РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УРОК
ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ
Классный час «Давайте делать добро!»
Цель: создать условия для формирования добрых отношений между детьми, для проявления добрых поступков и дел.
Задачи:
- образовательные: знакомство с пословицами о добре и древней китайской историей «Добро без ума»; показать значимость добрых дел для человека; учить радовать родителей и близких людей своими добрыми делами.
- развивающие: развитие представлений о добре и зле; развитие самооценки; развитие умения проявлять доброту и отзывчивость ко всем окружающим людям.
- воспитательные: закрепить представление о таком ценном качестве как доброта;воспитание стремления совершать добрые дела; воспитывать в детях потребность употреблять в своей речи вежливые слова; формирование представлений о нравственных качествах, культуре поведения; формировать межличностные отношения в классе на основе добрых поступков.
Ход мероприятия
I. Вводная часть
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о самых важных качествах человека. А о каких именно, вы узнаете, прослушав строки.
|
|
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!
- Догадались, какая тема классного часа?
II. Основная часть
- Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете? (ответы детей)
- Я тоже знаю пословицы, но некоторые слова подзабыла. Помогите вставить пропущенные слова:
- Жизнь дана на …. дела.
- Мир не без …людей.
- ….желаешь – …и делай.
- Истинное …всегда просто.
- …слово лечит, злое калечит.
- Спасибо, молодцы! А что объединяет все эти пропущенные слова?
- А как вы думаете, что такое доброта? (Учащиеся высказывают свое мнение по цепочке.)
- Многие из вас правильно понимают, что такое доброта. А теперь давайте посмотрим как в словаре русского языка, описывается, что такое доброта.
1. Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.
2. Доброта – стремление делать добро другим, душевное расположение к людям.
3. Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.
– Посмотрите, я нарисовала особый Дом и назвала его домом Доброты.
- Сегодня вам предстоит сделать свой дом доброты, чтобы дом был настоящим домом Доброты, каждый кирпичик имеет своё название, попробуем с вами их отгадать. Для этого будем выполнять задания. А крышей нашего дома будет само слово «ДОБРОТА»
ДОБРОТА
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
|
|
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Распускаются цветы,
Приживаются коты,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
- Ребята, а ещё бывают слова, которыми можно обидеть человека. Как мы их называем?
Стихотворение “Обидное слово”.
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
- Какие слова могут жить в нашем домике? (добрые)
- Первый кирпичик как назовём? (добрые слова)
- Ребята, предлагаю поиграть в добрые слова. Замените все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:
1. грубость (вежливость)
2. ненависть (любовь)
3. обман (доверие)
4. злость (доброжелательность)
5. унижение (уважение)
6. равнодушие (внимательность).
- Молодцы! Вот такими добрыми качествами, как вежливость, любовь, доверие, уважение и доброжелательность должен быть наделён каждый человек.
- Сказанное слово попадает в сердце человека. - Вместе с добрыми словами у нас должны быть и добрые мысли.
- Какой следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.
- А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? Что мы должны совершать?
- Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.
Самостоятельно прочитайте и выберите добрые дела.
- Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться …
- Вы сами можете добавить свои добрые поступки.
- А вы всегда делаете добрые дела? (да).
- А теперь послушайте.
Сценка “Ученик часто опаздывает на урок”
Автор: Егор вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.
Автор: После уроков к Егору подошли Ваня и Настя. Ваня предложил Егору.
Ваня: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.
Настя: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.
- Чей совет вам показался добрым?
- Добро желаешь – добро и делай.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
- А теперь послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума»
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков (петля для ловли птиц), и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? – спросил мудрец.
- Каких птенцов? – удивился император.
- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
|
|
- Об этом я не думал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.
- Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?
(можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют).
- Легко ли всё-таки быть добрым?
- Посмотрите на наш дом Доброты, все ли кирпичики названы? (нет).
- Тогда давайте продолжим их называть.
- Я буду читать описание качеств человека, а вы должны догадаться, какое название имеет следующий кирпичик дома Доброты:
- Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, приличный, порядочный называют…. (добропорядочным)
- Человека, у которого доброе сердце, называют… (добросердечным)
- Человека с доброй душой, называют… (добродушным)
- Человек, который желает другим только добра, называют….. (доброжелательным)
- Человека, обладающего добрым, хорошим нравом и хорошим поведением, называют…. (добронравным)
- Вот мы и назвали кирпичики нашего Дома доброты.
- А вы хотите жить в таком доме? (дети отвечают). И я тоже хочу жить в таком доме, в котором будет уютно и хорошо.
- Я предлагаю вам в Дом Доброты взять добрых героев литературных произведений. Посмотрите на картинки, кого из героев можно назвать добрыми и почему?