Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу.
«Вспомни что-нибудь неприятное».
Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.
Обсуждение ощущений:
какие ощущения возникли в процессе воспоминания?
какие ощущения были в мышцах?
где больше всего чувствовалось напряжение?
приятным было такое состояние?
Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.
«Вспомни неприятную ситуацию и расслабься».
Участники вновь погружаются в воспоминания той же ситуации, но при этом стараются контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения – расслабиться.
После данного упражнения каждый участник рассказывает:
насколько удалось расслабиться;
какие ощущения возникли после расслабления;
какое настроение сейчас;
осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.
«Погода».
Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
«Снежки».
Участникам предлагается бумагу, они комкают ее и делают “снежки”. Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего “снежков” на их территории.
4. Рефлексия:
- Что понравилось на занятии? Что не понравилось?
- Что изменилось в эмоциональном состоянии?
- Какие ощущения в теле?
- С каким настроением уходите с занятия?
Процедура самоотчета.
Домашнее задание:
Совершенствовать способность расслабления мышц в стрессовых ситуациях или при воспоминании о них.
5. Ритуал прощания: Участники ходят по комнате, пожимают друг другу руки и говорят «спасибо».
Занятие №11
Тема: «Владение собой»
Цель: освоить способы саморегуляции через управление дыханием и тонусом мышц.
Задачи:
- обучение управлением тонусом мышц;
- обучение способам управления дыханием.
Время: 1 час 10 минут
Ход занятия:
1. Приветствие: Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – плечами, стопами ног, тыльной стороной ладони и т.п.
2. Обсуждение домашнего задания.
Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на тренинге опыт в какой-нибудь негативной ситуации.