Тема урока: Валентность химических элементов

Конспект урока по химии

Класс: 8 «А»

Учитель химии и биологии: Попова Елизавета Сергеевна

Учебник: Рудзитис Г.Е Химия: неорганическая химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 15-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011.-176с.

Тема урока: Валентность химических элементов

Цели урока: сформировать понятие валентность и умение определять валентность по химическим формулам.

Задачи:

-обучающие: сформировать у учащихся понятие валентность и умение определять валентность по химическим формулам;

-развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей учащихся; развитие познавательной активности, творческих способностей.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование аккуратности, внимательности

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: телевизор, ПК, модели для сборки моделей молекул.

Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся
1) Организационный момент       1 мин Здравствуйте, садитесь!   Дети садятся за столы.  
2) Актуализация знаний 9 мин Ребята, у вас у каждого на партах находится кроссворд, обратите внимание, что он без названия, но есть зашифрованное слово. Ваша задача отгадать кроссворд и узнать его название. Название кроссворда будет определять тему урока на сегодня.   Учитель раздает классу зеленые карточки, содержащие перечень вопросов, на которые ученики должны ответить односложно.
Вопросы Ответ в начале урока Ответ в конце урока
1. Знаете ли вы, что такое индекс?    
2. Знаете ли вы как произносятся химические символы?    
3. Умеете ли вы составлять модели молекул?    
4. Знаете ли вы, что такое валентность?    
5. Умеете ли вы определять валентность?    

 

- На какие вопросы вы не знаете ответ?

-Исходя из этого, какую цель урока можно поставить?

  Учащиеся отгадывают кроссворд. Отвечают, что кроссворд называется «Валентность» Тема урока – «Валентность».   Ученики отвечают односложно на вопросы по зеленой карточке.   Отвечают, на какие вопросы не знают ответ. Ставят цель урока:
  1. Узнать, что такое валентность.
  2. Научится определять ее.
3) Изучение нового материала      20 мин Открываем тетрадь, записываем тему, число:  тема урока: Валентность химических элементов число: 6 октября 2015 год (слайд 1) На каждой парте находятся шарики и палочки для сборки молекул. Соберите молекулу воды. Обратите внимание, что атом кислорода соединяется с двумя атомами водорода. Свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого элемента называется валентностью. (слайд 2) Учитель еще раз дает определение понятию «валентность».   Сколько атомов, в молекуле воды, может присоединять атом кислорода? Следовательно, валентность кислорода равна двум, а валентность водорода равна одному.  Учитель просит собрать молекулу NH3 с помощью шаровых моделей. Валентность атома элемента ставится над соответствующим символом химического элемента и записывается римской цифрой. Учитель на доске показывает запись расстановки валентности. Валентность водорода всегда равна I, а валентность кислорода – II. Учитель вводит понятие бинарные соединения. (слайд 3) Для бинарных соединений существует правило: «Общее число валентностей атомов одного химического элемента равно общему числу валентностей атомов другого химического элемента» (слайд 4) Учитель показывает, как использовать правило для определения валентностей элементов в бинарных соединениях, с использованием наводящих вопросов ученикам. Рассмотрим пример: Определите валентность элементов в бинарных соединениях: СаН2 1) В соединении СаН2 2 атома водорода, считаем общее число валентностей водорода. Для этого умножаем индекс на валентность 2 * I = 2. 2) Значит, общее число валентностей кальция тоже равно 2. Учтем, что индекс у Са равен 1, тогда 2:1=2. 3)  Валентность кальция равна II. Чтобы определять валентности элементов, мы должны следовать поэтапно, сейчас вы должны выделить этапы определения валентности. Для этого вам предстоит поработать с желтыми карточками, после прочтения которых, вы должны проговорить все этапы самостоятельно. Учитель раздает карточки с текстом: «Вова Сидоров учится в 8 классе. Учитель по химии дал домашнее задание: «Определить валентность элементов в соединении СН4». Вова аккуратно переписал химическую формулу в тетрадь, вспомнив, что валентность водорода всегда равна I, поставил это значение над водородом. Далее нашел общее число единиц валентности водорода, для этого он умножил число единиц валентности водорода на его индекс, получилось, что общая валентность водорода равна 4. Следовательно, общее число единиц валентности углерода тоже должно быть равно 4, так как общие единицы валентности элементов в бинарных соединениях должны быть равны. Для этого Вова разделил 4 на индекс углерода, который равен 1, получилось, что валентность углерода равна 4.  Мальчик поставил валентность над углеродом. Всё, домашнее задание выполнено!» (Слайд 5)     А теперь мы с вами проведем игру «верное и неверное утверждение». Я проверю,  насколько вы, усвоили материал на данном этапе урока, и заодно вы немного отдохнете. Я буду читать утверждения, а вы, если оно верное – хлопайте в ладоши, если неверное – топайте ногами. Утверждения: 1) Валентность это свойство атомов присоединять или замещать атомы другого элемента. 2) Валентность водорода всегда равна II 3) Валентность кислорода равна I 4) Бинарные соединения – это соединения, состоящие из двух элементов. 5) Общая валентность двух элементов должна быть равна между собой. 6) Индекс – это число, которое ставится перед формулой вещества Учащиеся записывают число и тему к себе в тетради.   Учащиеся в парах собирают молекулу воды.     Учащиеся записывают определение в тетрадь.     Отвечают: два атома.     Учащиеся в парах собирают молекулу аммиака.   Слушают учителя   Записывают пример записи к себе в тетрадь.   Учащиеся записывают в тетради правило   Учащиеся слушают учителя, отвечают на наводящие вопросы учителя.   Учащиеся слушают учителя.     Учащиеся работают по карточкам и выделяют устно этапы определения валентности химических элементов.   Учащиеся списывают  этапы определения валентности химических элементов со слайда:
  1. Написать химическую формулу.
  2. Отмечаем валентность известного элемента.
  3. Находим общее число единиц валентности известного элемента.
  4. Вычисляем валентность другого элемента.
  5. Ставим валентность над этим элементом.
    Слушают правила.   Хлопают в ладоши Топают ногами Топают ногами   Хлопают в ладоши   Хлопают в ладоши   Топают ногами
Закрепление 10 мин Продолжаем дальше. Учитель приводит формулы некоторых бинарных веществ (слайд 5): SO2 PH3 Fe2O3  MgO  Ag2O AlH3 HBr N2O N2O5 SiH4 Расставьте валентность элементов и составьте модели  молекул с помощью шаровых моделей. Выставление оценок. Учитель снова просит заполнить зеленую карточку, но уже столбик «Ответы в конце урока». Какие выводы можно сделать? Двое учащихся выходят к доске, остальные высчитывают валентности элементов в тетради.   В парах составляют модели предложенных молекул.   Учащиеся заполняют зеленую карточку.   Отвечают,  что такое валентность и как ее определять.
4) Домашнее задание 5 мин Открываем дневники, записываем домашнее задание: прочитать параграфы 11, 12 (до стр.34); устно ответить на вопросы 1 – 3, письменно выполнить №4 стр.37 Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.   Спасибо за урок! До свидания! Записывают домашнее задание в дневниках.   Слушают, как выполнять письменное задание. До свидания!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: