Теоретический материал

Тема 2.3. Литосфера, гидросфера, атмосфера

Практическое занятие 24. «Анализ методики работы с коллекциями горных пород и минералов и их практическое применение на уроках».

Практическая работа 24. «Методика работы с коллекциями горных пород и минералов и их практическое применение на уроках». (2 часа)

Цель урока: изучение методики работы с коллекциями горных пород и минералов и их практическое применение на уроках

Задание:

1. Изучить теоретический материал, сделать конспект

2. Заполнить Таблицу 1 «Морфологические особенности горных пород и минералов».

Теоретический материал

На уроках окружающего мира обучающиеся могут выполнять практические и лабораторные работы по различным темам. Одними из таких тем являются темы «Горные породы и минералы», «Полезные ископаемые». Учитель может провести урок-практикум «Определение минералов и горных пород по морфологическим признакам».

Морфологические особенности (признаки), характеризуют форму выделений минералов; оптические свойства: прозрачность, цвет минералов, цветчерты, блеск; механические свойства: спайность, излом, твердость, хрупкость, упругость, ковкость, гибкость; прочие физические свойства.

Организация работы с коллекциями горных пород и минералов состоит из следующих этапов. Учитель должен:

1.1. Подготовить оборудование: (коллекции), лабораторное стекло, магнитная стрелка, стакан с водой, алгоритм выполнения, таблица-задание

1.2. Обсудить на предыдущем уроке ход лабораторной работы

1.3. Сформировать группы (можно с помощью игровой методики)

1.4. Каждое рабочее место учащихся снабдить комплектом оборудования и алгоритмом выполнения работы

1.5. Познакомить с правилами по технике безопасности

Алгоритм выполнения работы (памятка для учащихся)
1. Определить прозрачность каждого из представленных образцов путем визуального контроля. (Результаты наблюдений занести в таблицу)
2. Определить блеск каждого из образцов путем визуального контроля.
3. Определить твердость образцов с использованием лабораторного стекла. Поочередно нанести черту на лабораторное стекло. Если образец оставляет черту на лабораторном стекле, то он имеет коэффициент твердости более пяти.
4. Определить растворимость в воде. Поочередно опустить образцы в воду и визуально определить способность каждого из них к растворению.
5. Определить визуально цвет образцов.
6. Определить магнитные свойства образцов путем поднесения их к магнитной стрелке. Если наблюдается отклонение стрелки от нейтрального положения, то образец обладает магнитными свойствами.
7. Выделить главное диагностическое свойство каждого образца.
8. Определить дополнительные диагностические свойства каждого образца.
9. Сформулировать вывод о названии каждого из образцов.

10. Результаты занести в Таблицу 1 «Морфологические особенности горных пород и минералов».

 

ГП, минерал Прозрачность Блеск Твердость Растворимость в воде Цвет Магнитность
Слюда            
Гранит            
Вода            
Торф            
Магнитный железняк            
Гипс            

Пример проведения занятия

В начале урока учащиеся заходят в кабинет и занимают привычные рабочие места. Заблаговременно учителем формируются комплекты оборудования. К каждому прилагается бланк лабораторной работы и алгоритм ее проведения. Практическая форма проведения урока для данного возраста является не совсем традиционной, поэтому для учебной адаптации учащихся, необходимо создать привычную атмосферу в детском коллективе. Исходя из возрастных особенностей детского коллектива, где определяющими видами деятельности являются игровые, необходимо снять психологическую напряженность. Это возможно, если применить для формирования рабочих групп нестандартный прием. Учителю важно, чтобы рабочие группы были сформированы не по принципу личной привязанности и успеваемости, а весьма произвольно. Подобный принцип повысит заинтересованность учащихся в конечном результате и послужит стимулом для исследовательской практической деятельности на уроке.

Для разбивки на группы, заблаговременно учитель может приготовить образцы горных пород. Видовой состав образцов соответствует количеству предполагаемых рабочих групп, а количество образцов каждого вида должно быть равно количеству членов группы. Оптимальный состав рабочей группы 3-4 человека. Все образцы складываются в единый короб, а учитель в начале урока предлагает всем учащимся взять по одному экземпляру горной породы. При распределении образцов, учителю не надо бояться некоторой суматохи, ибо малая неорганизованность приведет только к повышению заинтересованности учащихся.

