Контрольная работа № 4
Тема: «Введение в общую биологию»
Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися9классапредметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.
Инструкция по выполнению работы
Работа включает в себя 21 задание.
Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданию В3 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
При выполнении заданий В1,В2 к каждому элементу первого столбца нужно подобрать соответствующий элемент из второго и соединить их.
Ответ к заданию С1, С2, С3, требующий развёрнутого ответа, записываются после вопроса.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
У кого есть возможность распечатать бланки вопросов, можете отвечать прямо на них, только титульный лист подпишите на 2-ом листе. Те, у кого нет возможности распечатать выполняете все на 2-ом листе, вопросы не переписывать!!! Записываете только название блока вопросов и дальше номер вопроса – буква ответа.
|
|
ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ!!!!
Желаю Вам удачи!
Кому, какой вариант писать вы увидите ниже:
9-А | 9-Б |
1ВАРИАНТ Андрушко Диана, Беседин Владислав, Зинченко Олеся, Кузьмин Данил, Волохова Полина, Ощепков Данил, Перекотин Андрей, Фридман Виктория, Хаунов Данил, Щербинина Алина Гончарова Инна, | 1ВАРИАНТ Брунцвик Анастасия Ващенко Виктория Дворцевая Екатерина Зайцев Марк Заруднева Ульяна Ломов Никита Мороз Алина Осипенко Даниил Сударикова Анна Воробьёва Алина |
2 ВАРИАНТ Буштец Александр, Демченко Данил, Мельник-Гончар Сергей, Моисеев Станислав, Панина Елена, Разиньков Николай, Редникина Александра, Ткаченко Данил, Чугунихин Артем, Щербина Дарья, Ниекрашас Богдан | 2 ВАРИАНТ Аблязимова Карина Бабийчук Павел Ващенко Егор Голованенко Лилия Елисеев Алексей Ломова Татьяна Новиков Максим Ожгихин Юрий Подольский Илья Суржикова Амалия Старцун Виктория Таран Виктория Ширяев Виталий Шеремета Дмитрий |
Вариант
Задание 1.
Что является мономером ДНК?
А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты.
В какой органелле располагается наследственный материал у бактерий?
А) в цитоплазме; Б) в ядре; В) в митохондриях и хлоропластах.
3. Функцию синтеза белка в клетке выполняют:
|
|
А) хлоропласты; Б) аппарат Гольджи; В) ядро; Г) рибосомы.
Что представляет собой первичная структура белка?
А) цепь аминокислот; Б) глобула;
В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.
Какую функцию выполняет и-РНК?
А) хранит генетическую информацию; Б) собирает белковые молекулы;
В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;
Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.
К какой группе относятся все зелёные растения?
А) автотрофам; Б) гетеротрофам; В) хемотрофам.
В какую фазу фотосинтеза выделяется О2?
А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза; В) и на свету и в темноте.
Одну аминокислоту молекулы белка кодирует
А) 1 нуклеотид; Б) 2 нуклеотида;
В) 3 подряд идущих нуклеотида; Г) знак препинания.
Что представляет собой реакция матричного синтеза?
А) синтез жиров; Б) синтез углеводов; В) редупликация ДНК.
Мейоз это
А) прямое деление клетки; Б) деление клеток половых желёз;
В) слияние половых клеток; Г) половой процесс.
Как располагаются аллельные гены?
А) одной хромосоме; Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;
В) одинаковых локусах негомологичных хромосом; Г) разных локусах гомологичных хромосом.
Какое будет расщепление по фенотипу при скрещивании двух гетерозиготных особей, которые отличаются по одной паре признаков?
А) 1:2:1 Б) 1:3 В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.
При какой изменчивости потомству передаются признаки?
А) модификационной; Б) мутационной.
В какой период на Земле появились первые псилофиты?
А) в ордовикский период; Б) в силурийский; В) в девонский период; Г) в юрский период.
Что является элементарной единицей эволюции?
А) особь; Б) вид; В) популяция; Г) биоценоз.
Часть В.
В1. Установите соответствие.
А. Дочерние клетки генетически идентичны. 1. митоз
Б. Происходит конъюгация и перекрёст хромосом. 2. мейоз
В. Образуются 4 клетки.
Г. Одно деление.
Д. Происходит редукция хромосомного набора.
Е. Образуются ссоры высших растений.
В2. Установите соответствие.
ПРИЗНАК | ОРГАНОИД |
A) представляет собой полость-резервуар | 1) вакуоль |
Б) имеет двойную мембрану | 2) хлоропласт |
В) заполнен(-а) клеточным соком | |
Г) содержит фотосинтетические пигменты | |
Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной | |
Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды |
В3. Составьте цепь питания из предложенных организмов, и подпишите их трофические уровни.
1) паук
2) сова
3) цветущее растение
4) муха
5) жаба
Часть С.
С1. Внимательно прочитайте содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и дайте ответы на поставленные ниже вопросы.
1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
2) Результаты, какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?
3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите конкретный пример.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
|
|
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
|
|
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
С2. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня терминов «Синтез органических веществ в растении». Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание | 2) испарение | 3) лейкопласт | 4) питание | ||||
5) свет | 6) фотосинтез | 7) хлоропласт | 8) хлорофилл | ||||
A | Б | В | Г | ||||
| |||||||
С 3. Прочтите предложенный текст и найдите в нем биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
(1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и
особенности развития из поколения в поколение.
(2) Передача наследственных признаков у организма, происходит только при половом размножении.
(3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах.
(4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген – участок молекулы ДНК.
(5) Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма.
(6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма
Вариант
Задание 1.