С 3. Прочтите предложенный текст и найдите в нем биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно

Контрольная работа № 4

Тема: «Введение в общую биологию»

Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися9классапредметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.

Инструкция по выполнению работы

Работа включает в себя 21 задание.

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданию В3 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

При выполнении заданий В1,В2 к каждому элементу первого столбца нужно подобрать соответствующий элемент из второго и соединить их.

Ответ к заданию С1, С2, С3, требующий развёрнутого ответа, записываются после вопроса.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны.

У кого есть возможность распечатать бланки вопросов, можете отвечать прямо на них, только титульный лист подпишите на 2-ом листе. Те, у кого нет возможности распечатать выполняете все на 2-ом листе, вопросы не переписывать!!! Записываете только название блока вопросов и дальше номер вопроса – буква ответа.

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ!!!!

Желаю Вам удачи!

Кому, какой вариант писать вы увидите ниже:

9-А 9-Б
1ВАРИАНТ Андрушко Диана, Беседин Владислав,  Зинченко Олеся, Кузьмин Данил, Волохова Полина,  Ощепков Данил, Перекотин Андрей, Фридман Виктория, Хаунов Данил, Щербинина Алина Гончарова Инна, 1ВАРИАНТ Брунцвик Анастасия Ващенко Виктория Дворцевая Екатерина Зайцев Марк Заруднева Ульяна Ломов Никита Мороз Алина Осипенко Даниил Сударикова Анна Воробьёва Алина
2 ВАРИАНТ Буштец Александр, Демченко Данил,  Мельник-Гончар Сергей, Моисеев Станислав, Панина Елена, Разиньков Николай, Редникина Александра, Ткаченко Данил, Чугунихин Артем,  Щербина Дарья, Ниекрашас Богдан 2 ВАРИАНТ Аблязимова Карина Бабийчук Павел Ващенко Егор Голованенко Лилия Елисеев Алексей Ломова Татьяна Новиков Максим  Ожгихин Юрий Подольский Илья Суржикова Амалия Старцун Виктория Таран Виктория Ширяев Виталий Шеремета Дмитрий      

 

Вариант

Задание 1.

Что является мономером  ДНК?

А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты.

В какой органелле  располагается наследственный материал у бактерий?

А) в цитоплазме; Б) в ядре; В) в митохондриях и хлоропластах.

3. Функцию синтеза белка в клетке выполняют:

А) хлоропласты; Б) аппарат Гольджи; В) ядро; Г) рибосомы.

Что представляет собой первичная структура белка?

А) цепь аминокислот; Б) глобула;

В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

Какую функцию выполняет и-РНК?

А) хранит генетическую информацию; Б) собирает белковые молекулы;

В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;

Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.

К какой группе относятся все зелёные растения?

А) автотрофам; Б) гетеротрофам; В) хемотрофам.

В какую фазу фотосинтеза выделяется О2?

А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза; В) и на свету и в темноте.

Одну аминокислоту молекулы белка кодирует

А) 1 нуклеотид; Б) 2 нуклеотида;

В) 3 подряд идущих нуклеотида; Г) знак препинания.

Что представляет собой реакция матричного синтеза?

А) синтез жиров; Б) синтез углеводов; В) редупликация ДНК.

Мейоз это

А) прямое деление клетки; Б) деление клеток половых желёз;

В) слияние половых клеток; Г) половой процесс.

Как располагаются аллельные гены?

А) одной хромосоме; Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;

В) одинаковых локусах негомологичных хромосом; Г) разных локусах гомологичных хромосом.

Какое будет расщепление по фенотипу при скрещивании двух гетерозиготных особей, которые отличаются по одной паре признаков?

А) 1:2:1  Б) 1:3     В) 1:8:3:3:1     Г) 9:3:3:1.

При какой изменчивости потомству передаются признаки?

А)   модификационной;    Б) мутационной.

В какой период на Земле появились первые псилофиты?

А) в ордовикский период; Б) в силурийский; В) в девонский период; Г) в юрский период.

Что является элементарной единицей эволюции?

А) особь; Б) вид; В) популяция; Г) биоценоз.

Часть В.

В1. Установите соответствие.

А. Дочерние клетки генетически идентичны.                                                 1. митоз

Б. Происходит конъюгация и перекрёст хромосом.                                            2. мейоз

В. Образуются 4 клетки.

Г. Одно деление.

Д. Происходит редукция хромосомного набора.

Е. Образуются ссоры высших растений.

В2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ПРИ­ЗНАК ОР­ГА­НО­ИД
A) пред­став­ля­ет собой по­лость-ре­зер­ву­ар 1) ва­ку­оль
Б) имеет двой­ную мем­бра­ну 2) хло­ро­пласт
В) за­пол­нен(-а) кле­точ­ным соком  
Г) со­дер­жит фо­то­син­те­ти­че­ские пиг­мен­ты  
Д) от­де­лен(-а) от ци­то­плаз­мы одной мем­бра­ной  
Е) син­те­зи­ру­ет крах­мал из уг­ле­кис­ло­го газа и воды  

В3. Составьте цепь питания из предложенных организмов, и подпишите их трофические уровни.

1) паук

2) сова

3) цве­ту­щее рас­те­ние

4) муха

5) жаба

Часть С.

С1. Внимательно прочитайте со­дер­жа­ние тек­ста «Воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­ле­ний у жи­вот­ных и их от­но­си­тель­ный ха­рак­тер» и дайте ответы на поставленные ниже вопросы.

1) Что, по Ла­мар­ку, яв­ля­ет­ся при­чи­ной по­яв­ле­ния длин­ной шеи у жи­ра­фа?

2) Ре­зуль­та­ты, какой че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти под­твер­ди­ли пра­виль­ность взгля­дов Ч. Дар­ви­на на дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра?

3) В каком слу­чае це­ле­со­об­раз­ность белой окрас­ки шер­сти зайца-бе­ля­ка будет от­но­си­тель­ной? При­ве­ди­те конкретный при­мер.

ВОЗ­НИК­НО­ВЕ­НИЕ ПРИ­СПО­СОБ­ЛЕ­НИЙ У ЖИ­ВОТ­НЫХ И ИХ ОТ­НО­СИ­ТЕЛЬ­НЫЙ

ХА­РАК­ТЕР

Био­ло­ги Ж.-Б. Ла­марк и Ч. Дар­вин по-раз­но­му объ­яс­ня­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния новых видов. Пер­вый по­ла­гал, что новые при­зна­ки у жи­вот­ных и рас­те­ний по­яв­ля­ют­ся в ре­зуль­та­те их внут­рен­не­го стрем­ле­ния к об­ра­зо­ва­нию новых при­спо­соб­ле­ний. Оно за­став­ля­ет ор­га­низ­мы упраж­нять­ся в до­сти­же­нии своих целей и, таким об­ра­зом, при­об­ре­тать новые свой­ства. Так, по мне­нию Ла­мар­ка, у жи­ра­фа, до­бы­ва­ю­ще­го пищу на вы­со­ких де­ре­вьях, по­яви­лась длин­ная шея, у уток и гусей – пла­ва­тель­ные пе­ре­пон­ки на ногах, а у оле­ней, вы­нуж­ден­ных бо­дать­ся, по­яви­лись рога. Кроме того, учёный счи­тал, что при­об­ретённые ор­га­низ­мом в ре­зуль­та­те упраж­не­ний при­зна­ки все­гда по­лез­ны и они обя­за­тель­но на­сле­ду­ют­ся.

Ч. Дар­вин, пы­та­ясь вы­яс­нить ме­ха­низ­мы эво­лю­ции, пред­по­ло­жил, что при­чи­на­ми по­яв­ле­ния раз­ли­чий между осо­бя­ми од­но­го вида яв­ля­ют­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние и есте­ствен­ный отбор. В ре­зуль­та­те из­мен­чи­во­сти по­яв­ля­ют­ся новые при­зна­ки, не­ко­то­рые из них на­сле­ду­ют­ся. В при­ро­де между осо­бя­ми про­ис­хо­дит борь­ба за пищу, воду, свет, тер­ри­то­рию, по­ло­во­го партнёра. Если новые при­зна­ки ока­зы­ва­ют­ся по­лез­ны­ми для особи в опре­делённых усло­ви­ях среды и по­мо­га­ют вы­жить и оста­вить потом­ство, то они со­хра­ня­ют­ся есте­ствен­ным от­бо­ром и за­креп­ля­ют­ся в по­ко­ле­ни­ях в про­цес­се раз­мно­же­ния. Особи с вред­ны­ми при­зна­ка­ми «от­се­и­ва­ют­ся». В ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра воз­ни­ка­ют особи, об­ла­да­ю­щие но­вы­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды. Свои пред­по­ло­же­ния учёный под­твер­дил, на­блю­дая за ра­бо­той се­лек­ци­о­не­ров. Он об­на­ру­жил, что в про­цес­се ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра че­ло­век скре­щи­ва­ет осо­бей с опре­делёнными, нуж­ны­ми се­лек­ци­о­не­ру, при­зна­ка­ми и по­лу­ча­ет раз­но­об­раз­ные по­ро­ды и сорта.

Все при­спо­соб­ле­ния у ор­га­низ­мов вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в кон­крет­ных усло­ви­ях их среды оби­та­ния. Если усло­вия среды ме­ня­ют­ся, при­спо­соб­ле­ния могут утра­тить своё по­ло­жи­тель­ное зна­че­ние; иными сло­ва­ми, они об­ла­да­ют от­но­си­тель­ной це­ле­со­об­раз­но­стью.

Су­ще­ству­ет мно­же­ство до­ка­за­тельств от­но­си­тель­ной це­ле­со­об­раз­но­сти при­спо­соб­ле­ний: так, за­щи­та ор­га­низ­ма от одних вра­гов ока­зы­ва­ет­ся не­эф­фек­тив­ной, по­лез­ный в одних усло­ви­ях орган ста­но­вит­ся бес­по­лез­ным в дру­гих. При­ведём ещё один при­мер: му­хо­лов­ка бла­го­да­ря ро­ди­тель­ско­му ин­стинк­ту вы­карм­ли­ва­ет ку­ку­шон­ка, вы­лу­пив­ше­го­ся из яйца, под­бро­шен­но­го в гнез­до ку­куш­кой. Она тра­тит свои силы на «чу­жа­ка», а не на своих птен­цов, что спо­соб­ству­ет вы­жи­ва­нию ку­ку­шек в при­ро­де.

С2. Вставь­те в текст пропущенные слова из предложенного перечня терминов «Син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ в рас­те­нии». За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

СИН­ТЕЗ ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКИХ ВЕ­ЩЕСТВ В РАС­ТЕ­НИИ

Энер­гию, не­об­хо­ди­мую для сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, рас­те­ния за­па­са­ют в виде ор­га­ни­че­ских ве­ществ. Эти ве­ще­ства син­те­зи­ру­ют­ся в ходе ___________ (А). Этот про­цесс про­те­ка­ет в клет­ках листа в ___________ (Б) — осо­бых пла­сти­дах зелёного цвета. Они со­дер­жат осо­бое ве­ще­ство зелёного цвета — ___________ (В). Обя­за­тель­ным усло­ви­ем об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ по­ми­мо воды и уг­ле­кис­ло­го газа яв­ля­ет­ся ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ды­ха­ние

2) ис­па­ре­ние

3) лей­ко­пласт 4) пи­та­ние

5) свет

6) фо­то­син­тез

7) хло­ро­пласт 8) хло­ро­филл
A

Б

В Г

 

 

   

               

С 3. Прочтите предложенный текст и найдите в нем биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

(1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и

особенности развития из поколения в поколение.

(2) Передача наследственных признаков у организма, происходит только при половом размножении.

(3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах.

(4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген – участок молекулы ДНК.

(5) Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма.

(6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма

Вариант

Задание 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: