Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Краснояружский детский сад «Солнечный»
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие для детей 6-7 лет
по теме: Дифференциация звуков [с-с’], [з-з’].
Цель: Учить различать парные согласные звуки [с-с’], [з-з’] в слогах, словах.
Задачи:
- продолжать формировать навыки звукового анализа через использование схемы слова;
- развивать у детей навыки использования мыслительной операции - сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [с-с’], [з-з’];
- активизировать и обогащать словарь детей словами насыщенными звуками и буквами занятия;
- воспитывать любознательность через знакомство с героями сказки.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация; классная доска, мел; цветные магниты (зелёные, красные, синие); символы согласных и гласных звуков; дидактические карточки с речевым материалом и предметными картинками, эмблемы с изображением сказочных героев; картинки героев романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»; загадка про Незнайку; коробочки для картинок; тетради, шариковые ручки, цветные карандаши (синий, зелёный, красный) на каждого ребенка; фишки для оценки работы.
|
|
Предварительная работа: чтение сказки «Приключения Незнайки и его друзей».
Ход занятия
I. Организационный момент
Загадка
Логопед: Добрый день! Я хочу загадать вам загадку: (Слайд 2)
***
Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек
Гуслю, Пончика и Знайку
Кто есть кто – ты отгадай-ка!
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
Ребенок: Незнайка. (Слайд 3)
Логопед. Назовите автора сказки «Приключения Незнайки и его друзей».
Ребенок: (Н. Носов)
Психогимнастика
Логопед: Хорошо справились с этим заданием. Посмотрите на лица героев этой сказки, назовите их эмоциональное состояние. (Слайд 4)
Ребенок: Звёздочка удивлена, Пончик напуган, Знайка задумчив, Незнайка расстроен, а теперь – рад.
Логопед: Изобразите удивление, задумчивость, испуг, огорчение. Но ведь Незнайка отходчив, он весёлый и добрый персонаж, и поэтому, теперь, как Незнайка обрадуемся, улыбнёмся и скажем: «Слушаю, думаю и не ленюсь, красиво и грамотно говорить учусь!»
II. Знакомство с темой.
Актуализация знаний. Формулирование темы занятия.
Логопед: Послушайте и назовите слог, который повторяется 2 раза: СА-ЗА-СА, СЫ-ЗЫ-СЫ, СУ-ЗУ-СУ
Логопед. Что общего у слогов, которые вы выделили? (Начинаются со звука [с]). ЗА-СА-ЗА, ЗЫ-СЫ-ЗЫ, ЗУ-СУ-ЗУ (Начинаются со звука [з]). Дайте характеристику звукам [с-з].
|
|
Ребенок: Звуки [с-з] – согласные, так как при их произношении образуется преграда: губы, зубы, язык. Они твёрдые, за ними следуют гласные, которые служат для образования твёрдости согласных. Губы – в улыбке, язык – боковые края языка прижаты к верхним зубам, кончик языка внизу, зубы – образуют щель, холодный воздух проходит по центру языка – контролируем тыльной стороной ладони. Звук [с] – глухой (голос отсутствует; символ - наушники), Звук [з] – звонкий (участвует голос; символ - колокольчик), изображаются синим кружком. (Слайд 5)
Логопед: «Подружите» звуки [с-з] с гласным [и]. (СИ, ЗИ), что получилось? Дайте им характеристику.
Ребенок: Гласный [и] служит для обозначения мягкости согласного, если стоит после него. Согласные звуки стали мягкими, мы слышим – [с’] и [з’].
- При произношении мягких пар звуков [с’] и [з’]артикуляция та же, что и при произношении твёрдых звуков, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу, изображаются зелёным кружком. (Слайд 6)
Логопед: сегодня на занятии мы будем сравнивать звуки - [с-с’], [з-з’]
Динамическая пауза Су-джок.
1. Каждый ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:
Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек | Весь в иголках ежик. Как же его взять? |
2. Каждый ребенок поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На правой руке: Этот малыш-Илюша, (На большой палец.) Этот малыш-Ванюша, (Указательный.) Этот малыш-Алеша, (Средний.) Этот малыш-Антоша, (безымянный.) А меньшого малыша зовут Мишуткой, друзья. (Мизинец.) | На левой руке: Эта малышка-Танюша, Эта малышка-Ксюша, Эта малышка-Маша, Эта малышка-Даша, А меньшую зовут Наташа. |
3. Дидактическая игра «На приёме у Доктора Пилюлькина». (Слайд 7)
Логопед: Представьте, что вы пришли на приём к доктору Пилюлькину. Сейчас он проверит, как хорошо слышат ваши уши. Я буду доктором Пилюлькиным, а вы мои пациенты. Кто такие пациенты? Я назову слово, а вы, как только услышите звуки [з, з’] и [с, с’] поднимите сигнальные карточки (звонок, наушники).
Логопед: Подскажите Пилюлькину, какие слова вы запомнили? Хорошо слышат ваши ушки! Подойдите к столу. Вот незадача! Пилюльки расстроен, к нему забегал Незнайка и перепутал все картинки, которые лежали в своих ящичках. Давайте поможем ему! Как мы это сделаем?
Дети работают в группе, самостоятельно разбирают картинки на четыре группы: 1 – со звуком [з], 2 – [з’], 3 – [с], 4 – [с’].
Картинки: сом, самолёт, сабля, барсук, колос, лиса; гусь, сено, лось, гусеница; роза, зонт, заяц, газон, бизон; зигзаг, зефир, тазик, газета. Дети объясняют свой выбор, уточняя назначение каждого предмета. (Слайд 8, 9)
Логопед: звуки с, c’, з, з’ можно различать по месту расположения в слове. Они могут быть с начале слова, в середине и в конце. Во мы и определим место звуков в словах на экране.
[c]……… | …..[c]….. | ………[c] | [з]……… | …..[з]….. |
Проблемный момент ? |
Сом Самолёт Сабля | Барсук | Колос Лиса | Зонт Заяц | Газон Бизон | |
[c’]……… | …..[ c’]….. | ………[c’] | [з’]……… | …..[з’]….. | [з’]…..[з]….. |
Сено Сетка | Гусеница | Гусь Лось | Зефир | Тазик Газета | Зигзаг |
Ребенок: (Слайд 10, 11)
Логопед: Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием.
4.. Гимнастика для глаз. (Слайд 12)
6. Д/игра «Найди лишний предмет». (Слайд 13)
Логопед: Ромашка и Звёздочка уже приготовили нам новые карточки. На карточках изображены предметы: собака, слон, шарф, одежная щётка, жираф, забор, караси, сапоги, коза, буквы С и З.
Ребенок: Предметы, в названиях которых встречаются «дежурные» звуки нужно соединить чёрточкой с нужной буквой.
Физминутка «Незнайка на зарядке».
|
|
Логопед: Мы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть, поиграть.
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква «эс» свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!
III. Итог занятия
Логопед: Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание показалось вам самым трудным? Ваня, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Лена…?) Костя, чем интересны были задания? Чему вы научились сами и научили сказочных героев?
Ребенок: Мы научили героев сказки сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [с-с’], [з-з’].
Логопед: Ребята, Знайка предлагает оценить свою работу на занятии, он поставил свою фишку вверху. Незнайка поставил свою фишку в середине, он говорит, что ничего не знал, но благодаря ребятам многому научился. (Слайд 14)
- А какую вы подберете фишки? Вы молодцы! (Слайд 15) Спасибо вам за занятие.
Использованная литература:
1. Дербина, А.И., Кыласова, Л.Е. Логопедическая группа. Игровые занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87 с.
2. Коноваленко, В.В.
3. Психогимнастики
4. Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. М.: Просвещения, 2008. –