На следующем этапе учитель предлагает учащимся самостоятельно разбиться на рабочие группы. При этом, не надо предлагать принцип разбивки.Ученики общаясь друг с другом, самостоятельно сформируют временные рабочие коллективы. Может сложиться ситуация, когда разбивка на группы произойдет не по виду горной породы, а по форме минерала. В этом случае, учителю надо принять условия разбивки, даже если в состав каждой группы войдет несколько больше учащихся, а по количественному составу группы будут отличаться. Произвольное фронтальное общение на предварительном этапе урока повысит адаптацию в условиях малой группы и создаст определенный задел для дальнейшей нормализации межличностного общения. Принятие правил игры, предложенных учащимися, нивелирует разницу в положении и возрасте между учителем и учениками. Это приведет к установлению оптимальных условий для плодотворных коммуникаций в условиях образовательного процесса.

После разбивки на группы, в большинстве случаев, учащиеся понимают, что традиционное расположение рабочих мест не соответствует характеру предстоящей работы. И в этом случае они самостоятельно начинают организовывать свое, удобное только им «рабочее гнездо».

Что при разбивке на группы, что при организации рабочего места, учитель должен несколько отстраниться: не управлять процессом, а лишь только контролировать общую ситуацию. Два данных предварительных этапа могут занять до десяти минут времени. Но некоторая видимая потеря времени компенсируется за счет неформального распределения ролей и нахождения точек соприкосновения при общении в группах.

После организации рабочего места учащимися, учителю желательно сделать некоторую паузу, тем самым, поставив детей перед дилеммой: «А что дальше?». Только после этого предложить взять необходимое оборудование и материалы, так как чем больше будет интриги и недосказанности на организационных моментах, тем больше возникнет у ребят азарта к работе.

Предварительную проверку знаний можно организовать перекрестными «перевертышами». Каждой группе учитель предлагает составить фразу по теме лабораторной работы, сделав в ней определенное количество ошибок, начиная от орфографических и заканчивая тематическими.

Далее каждая группа выписывает свою фразу на доску, а остальные группы на отдельном листе на рабочем месте ищут ошибки и исправляют их. Впоследствии каждая команда выписывает свой исправленный вариант на доске, сравнивая и анализируя все предложенные ответы. Побеждает та команда, которая в сумме найдет и исправит большее число ошибок у своих соперников. Победителей можно поощрить либо оценкой, либо тематическим подарком.

Можно возразить, что идет программирование на ошибку, но подобное задание ценно с двух сторон. Во-первых, учитель видит возможные «скользкие» места в материале по теме урока; а во-вторых, дети играют и ставят себя на место учителя, повышая планку собственной самооценки. Обычно, после проведения подобной работы вмешательство учителя уже не требуется, так как учащиеся используют «включенное обучение» при поиске правильного решения задачи, корректируя при этом друг друга.

За время выполнения рабочими группами лабораторной работы, в соответствии с предложенным алгоритмом, учитель на доске оформляет сводный бланк, куда каждая группа занесет свои результаты. Заполнение сводного бланка может вестись группами как в процессе работы, так и по ее завершении. Количество учащихся, одновременно заполняющих бланк на доске, не ограничивается. Оптимально было бы, если бы кусочек мела стал своеобразной эстафетной палочкой между членами одной группы. В этом случае, у учащихся формируется представление о единстве и ответственности за общее дело.

По завершении экспериментальной части работы и после заполнения бланка на доске, каждая команда оглашает свой вывод о свойствах и названии образцов. Коррекция ответа должна идти от членов другой команды. Чем меньше учитель будет вмешиваться в ход дискуссии, тем плодотворнее деятельность и прочнее полученные знания, так как спецификой возраста является ориентация на мнение товарища, а не на мнение учителя.
Последний этап работы связан с выставлением оценок, желательно учитывая мнения членов каждой группы. Для этого учитель может предложить каждому члену группы выставить оценки своим товарищам по группе, обосновав свое решение.
Развитие ответственности у учащихся за принятое решение и обоснование собственного мнения, позволит учителю создать в ученическом коллективе единое психологическое и образовательное пространство.

Критерии оценивания:

5 (отлично) – задание выполнено, представлены конспект и таблица

4 (хорошо) – конспект представлен, в таблице имеются неточности в характеристике объектов

3 (удовлетворительно) – выполнено одно задание

2 (неудовлетворительно) – задание не выполнено

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: