Право наследования в системе конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации

 

С целью рассмотрения значения конституционного права на наследование в Российской Федерации необходимо исследовать место конституционного права каждого на наследование в системе других конституционных прав и свобод, что позволит классифицировать рассматриваемое право и выявить его основные признаки.

Право на наследование закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. среди основных прав и свобод человека и гражданина. При этом указанное право конституционно закреплено за каждым, что означает абсолютное равенство права на наследование любого человека независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Рассматривая роль права каждого на наследование, следует признать зависимость этого права от экономической ситуации в обществе, поскольку «значение наследственного права в жизни общества напрямую зависит от уровня экономического развития, так как его значение возрастает с ростом благосостояния граждан, поскольку наследственное право является одной из гарантий стабильности отношений собственности, а также гражданского оборота». Основополагающее значение всех конституционных прав заключается в закреплении основных начал и принципов всей правовой системы Российской Федерации, а в разрезе значения конституционного права каждого на наследование - в признании правового института наследования в Российской Федерации и гарантированности данного права каждому со стороны государства.

В общетеоретическом смысле значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения, при этом функции права - это основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений, основные направления воздействия на общественные отношения.

Посредством специально-юридической классификации функций права выделяются регулятивная и охранительная функции.

Конституционному праву на наследование присущи обе функции в полной мере, поскольку регулятивный момент заключен в способствовании развитию отношений наследования в Российской Федерации, а именно в наличии конституционной нормы о праве наследования, и в ч. 3 ГК РФ, детализирующей данное право. Охранительная функция права на наследование проявляется посредством уголовного и административного законодательства. Данная функция права реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний), при этом она производна от регулятивной и, имея вторичный характер, призвана обеспечивать регулятивную функцию, ибо «охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей».

Помимо деления функции права на регулятивную и охранительную, существует критерий общесоциальных функций права с соответствующим подразделением на экономическую, политическую, воспитательную, коммуникативную. Безусловно, наиболее востребованной в отношении права на наследование является экономическая функция - закрепление формы частной собственности и возможности ею распоряжаться или не распоряжаться на случай смерти собственника.

Ввиду того, что правовой институт права каждого на наследование не может существовать обособленно от других правовых институтов и других конституционных прав, необходимо рассмотреть его место в системе других конституционных прав и свобод человека. Подробнейшее регулирование условий, порядка и сроков реализации права на наследование осуществляется ч. 3 ГК РФ и гл. XI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В нормах указанных нормативных правовых актов присутствуют определенные ограничения для права наследования как возможности передать и получить имущество по наследству. К числу таких ограничений относится, например, обязательная доля в наследстве (ст. 1149 ГК РФ), недостойные наследники (ст. 1117 ГК РФ), срок принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ). В силу этого следует согласиться с критикой данной нормы, предложенной Ю.А. Дмитриевым и отметившим, что «часть четвертая комментируемой статьи сформулирована некорректно и требует дополнения указанием на то, что право наследования гарантируется в соответствии с федеральным законом».

Возвращаясь к анализу места рассматриваемого конституционного права каждого на наследование в Российской Федерации в системе конституционных прав и свобод человека, необходимо отметить экономический характер регулируемого ст. 35 Конституции Российской Федерации правового института частной собственности. Экономический аспект права частной собственности позволяет классифицировать рассматриваемое право как экономическое благо человека, что полностью отвечает традиционной классификации конституционных прав и свобод, основанной на содержании конкретного права человека, и их классическому делению на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.

Вместе с тем существует и противоположная точка зрения, ставящая под сомнение возможность отнесения к конституционным экономическим правам право на наследование. В связи с этим считается, что право на наследование является продолжением права частной собственности и не может быть выделено отдельно в классификации конституционных экономических прав и свобод. В качестве обоснования такой позиции приводится тезис о том, что в данном правомочии нет экономической сущности, поскольку при наследовании не возникает производственных отношений. Поэтому данное правомочие является одной из гарантий права частной собственности, так как гарантирует собственнику переход его имущества к наследникам после его смерти, а также наследникам причитающееся им наследство.

Некоторые авторы, например Н.С. Бондарь, относят право частной собственности и ее наследования к рыночно-экономическим правам и свободам, в число которых, по мнению автора, должны быть также включены право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд и на вознаграждение за труд. Приведенное мнение, с одной стороны, содержит перечень именно экономических прав и свобод человека, что вряд ли дает основания считать его достаточно обоснованным, однако, с другой стороны, попытка конкретизации права на наследование с помощью введения такой характеристики права, как «рыночно-экономическое», свидетельствует об определенном исследовательском поиске. Однако представляется, что при определении места конституционного права каждого на наследование в Российской Федерации не следует идти по пути переименования классификационных групп конституционных прав человека, а основываться на содержательной сути конкретного права, определять его место среди остальных конституционных прав и свобод человека.

С такой позиции представляет исследовательский интерес мнение ряда авторов об отнесении права на наследование к числу социально-экономических прав и свобод, среди которых находят место следующие права и свободы: свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44 Конституции Российской Федерации).

Помимо приведенного основания классификации конституционных прав, место конституционного права каждого на наследование может быть определено и через призму иных классификационных оснований. Например, распространенное деление прав на индивидуальные и коллективные права способно охарактеризовать право каждого на наследование как право субъективно-индивидуального, конкретно личностного свойства, поскольку данное право реализуется каждым человеком в отдельности, а не в общности и совместности с другими людьми, как, например, конституционное право на забастовку, представляющее собой пример коллективного конституционного права.

Степень распространенности исследуемого права на наследование позволяет в полной мере отнести его к общим правам человека, которые, в отличие от специальных конституционных прав, присущи всем людям и не ставятся в зависимость от пола, национальности, языка, социального статуса и других характеристик человека. И если отнесение конституционного права каждого на наследование в Российской Федерации к числу индивидуальных и общих прав человека не вызывает каких-либо сомнений и затруднений, то рассмотрение данного права посредством такого основания классификации прав, как соподчиненность прав, и их деления на основные и производные (дополнительные) права способно вызвать некоторые вопросы.

Если исходить из того, что основными правами являются наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу правового статуса личности и закреплены в Конституции Российской Федерации, то рассматриваемое право, безусловно, следует отнести к основным правам человека. Однако теснейшая взаимосвязь права на наследование с правом частной собственности, являющимся важнейшим основным конституционным правом и обусловливающим существование права на наследование, поскольку без права собственности наследование невозможно, позволяет прийти к противоположному выводу и определить в исследуемом праве характеристики производных (дополнительных) прав.

Рассматриваемое право следует отнести к социально-экономическим правам, поскольку право на наследование нельзя считать не подлежащим ограничению и необходимо учитывать его экономический аспект.

Основополагающим для существования любого конституционного права, в том числе права на наследование, является конституционное право человека на жизнь, закрепленное в ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации. Никакое другое право не может быть реализовано без указанной важнейшей конституционной гарантии.

Помимо этого, наиболее тесно право соотносится с конституционным правом частной собственности (ч. 1-3 ст. 35 Конституции Российской Федерации), взаимосвязь с которым подчеркнута законодателем тем, что расположены правовая норма о наследовании и правовые нормы о праве частной собственности в одной статье Конституции Российской Федерации.

Прослеживается соотносимость права на наследование с конституционным правом защиты материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации), поскольку определенным членам семьи в установленном гражданским законодательством порядке гарантирована обязательная доля в наследстве.

Помимо этого, конституционное право каждого на наследование соотносится с правом на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации), правом каждого на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации), и гарантией судебной защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Итак, место права наследования в системе конституционных прав и свобод определяется его общеправовыми классификационными характеристиками и в связи с этим заключается в признании права на наследование конституционным, основным, экономическим, индивидуальным правом, соотносимого и тесно сосуществующего с другими конституционными правами и свободами человека и гражданина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: