Сущность и особенности нравственной культуры подростков

 

Из проведенного нами исследования следует, что понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. Само понятие, укоренившись прочно в научно – публицистической литературе и в повседневном общении, оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания.

Разнообразие мнений просто ошеломляет, когда речь заходит об уровне современной нравственной культуры [23,с.33].

Некоторые из существующих убеждений утверждают то, что самое лучшее осталось в прошлом, современное общество не отличается теми моральными качествами, которые были характерны для предшествующих поколений.

Утверждается, что современные нравы проникнуты насилием, агрессивностью, нравственные ценности дискредитируются, подвергаются эрозии. Патриархальное же прошлое наделяется самым позитивным содержанием.

Нужно отметить, что такие представления не являются специфическими только для современного общества. Сожаления об утрате моральных ценностей были характерны и для живущих в прошлые столетия, чему мы находим подтверждения у многих известных писателей, философов разных периодов развития европейской культуры.

Например, во времена Древней Греции известный философ Гесиод в своей знаменитой поэме «Труды и дни» сокрушался об утрате гармонии взаимоотношений человека с природой и людьми. Французский писатель и ученый Бернар Фонтенель в своем произведении «Диалог мертвых и новых» рассматривает различные мнения о том, развиваются человеческие отношения в сторону их улучшения или нет[20,c.3-4].

Пессимистичны строки португальского поэта Фернандо Песоа:

 


Это все – и не будет иного.

Но и звезды, и холод, и мрак,

И молчание мира немого –

Все на свете не то и не так!

 

Этот отрывок из стихотворения очень четко показывает актуальность проблемы нравственной культуры, как в далеком историческом прошлом, так и в современном обществе, движущей силой которого является подрастающее поколение.

Нравственная культура подростка, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, впитывая в себя все достижения моральной культуры общества. Разумеется, интенсивность впитывания и собственно развитие самой личности зависит от личностных характеристик индивида: полововозрастных, психофизиологических, интеллектуальных, образовательных и иных. Необходимо знать, что прежде, чем спрашивать, надо вырастить, обучить индивида, создать соответствующие социокультурные условия для становления личности и формирования ее внутренней культуры. Особенно важно, чтобы произошло это в школьные годы подростка, на которые приходится основная доля личностного самоопределения [19,c.8]. Рассмотрим основные социокультурные условия, обеспечивающие процесс обретения учащимися нравственной культуры:

1. Семья:

Семейное воспитание имеет огромное влияние на формирование нравственной культуры подростка: эмоциональная и морально – психологическая устойчивость родительского воздействия на подростков; возможность индивидуального подхода к нему; развитие чуткости и задушевности через положительные эмоции и пример взрослых; духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений; фамильная гордость и честь; использование лучших национальных традиций и обычаев; контроль за рациональным использованием свободного времени подростков; выбор развивающихся форм проведения досуга; привлечение к посильному домашнему труду и помощи родителям в хозяйственных делах; заботливое отношение к больным и престарелым и прочее. Все наиболее важные жизненные ценности личности закладываются в отчем доме важно только, чтобы поступки ребенка не оставались незамеченными для родителей. Вовремя среагировать на них, участливо и ненавязчиво подкорректировать, дать адекватную оценку в случаи необходимости – значит на деле участвовать в нравственном воспитании подростков [5,с. 71].

2. Систематическая, целенаправленная, научно обоснованная работа общеобразовательной школы:

Проведенные социологические исследования в 90-х годах не зафиксировали резких противоречий в направленности воспитания в школе и семье, но в то же время показали необходимость поиска новых путей сотрудничества, проведения реформы школы с целью ее приближения к современным реалиям и перспективам, которые ставит перед школой современное общество.

Так, по мнению 325 педагогов минских школ, 650 родителей и 304 старшеклассников г. Минска установлено, что воспитывать детей надо честными, добропорядочными, стойкими в борьбе с трудностями, умеющими дружить, оставаться товарищами, коллективистами, но в то же время – постоять за себя, быть «противными». Снова в последние годы поднялся престиж диплома, но он стал не как свидетельство «культурности», а как выгодное вложение «капитала». Предпочтение отдается специальностям «практической» направленности: финансист, торговый работник, юрист, менеджер и т. д.

Только 43% опрошенных учащихся назвали свою семью дружной и сплоченной, доверительных отношений с отцами нет у 54%, с матерями – у 33%, 22% отметили, что постоянно подвергаются оскорблениям со стороны взрослых членов семьи.

Таким образом, необходимо понимать, что союз родителей и педагогов в формировании нравственной культуры подростков должен всячески укрепляться, ибо только совместными усилиями можно добиться надлежащего его воспитания [19, с.12-13].

3. Вовлечение в воспитательный процесс социокультурной среды за пределами семьи и школы:

Поскольку одним из характерных признаков подросткового возраста является стремление к самореализации, очень важным аспектом в формировании нравственной культуры считается вовлечение подростков во внешкольную деятельность. Речь идет об общественных и государственных учреждениях – домах и дворцах культуры, библиотеках, театрах и музеях, спортивных сооружениях, профилакториях, объединениях художественного и технического творчества и т. п. Это социокультурное условие подтверждается данными социологического опроса, который установил, что учащиеся различных регионов Беларуси свои пристрастия распределили так: занятие спортом (около 12%), музыка, художественная литература (11,3% и 11,2 соответственно), театр (до 7%), шитьё, вязание, кулинария (до 8%), технические виды творчества (5%), рисование, фотолюбительство (4%), рыбалка, туризм (до 2% ответов) [20,с.13-14].

4. Самовоспитание учащихся

Для реализации данного условия необходима своевременная профориентация ребенка, побуждающая его к самостоятельному творческому поиску через учебу, чтение (хорошую услугу учащимся окажет и литература по этике, эстетике, нравственности в целом), игры и собственный труд.

Все рассмотренные выше социокультурные условия, безусловно, являются одним из важных аспектов формирования нравственной культуры, однако, возвращаясь к сущности самого понятия нравственной культуры, необходимо помнить, что она охватывает все сферы жизни и деятельности человека, его личностное развитие. Поэтому, также необходимо учитывать особенности психо – физического развития подростков.

Подростковый возраст считается одним из самых трудных периодов возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни [3,с.3 ].

Подростковое поколение очень чутко реагирует на окружающее общество - его ценности, политические и экономические противоречия, неписанные правила. Юноши и девушки считают, что общество накладывает слишком много ограничений, поэтому пытаются отделиться от него, принимая временные идентичности и роли.

Ввзросление современного подростка проходит в условиях нестабильности в экономической и культурно – ценностной сферах развития современно общества, кризиса семьи. Именно в таких условиях пребывает большинство современных белорусских подростков. Несмотря на разницу в социальной сфере почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики [38, с.30].

Растущие люди оказались в наиболее трудном положении, так как противоречия развития, свойственные подростковому возрасту, значительно усилились в нынешней непростой социальной ситуации, и привели к искусственной задержке личностного развития, к отклонениям в поведении, повышению тревожности. Процесс формирования новообразований подросткового периода развития растянут во времени и может происходить неравномерно.

Учитывая вышеперечисленные негативные факторы, влияющие на развитие подростка, необходимо понимать, что он очень нуждается в помощи педагогов, которые должны хорошо разбираться в сущности происходящих социальнх процессов, в психологии индивидуальных различий современного подростка. Необходимо принять тот факт, что подросток стал иным. Это требует особенного, разностороннего и тщательного изучения психо–физиологических особенностей подростка. Только учитывая все эти особенности, педагог сможет помочь подростку в его нравственном становлении и нахождении своего места в мире взрослых [3,с.4]. Рассмотрим наиболее важные возрастные новообразования данного возраста.

В подростковом возрасте продолжает формироваться самосознание и самоотношение. Начальным этапом в формировании самосознания является переход от управления к самоуправлению. Характерными особенностями подросткового возраста выступают:

• стремление отмежеваться от всего, подчеркнуто детского, т. е. стремление к взрослению, потребность в положении в группе сверстников и ее удовлетворение;

• любознательность и любопытство ко всему, что представляет мир взрослых;

• широкий спектр эмоциональных реакций;

• требовательность к соответствию слова и дела [10,c.55].

Возрастным новообразованием подросткового возраста является переживание чувства одиночества. Как психологическое состояние - это осознание и переживание обособленности от других людей. Подростки чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывают при этом грусть, страх, обиду, печаль [17,c.55]. Личностными компонентами этого возрастного периода являются:

•развитие рефлексии, т. е. потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе, но не может реализовать из-за недостаточного развития навыков самообладания и самоанализа;

• переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на сверстников;

• потребность в уединении.

Как личность подросток обладает следующими личностными чертами: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе и окружающим, реалистические ожидания и представления о любви, дружбе, общении и т. п.;

У подростков сводятся к минимуму осознание несоответствия между Я-концепцией и актуальным опытом.

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводит к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Характерной чертой данного периода является то, что человек часто отказывается видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, отрицает информацию, несовместимую со сложившимися представлениями, в том числе и о себе, т. е. проявляет защиту от потенциально тревожной информации [1,c.104-106].

Детям подросткового возраста свойственно использование различных психологических защит. Некоторые из них используются подростками чаще других, например, проекция, психологический смысл которой сводится к ослаблению интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при взаимоотношении с окружающими.

Проекция по своим психофизиологическим механизмам является довольно сложной защитой. Ее функционирование включает два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных процесса эмоционально-когнитивной оценки какой-либо конкретной ситуации или определенного события.

Один из них - разделение общей оценки на два компонента, положительный и отрицательный.

Этот этап проекции, мало или совсем не осознаваемый, переходит в следующий, заключительный: личность приписывает себе положительные характеристики и переносит отрицательные на персону, с которой имело место взаимодействие в оцениваемой ситуации.

Проекция в процессе внешнего конфликтного взаимодействия способствует сохранению константности позитивной Я-концепции, но усиливает или формирует, тем самым усиливая конфликтность межличностных отношений.

При возникновении внутренних конфликтов проекция служит целям освобождения Я-концепции от негативных оценок с помощью переноса негативных характеристик на кого-либо их окружающих близких людей или тех, кому эти характеристики свойственны.

Проекция - это одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как активное и стабильное ее использование приводит к формированию таких черт личности как самолюбие и гордость, мстительность и склонность к ревности.

Личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий склонна к оборонительному поведению и деструктивному самоутверждению в силу неадекватной самооценки.

У подростков существуют и другие формы защиты, например отрицание и рационализация.

Отрицание - игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом. Этот способ защиты проявляется в особо серьезных обстоятельствах, например, воспитатели детских домов наблюдают чрезвычайную привязанность и любовь некоторых подростков к своим родителям алкоголикам.

Рационализация - осознание информации, приемлемой для личности в связи с ее стремлением «контролировать» свое поведение и ситуацию. С точки зрения Р. Бернса, рационализация позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Например, «социальные сироты», декларирующие готовность быть со своими асоциальными родителями.

Такая замена потребности или способов удовлетворения потребности возможна, когда в сознании сформированы социальные или нравственные стандарты. У подростков происходит соотнесение потребностей с социальными нормами и нравственными правилами и возникает необходимость «перевода» своих «ненормативных» потребностей в формы, имеющие право на «открытое удовлетворение».

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние [5,c.10].

Как следствие этого, постепенно у подростка формируется своя Я - концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Стремление познать себя, свой внутренний мир, понять сходство с другими людьми и отличие от них, возрастающая активность по отношению к самому себе и порождаемые всем перечисленным потребности в самоутверждении, самовыражении - вот далеко неполный перечень связанных с «Я» черт, рассматриваемых как наиболее типичные характеристики подросткового периода.

Исследование сущности и особенностей нравственной культуры подростков невозможно без рассмотрения системы ценностей подростков.

По общему признанию ценностные ориентации представляют собой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности. Принято считать, что ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости [28, с.89].

Психолого – педагогический опыт показывает, что подростковому возрасту принадлежит особая роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций, так как формирующиеся у подростков абстрактное мышление открывает перед нами новые возможности [38,с. 98].

По мнению французского психолога Ж. Пиаже, подросток получает способность рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и потенциально возможных, гипотетических. Кроме того, существенно расширяется его социальный опыт, который дает материалы для анализа ценностей и его последующего обобщения.

Следует также отметить, что формирование ценностных ориентаций – это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания.

Также необходимо выделить определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка.

Младший подросток ориентируется в основном на ценности, предлагаемые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности своего народа: литературу, музыку, театр и др. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь [38,с. 99].

Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой.

Для подростков большое значение имеет присвоение культурных ценностей общества в котором он формируется (развивается). Однако этот процесс сопровождается значительными трудностями.

Одна из важнейших причин этого – разрушение так называемого «защитного пояса культуры». По концепции А.И. Ракитова в структуру культуры входят ее «ядро» и «защитный пояс». Первый компонент содержит в себе нормы, эталоны, правила, стандарты, системы ценностей, которые вырабатываются в реальной истории общества: этнические, профессиональные, религиозные. «Ядро» культуры окружено «защитным поясом», который «фильтрует» информацию из других культур, а также адаптирует достаточно неподвижное стабильное культурное ядро к изменениям социально – технологической среды.

За последнее столетие «защитный пояс» был сильно расшатан резкими культурными переменами и, таким образом, «культурное ядро» теряте свою целостность и стабильность [38,с. 100].

Вследствие этому современному подростку достаточно сложно выбирать «материал» для построения собственной ценностной основы. Он оказывается одиноким в своем жизненном пространстве и практически без помощи общества должен выработать свою собственную жизненную концепцию. Поэтому следует еще раз отметить возрастающую роль семьи в формировании ценностной основы у подростков. Однако семья может помочь подросткам выбрать собственную ценностную основу только в том случае, если имеет ее сама.

Какая же ценностная основа должна являться сущностью нравственной культуры современного подростка? По этому вопросу существуют различные точки зрения, рассмотрим некоторые из них. Так, известный американский психолог Маслоу, рассматривая потребность человека в самоценности в качестве высшей потребности называет самоактуализацию, т. е. движение в направлении выражения своих внутренних ресурсов и возможностей.

Выдающийся ученый А.В. Франкл, выделяет ценности творчества, отношения и переживания, которые реализуются через умение человека внести творческое начало в любую деятельность, которой он занимается.

Ценности переживания, согласно В. Франклу, реализуются в умении воспринимать красоту окружающего мира, природу, музыку и т.п., ощущать свое единство с ними.

Наиболее сложными для понимания являются ценности отношения, т.е. отношение человека к тем аспектам своей судьбы, которые хотелось бы, но невозможно изменить.

Очень важно, чтобы в подростковом возрасте сформировались в той или иной форме духовные ценности и соответственно духовные потребности. Необходимо, чтобы подросток ясно осознавал многообразие исходов человеческой жизни, реализуемых в соответствии с тем или другим человеческим сценарием.

Таким образом, все вышесказанное выражает лишь желаемые ценности у современных подростков. Однако, каковы они у современных подростков?

Условно выделяют несколько групп ценностей:

· Жизнь. Здоровье. Природа;

· Любовь и семья;

· Эротика. Секс;

· Образование и культура;

· Труд. Карьера. Собственность;

· Идеология.

Рассмотрим приоритет группы ценностей, условно названных Жизнь. Здоровье. Природа. Опросы показывают, что по понятным причинам они всегда опережают все прочие. Вместе с тем бедность, рост преступности, сокращение продолжительность жизни, плохое медицинское обслуживание, рост потребления алкоголя и наркотиков, упадок физической культуры и спорта показывают реальное понижение ценностей жизни и здоровья.

И в группе ценностей Любовь и семья. Эротика. Секс положение противоречиво. Согласно опросам, крепкая, дружная, основанная на любви семья по-прежнему ценится. Но влияние средств массовой информации сделало половую мораль весьма свободной, и мы сейчас находимся на последнем этапе давно пройденной Западом сексуальной революции.

В группе ценностей Образование и культура. Досуг отмечается повышение ценности образования по сравнению с ее резким падением в начале и середине 1990-х годов. Но экономические проблемы заставляют реже думать об учебе, чем о деньгах (при условии, разумеется, что совместить то и другое не удается).

Как положительный момент можно отметить только появление весьма доступных видов дополнительного образования, которые смыкаются с досугом.

Структура досуга стала сейчас существенно иной, чем она была в советские и даже в первые постсоветские годы. Эти изменения шли параллельно и в том же направлении, что и в области культуры. Понизилась ценность литературы, акцент в чтении сместился с классики в пользу легкого, развлекательного «чтива» с преобладанием детективов, «бытовухи» с обилием насилия, секса и ненормативной лексики. У большинства обеспеченных подростков, все больше возрастает тяга к азартным игра и посещению разного рода кафе, малодоступных для большинства детей.

В ценностной группе Труд. Карьера. Собственность произошли, конечно, самые кардинальные изменения. Различными средствами и небезуспешно пропагандируется культ богатства с соответствующим рузультатом: согласно опросам, растет число подростков, которые ради денег готовы на все, поскольку «все продается и все покупается». Как уже отмечалось, основной характеристикой привлекательного труда являются деньги.

Положительным в указанной группе ценностей является то, что растет число детей, планирующих свое будущее.

Идеология – последняя группа ценностей. Под идеологией мы будем понимать набор ценностей, разделяемых обществом или достаточно большими группами людей. Основное изменение в идеологическом плане – принятие рыночных ценностей уже достаточно многими (прежде всего молодыми) людьми. Принятие этих ценностей без и до создания адекватной цивилизованной рыночной среды.

В идеологической сфере громко заявили о себе проблемы межнациональных отношений, а осознание своей этнической принадлежности стало пониматься как ценность особого рода.

Обратимся к исследованию М.Е. Миновой педагога СШ №10 г.Минска, которая путем анкетирования и опросов среди подростков определила следующий результат: у многих подростков (от 3,5% до 76,5%) ориентационные ценности характеризуются низким уровнем развития. Многие из них ребята оценивают как «идеальные», и в реальной жизни они могут быть значимыми. Подростки не осознают важность таких нравственных качеств личности, как доброта, милосердие, ответственность, справедливость, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинсва. Это отражается на их взаимоотношениях с окружающими людьми, желаниях и стремлениях [17,c.61].

Оказалось, что среди основных ценностей первостепенное значение придается здоровью, наличию друзей, любви, уверенности в себе. А среди второстепенных они выделяют творчество, возможность приобщения к красоте природы и искусства, счастье и благополучие других.

Таким образом, в полученном результате исследования просматривается стойкая направленность на себя, на собственное благополучие. В современных условиях развития общества сегодняшние старшеклассники рассчитывают, в основном, только на себя и заботятся прежде всего о личном благополучии. Следовательно, молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь, имеют размытую ценностную основу, что и подтверждает их низкий уровень нравственной культуры.

Подводя итог проделанной работы по выявлению сущности и особенностей нравственной культуры подростков нами были сделаны следующие выводы: актуальность проблемы, которая показывает низкий уровень сформированности нравственной культуры, остается очень важной как в историческом прошлом, так и в современном обществе. Подрастающее поколение является той движущей силой, которая способна влиять на развитие общества. Поэтому необходимо создание определенных социокультурных условий, которые позволят обеспечить процесс обретения учащимися нравственной культуры. При этом обязательным является владение педагогами и родителями основными психофизиологическими особенностями подростков и только в этом случаи они смогут оказать помощь при формировании нравственной культуры. Огромное значение принадлежит системе нравственной ценностей, которая сегодня доминирует в подростковой среде. Проведенные исследования показали низкий уровень сформированности нравственной культуры подростков и различную ценностную основу [5,c.12].

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: