подвески в помещениях, где их присутствие исторически обусловлено.
Неожиданный резкий шум, световой шок, неприятные запахи, ионизация, поток горячего или холодного воздуха могут вызвать неконтролируемую психомоторную реакцию с травматическими последствиями.
Неправильное расположение помещений относительно солнечной радиации (кухня окнами на юг) и отсутствие защиты от нее приводят к перегреву среды и дискомфорту. Смежное размещение гаража с жилым домом должно предусматривать хорошую вытяжную вентиляцию и огнестойкие стены и двери. Следует централизовать пульт контроля электросетей в щите, расположенном в доступном и безопасном месте.
Желательно, по возможности, обеспечить общую систему автоматического контроля среды по принципу «интеллектуального здания».
Вряд ли удастся перечислить здесь все возможные рекомендации по технике безопасности, которые должны учитываться при дизайн-проектировании. Особенно важными являются мероприятия по пожарозащите, креплению стационарной мебели, укреплению перекрытий и верхнего остекления атриумов, заземлению электрооборудования, устройству молниеотвода, аварийных выходов, ограждений, защищающих от падения, и многие другие.
Все они должны решаться в сотрудничестве со специалистами и актироваться документами, свидетельствующими о грамотности проекта в целом.
Экология
Формулируемая разделами эргономики, науки в целом антропоцентричной, односторонняя оценка влияния факторов окружающего пространства на условия комфортности среды обитания представляется в совершенно ином свете, если, изменив вектор предпочтений, рассмотреть отношение человека к природе.
Выясняется, что антропогенные воздействия на окружающую природу, об опасных последствиях которого предупреждали еще древние мыслители, достигли в настоящее время подлинно устрашающих масштабов.
Об интенсификации процессов нарушения природного баланса планеты усилиями человека свидетельствует исчезновение многих видов растений и животных (обеднение разнообразия экосистемы даже на 10% ведет к ее необратимой деградации), изуродованный ландшафт города, отравленные вода, почва, атмосфера, города, погибающие от удушья и мусора. Впечатление близости конца света усугубляется природными катастрофами: землетрясениями и потеплением, грозящим вселенским наводнением.
Притупление чувства опасности с привыканием к сюжетам насилия, убийств, космических катастроф (со вкусом разрабатываемых средствами массовых коммуникаций) гасит проблески общественного сознания относительно сроков апокалипсиса. Колокол звонит, его слышат, но никто не торопится спасать мир, хотя для всех ясно, что выживание человека возможно только при сохранении жизни на Земле, где он является частью экосистемы — частью, к сожалению, алчной и безответственной.
Несть числа провидцам, которые в разной форме — философской, религиозной, поэтиче-
37
ской, естественнонаучной — указывали на единство человека и природы, призывали беречь ее. Древнеегипетские жрецы и православная церковь в России, китайские мудрецы и ученые античности, Леонардо да Винчи, Фрэнсис Бэкон, М.В. Ломоносов, А. Гумбольдт, В.В. Докучаев, Н.А. Север-цев, А. Швейцер, В.И. Вернадский, А. Тейяр де Шарден, Н.Н. Моисеев, Ю. Одум — вот далеко не полный список имен деятелей цивилизации, вложивших свой труд в развитие науки о взаимодействии организмов между собой и окружающей природой, названной Э. Геккелем экологией [63].
Техническая направленность развития человеческой цивилизации отвела экологии, в основном, роль науки, выводы которой использовались главным образом для интенсивной эксплуатации природных ресурсов планеты. Практически любая техническая отрасль внесла свой «вклад» в разорение и загрязнение природной среды, в том числе и строительная как наиболее обобщающая деятельность по созданию искусственной среды обитания.
В истории формирования мировой архитекту
ры в экологическом отношении сложились два
направления: конструктивно-образное
противопоставление окружающей природе (в периоды пафоса техногенеза — древний мегали-тизм, промышленная революция в Европе, эпоха «преобразования» природы XX в.) и биологическое эпигонство (заимствование тектонических принципов, зооморфизм, топофилия), реализованное в художественной интерпретации природных форм, включении элементов живой природы в искусственную среду обитания — от парков до фитодизайна в интерьере {рис. 1.4.13).
Урбанизация среды обитания с активным привлечением технических средств, ориентированных на утилитарное и экономическое применение, завершилась созданием ортогональных форм зданий и улиц, монотонностью стандартной архитектуры, серым цветом асфальта и бетона, надчеловеческим масштабом сооружений, вытеснением зеленых массивов за пределы городской черты, разрывом социальных контактов, значительным ухудшением условий жизни из-за всех видов загрязнения, в т.ч. акустического, информационного, эстетического.
В экологическом аспекте перед современной архитектурой и дизайном как завершающей фазой комфортной и художественной организации среды обитания стоит, таким образом, двойная задача:
• охрана окружающей природы и сохранение (восстановление) природного баланса;
• поддержание физиологического и психологического комфорта человека как естественного компонента экосистемы, цивилизованно расходующего и восполняющего ее ресурсы.
Благотворность психологического и эстетического воздействия живой природы на сознание человека оценена давно. Преклонение перед красотой и силами природы, ее аниматизация лежат в основе предпосылок становления материальной и духовной культуры людей. Оно выражалось в поклонении природным феноменам (дереву, камню, реке, водопаду), организации садово-парковых ансамблей, озеленении жилой среды, создании, в конце концов, ландшафтной архитектуры.
Одна из особенностей современной городской структуры — целевое возвращение природной среды в защищенные от воздействия вредностей изолированные «резервации»: экранированные от уличного транспорта скверы, атриумы, зимние сады и оранжереи, фитоуголки в интерьерах. Не пренебрегают и имитацией природных пейзажей из искусственных материалов. Благоприятное впечатление оставляет даже вид открытых стриженых газонов без объемных зеленых насаждений, озелененные откосы дорог и крыш, вертикальное озеленение поверхностей стен (рис. 1.4.14). Мероприятия этого рода называют биопозитивными.
Чрезмерная плотность застройки городских центров и вытеснение из них зелени (она просто не выдерживает повышенных концентраций ядовитых примесей в атмосфере), прямоугольность и заостренность объемов супермасштабных зданий, «логарифмические» фасады в виде решеток разной конфигурации, цветовой голод угнетающе действуют на психику горожан. Рекомендации видеоэкологии заставляют архитекторов искать более пластичные и выразительные решения облика зданий, осознавать необходимость сохранения в городской застройке открытых пространств «дальнего взгляда», вносить в окраску фасадов живые, яркие цвета, обогащать городской партер малыми формами «домашнего» силуэта (рис. 1.4.15).
Разнообразие городской застройке придает фрагментарное включение малоэтажных сооружений, особенно на неудобьях. Технические сложности возведения окупаются их архитектурной образностью и живописностью ландшафтного дизайна (рис. 1.4.16).
В последнее время серьезное внимание уделяется т.н. геопатогенным факторам, оказывающим незримое, но весьма вредное влияние и на эксплуатацию зданий, и на здоровье жителей. Неудачный выбор места для строительства здания на рыхлых грунтах (V-образные зоны тектонических нарушений) приводит к их погружению в грунт и разрушению. А из-за повышенной проницаемости грунта на поверхность земли выходят глубинные газы, в т.ч. радон, провоцирующий болезни довольно широкого спектра, в том числе и
38

39
|
|
|
|
Рис. 1.4.14. Открытое зелёное пространство газона для игры в гольф (Москва)
Рис. 1.4.15. Малые архитектурные формы в городской среде: двор Музея современного искусства в Нью-Йорке
онкологические. В геопатогенной зоне активизировано геомагнитное поле планеты, оказывающее негативное биоэнергетическое воздействие. Пересечения силовых линий Земли образуют узлы высокой концентрации излучения, усиливающих воздействие электромагнитных колебаний электроаппаратуры и вибрации инженерных сетей. Их совместное действие вызывает нарушение обменных и иммунных процессов организма, сбои сердечного ритма и деятельности головного мозга [66].
Определение «гиблых мест», доступное недавно только знахарям и лозоходцам, постепенно становится областью научной практики.
Генеральные требования при возведении здания, не загрязняющего среду в процессе строительства и минимально нарушающего структуру ландшафта, оставляя возможность его рекультивации, удачно сформулированы в «Кодексе строителя», предложенном д.т.н. А.Н. Тетиором и перекликающемся с идеями Афинской хартии, разработанной выдающимся французским архитектором Ле Корбюзье [59, 128]. Вкратце эти требования сводятся к грамотному крупноформатному решению о целесообразности возведения здания на избранном участке сообразно всем экологическим природоохранным аспектам; к максимальной «экологизации» архитектурно-планировочного решения здания, органично и безопасно встроенного в среду; к всемерному сохранению существующего рельефа и режима грунтовых вод, сокращению количества и площади фундаментных опор, возвращению ландшафту его первозданного вида после завершения строительных работ; к созданию замкнутого цикла утилизации отходов и применению автономных средств по ликвидации заг-

Рис. 1.4.16. Размещение малоэтажной застройки на сложном рельефе
рязнений. Например, заглубленные в землю здания представляют одну из форм экологической архитектуры. Они, не нарушая визуально природный пейзаж, максимально изолированы от многих внешних воздействий: шума, ветра, температурных перепадов (рис. 1.4.17).
Существуют различные способы нейтрализации ощущения подвала, представляющие интерес и для дизайнера. С другой стороны, обитание в среде, погруженной в землю, оставляет удивительное впечатление покоя, защищенности, надежности
41
|
|
Большинство архитектурных конструкций, от фундамента и колонн до перекрытия, явно или неявно отражают свое происхождение от структур живых организмов, имеют бионическую природу. Кости животных и стволы растений показывают, что природа раньше человека изобрела прочные облегченные пространственные каркасы, двутавровые балки и фермы, армированные трубы и их пористое заполнение, фундаменты — распорки и кустовые сваи, оболочки в форме раковины, яйца и расплющенной капли, складчатые оболочки в виде листа пальмы, пневматические конструкции и полигональные структуры, напоминающие скелет радиолярий, и тому подобное (см. рис. 1.4.13).
На основе природных подсказок (конечно, надо, чтобы они попали на подготовленную почву) изобретаются системы утепления стен за счет парникового эффекта и перераспределения тепла в толще ограждения, создания искусственной «шубы», дополняющей зимой толщину стены. Немало изобретательности вложено в разнообразные системы энергетического обеспечения среды обитания, в создание энергосберегающих и энергоактивных зданий на основе использования геотермальных вод, солнечной и ветровой энергии, биоэнергетики (рис. 1.4.18). Включение их в организм здания нередко существенно меняет его архитектурный облик.
42

Рис. 1.4.18. Экологические аспекты архитектуры:
1 — подземные сооружения: пещера, землянка, мегарон, горное террасное жилище, ямное лёссовое-жилище в Китае, полузаглубленное жилище, выставочный павильон; 2 — надземные сооружения: пагода Табо-Тхап (Корея), жилище на сваях (Япония), сооружения по концепции Афинской хартии; 3 — гелиоэнергетика в архитектуре: а) обогрев зимнего сада на основе использования парникового эффекта; б) обогрев помещений с использованием солнечного подогрева воды; е) нагревание воды в бассейне за счет аккумуляции тепла темной окраской дна; г) использование гелиобатарей для преобразования солнечной энергии в электрическую; д) использование гелиоконцентраторов для накопления и преобразования солнечной энергии; е) стены с регулированием процесса теплоотдачи; 4 — ветроэнергетика в архитектуре: а) ветряные двигатели; б) использование ветроколеса в качестве генератора электрического тока; 5 — использование гидротермального обогрева здания; 6 — биоэнергетика в архитектуре — выработка газа ферментативным разложением биомассы; 7 — энергосберегающие ограждающие конструкции зданий
1.4.3.
Геомантика и учение фэн-шуй в дизайне среды обитания















