Развитие русской архитектуры

Вторая половина XIX в. стала временем резкого разрыва с традициями русского классического зодчества, посколькув пореформенное время появился принципиально новый тип общественных зданий и сооружений, которые совсем не нуждались в различных архитектурных излишествах – заводские и фабричные корпуса, железнодорожные вокзалы, торговые пассажи, банки, доходные дома и т. д. Основным достоинством зданий теперь стала их функциональность, а не внешнее убранство и красота. Тем не менее, и в этот период шло поступательное развитие русской архитектурной школы, для которой было характерно сосуществование различных архитектурных стилей и направлений: псевдорусского или русско-византийского стиля, русского национального стиля, псевдоренессанса, псевдоготики, испано-мавританского стиля,стиля модерн и многих других. При этом для большинства архитектурных построек того времени был характерен историческийэклектизм, т. е. смешение элементов разных архитектурных стилей разных эпох.

В 1840–1850-х гг., под влиянием славянофильских идей в культовом зодчестве стал распространяться так называемый псевдорусский (русско-византийский) стиль, отличавшийся особой торжественностью и монументализмом, родоначальником которого был Константин Андреевич Тон (рис. 12). В 1860–1870-х гг. шел процесс поиска нового русского национального архитектурного стиля, основанного на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества и деревянной архитектуры русского Севера. Наиболее видным представителем и идеологом этого направления стал Иван Павлович Петров (Ропет), отчего это направление в архитектуре получило название «ропетовщина». В 1880-х гг. лидирующие позиции займет эклектический ренессансно-барочный стиль, который импонировал заказчикам своей помпезностью, разнообразием отделки и богатством архитектурных форм. Наконец, в 1890-х гг. в моду войдет так называемый стиль модерн, у истоков которого стоял выдающийся русский зодчий Федор Осипович Шехтель.

Рис. 12. Большой кремлевский дворец. Архитектор Тон К.А. (Источник)

Видными представителями русской архитектурной школы второй половины XIX в., помимо названных зодчих, были Александр Иванович Резанов, Владимир Осипович Шервуд, Владимир Андреевич Шретер, Александр Никанорович Померанцев, Виктор Михайлович Васнецов и Роман Иванович Клейн.

Среди самых интересных архитектурных построек второй половины XIX в. следует назвать здание Балтийского вокзала в Петербурге (1857), построенное А.И. Кракау;Мариинский театр в Петербурге (1860), возведенный по проекту А.К. Кавоса; здание Политехнического музея в Москве (1877), сооруженное по проекту И.А. Монигетти и Н.А. Шохина;«Терем» в Абрамцево (1873), построенный И.П. Ропетом; здание Третьяковской галереи (1873), фасад которой был построен и декорированпо проекту В.М. Васнецова; здание Исторического музея на Красной площади в Москве (1875–1883), сооруженное по проекту В.О. Шервуда; Великокняжеский дворец на Дворцовой набережной Петербурга (1882–1884), автором которого был А.И. Резанов; Храм Христа Спасителя в Москве (1839–1883), построенный по проекту К.А. Тона и А.И. Резанова; Храм «Спаса на Крови» в Петербурге (1883–1885), возведенный А.А. Парландом; Одесский театр оперы и балета (1887), сооруженный по проекту Ф. Фельнера и Г. Гельмера;Верхние Торговые ряды на Красной площади в Москве (1889–1893), построенные по проекту А.Н. Померанцева и В.Г. Шухова; здание Московской городской думы на Охотном ряду (1890–1892), созданное Д.Н. Чичаговым; дом купца И. Игумнова на Якиманке (1892), автором которого был Н. Поздеев; Главное здание Нижегородской ярмарки (1892–1897), построенное по проекту К.В. Траймана, А.Т. Тромбицкого и А.И. Гогена; Голицынский пассаж на улице Петровка в Москве (1896), возведенный по проекту В.А. Шретера; Средние Торговые ряды на Красной площади (1893), здания Брянского (Киевского) вокзала (1893) и Императорского музея изящных искусств (1898–1912), построенные Р.И. Клейном; и, наконец, дом Рябушинских на Малой Никитской (1900), здание МХАТа в Камергерском переулке (1902) и здание Ярославского вокзала (1902) в Москве, построенные по проектам Ф.О. Шехтеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: