Диалоговые формы обучения истории в школьном обучении

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт, принятый в 2010 году, определил личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы. Метапредметные результаты предполагают формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных ученых действий. Коммуникативные компетенции необходимы для общения, сотрудничества, взаимодействия, установления партнерских отношений и применения полученных знаний на практике.

Коммуникативные учебные действия необходимо развивать на каждом уроке. Особое внимание развитию этих учебных действий уделяется на уроках гуманитарного блока. Развитие коммуникативной компетенции учащихся дает возможность для успешной адаптации в общественной жизни.

Формирование коммуникативно компетенции осуществляется через диалоговое общение между учителем и учащимися. Применение диалоговых форм обучения на уроках истории позволяет формировать коммуникативные учебные действия.

При переходе на личностно-ориентированное образование школьников учебный диалог как организация процесса обучения занимает одно из первых мест. Применение диалоговых форм обучения создает положительный эмоциональный фон, благодаря которому учебный материал усваивается и процесс обучения становится более эффективным. Постоянное взаимодействие учителя и учеников выступает важнейшей составляющей процесса обучения.

Тема работы является достаточно актуальной, так как диалоговые формы обучения являются эффективным средством процесса обучения.

В работе речь пойдет об «Использовании диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах как средства повышения эффективности процесса обучения».

Степень изученности проблемы. В процессе написания работы были использованы труды по методике преподавания истории и психологии отечественных авторов.

В учебнике В.В. Барабанова «Методика обучения истории» [2] систематизировано излагаются проблемы преподавания истории в школе на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Практическое пособие А.Д. Белявского «Методика преподавания истории в школе» является ориентиром в подготовке по предмету теория и методика обучения истории [3]. Практическое пособие Е.Е. Вяземского «Теория и методика преподавания истории» [5] описывает методические подходы к преподаванию истории, методические модели и формы развивающего обучения. Практическое пособие для учителей «Методика обучения истории» М.В. Коротковой [9] посвящено теории и методике обучения и воспитания. Статья Д.В. Куприяновой «Формирование исторического мышления на уроках истории» [12] отражает особенности формирования мышления на уроках. Учебное пособие Н.Ю. Никулиной «Методика преподавания истории в средней школе» [14] показывает изменения, происходящие в современной школе в сфере исторического образования. Учебное пособие А.Т. Степанищева «Методика преподавания и изучения истории» [17] содержит составляющие обучения истории, основы учебных занятий, методы преподавания и изучения истории, рекомендации по организации самостоятельной работы. Статья Е. Сафоновой «Технология диалогового взаимодействия» [16] рассказывает о том, что такое учебный диалог, какие формы диалогового взаимодействия встречаются. Учебник О.Ю. Стреловой «Теория и методика преподавания истории» [18] содержит методические подходы к преподаванию истории. В учебниках М.Т. Студеникина «Методика преподавания истории в школе» и «Современные технологии преподавания истории в школе [19, 20] содержатся теоретические и практические материалы, раскрывается методика деятельности учителя. Статья «Технология диалогового обучения как деятельностная форма личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС» [21] рассказывает о том, что такое диалоговое бучение. Статья Т. Чариева «Эффективные методы обучения истории» [24] рассказывает о наиболее эффективных методах обучения. В книге В.В. Шогана «Методика преподавания в школе» [25] нашли отражение особенности преподавания истории.

Отдельный блок литературы посвящён изучению возрастных особенностей учащихся 5-8 классов. Книга И.А. Зимняя [7] посвящена исследованиям человека и его психики, деятельности педагога и учеников. Труд Л.С. Выготского «Психология развития человека» [4] посвящён основным проблемам психологии. Книга Г. Крайга «Психология развития» [10] представляет современное учебное пособие по психологии развития. Статья Д.А. Кузнецовой «Особенности развития мышления в подростковом возрасте» [11] посвящена особенностям развития мышления младших и старших подростков. В учебнике В.С. Мухиной «Возрастная психология: Феноменология развития, девство, отрочество» [13] рассматриваются вопросы развития и онтогенеза человека. Представленной литературы достаточно для раскрытия основных пунктов работы.

Характеристика источников. Источниковедческой базойдля написания послужили ФГОС, федеральный перечень учебников на 2019-2020 год, учебники по истории России, школьные учебные программы по истории.

Учебник по истории России, рекомендованный на 2019-2020 учебный год автора Н.М. Арсентьева соответствует ФГОСу, составлен в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта. В учебнике описываются ключевые проблемы и основные события истории России. Методический аппарат включает разно уровневые вопросы и задания, а также творческие и проектные работы, материалы для самостоятельной работы [1].

Также в работе использовалась рабочие программы к учебникам по истории [6, 15]. Программы составлены на основе положений ФГОС основного общего и среднего общего образования, Концепции учебно-методического комплекса, Историко-культурного стандарта, а также примерной образовательной программы. В программах представлен курс «Истории России», дается примерное тематическое планирование с характеристиками основных видов деятельности в соответствии с планируемыми результатами обучения.

В работе был использован ФГОС основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [22] состоит из совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год [23] состоит из рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ учебников, Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России [8]. В целом, привлечённых источников вполне достаточно, чтобы раскрыть тему исследования и решить поставленные задачи.

Цель работы: определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить содержание диалоговых форм обучения истории;

2) выяснить психолого-педагогические особенности учащихся 5-8 классов;

3) рассмотреть методику использования диалоговых форм обучения истории;

4) разработать конспект урока с использованием диалоговых форм обучения истории;

5) определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории.

Объектом исследования являются диалоговые формы обучения на уроках истории в школе.

Предмет исследования – методический материал по использованию диалоговых форм обучения истории.

Методы исследования: анализ, методы дедукции и сравнения. Метод дедукции выражается в рассмотрении материала от общего – раскрытие понятия «диалоговые формы обучения» к конкретным примерам. Метод сравнения использовался для сравнения диалогических форм обучения. Метод анализа использовался при изучении нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы.

Гипотеза исследования: использование диалоговых форм обучения на уроках истории в 5-8-х классах является эффективным средством обучения истории.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Диалоговые формы обучения истории – это речевое, субъективное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учитель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии.

2. Диалоговые формы обучения можно применять на уроках истории с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.

3. На уроках истории можно применять такие формы диалогового обучения, как беседа, дискуссия, работа в группах и работа в парах, обучающие игры.

4. Методический материал с применением диалоговых форм обучения разработан с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.

5. Определить эффективность использования диалоговых форм обучения на уроках истории определена при помощи диагностики освоения учебного материала.

 


 


ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

 

 

1.1 Содержание диалоговых форм обучения истории

 

 

На уроках истории главная роль принадлежит живому слову учителя. Живое слово на уроке выступает в монологической и в диалогической форме [14, с. 52]. Любое научное или учебно-научное обсуждение построено в диалогической форме. Диалог является основой педагогического общения. Существует несколько определений термина «диалог». Диалог – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Диалог – это разговор между двумя лицами, обмен репликами. Диалог – это форма речевой коммуникации, участники которой, находятся. Как правило, в непосредственном контакте, обмениваются репликами, высказываниями, связанными единой темой. Диалог – это межсубъективный процесс, предполагающий равенство сторон и вариативность точек зрения на заданную проблему и создающий благоприятные условия для проявления и развития личности [14, с. 66].

В зависимости от цели и задачи диалога, конкретной ситуации и ролей партнеров, выделяются следующие виды диалогов: социально-бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры. Каждый диалог имеет структуру: зачин – основная часть – концовка.

Диалог в обучении, или учебный диалог – это речевое, субъективное взаимодействие в формате «учитель – ученик», а также «ученик – учитель», которое может перерастать в продуктивное сотрудничество в ходе групповой или общеклассной дискуссии. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной ситуации, решая учебные задачи. Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях.

На уроках истории возможно применение разных видов учебного диалога, построенных в системе: учитель – ученик, ученик –- учитель, ученик – ученик, ученик – ученики, эксперт – учитель, эксперт – ученик. Экспертом выступает учитель-коллега, который принимает непосредственное участие в диалоге. Самым распространенным видом диалога в основной школе является диалог учитель – ученики.

Вести диалог означает искать истину совместно. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений, который позволяет быть услышанным. Главное в диалоге не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы [2, с. 110].

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях:

· личностный уровень – диалог с собственным «Я», общение с самим собой;

· межличностный уровень – диалог с различных ценностно-интеллектуальных позиций «Я» и «другой»;

· мультидиалог – множественный одновременный диалог. Диалог в группах.

Таким образом, можно прийти к выводу, что применение диалоговых форм обучения истории помогает делать учебный процесс более целенаправленным и эффективным, а также повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Обучение при помощи диалоговых форм позволяет воспринимать учебный процесс творчески и создает условия для развития личности. У учащийся развиваются такие умения как вести диалог, формулировать вопросы и ответы, вести беседу, выделять главное, внимательно и терпимо относится к собеседнику, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника. Существует много форм диалогового обучения. О некоторых из них речь пойдет в следующем пункте.


 

1.2 Формы диалогового обучения истории

 

 

Перед использованием диалоговых форм обучения необходимо помнить о особенностях учебного диалога: наличие единой проблемы, двух и более собеседников, цели организации диалога, обратной связи, диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.

Организация диалога зависит от коммуникативной деятельности учителя и учащихся. Учителю на каждом уроке необходимо развивать устную речь учеников, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Также важным фактором для успешного использования диалоговых форм является контакт учителя с классом. Поэтому для ведения полноценного диалога учителю необходимы определенные умения: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, планировать свою речь, согласно целям и условиям, времени и ситуации, верно выбирать содержание акта общения, обеспечить обратную связь, соблюдение всех актов диалогического общении. Диалог не состоится, если будут присутствовать следующие факторы: категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, отсутствие внимание к ученикам, закрытые вопросы, не учение слушать.

До организации диалога рекомендуется правильно организовать учебное пространство, то есть расположить столы так, чтобы учащиеся видели друг друга. Необходимо выработать правила, которых должны придерживаться участники диалога. Правила могут быть следующими:

· при разговоре смотри на собеседника и обращайся к нему по имени;

· не допускай грубых замечаний;

· выслушай собеседника до конца;

· если учитель просит остановится, необходимо прекратить обсуждение и выслушать сообщение.

Форм диалогового обучения много, разберем некоторые из них.

Основной формой диалогической формой обучения истории является беседа. Беседа – это диалог между учителем и учениками. Беседа предполагает активное самостоятельное участие учащихся в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке [14, с. 57-58]. Беседа помогает в проверке понимания и усвоения учащимися исторических явлений. Можно выделить следующие виды беседы:

· вводная – проводится в начале урока, имеет целью подвести учащихся к изучению нового материала путем мобилизации знаний, полученных ранее, систематизации и обобщения этих знаний. Вводная беседа способствует осознанию учащимися учебных проблем, выявляет разрыв между имеющимися и недостающими знаниями. Позволяет выявить объем знаний, на которые можно опираться при изучении нового материала;

· контрольная – беседа, заключающаяся в проверке степени понимания излагаемого материала, поверке знаний, результатов самостоятельной познавательной деятельности. Такая беседа проводится на разных этапах процесса обучения, включает вопросы, требующие анализа, систематизации и обобщения. По итогам такой беседы могут быть выставлены отметки;

· аналитическая и обобщающая – основной вид беседы. Цель беседы заключатся в осмысливании изученного исторического материала, углублении исторических знаний;

· эвристическая – беседа, цель которой заключается в организации познавательной деятельности учащихся при решении сложной учебной задачи. В ходе такой беседы учитель озвучивает перед учащимися вопрос, который подлежит изучению, побуждает их воспроизвести знания, полученные ранее, сравнить, сопоставить исторические факты и явления, самостоятельно через рассуждения найти ответ на поставленный вопрос. Такая беседа организует поэтапное усвоение знаний;

· заключительная – беседа, целью которой является подведение итогов по материалу, изученному на уроке, для закрепления;

· повторительно-обобщающая – беседа, цель которой заключается в обобщении ранее изученных фактов, для того чтобы показать развитие явления в целом. Такая беседа может занимать часть урока либо полностью урок.

При организации беседы необходимо заранее продумать вопросы. Вопросы должны стимулировать мыслительную деятельность, включать задания на анализ, сопоставление, сравнение, выявление главное, оценку, обоснование позиций, установление причинно-следственных связей. Вопросы должны касаться главного в изучаемом материале, должен быть доступен, прост и точен. Вопрос не должен быть альтернативным или подсказывающим.

Помимо основных вопросов, учитель может задавать дополнительные вопросы в том случае, если ученик затрудняется ответить. Руководство беседой должно быть сдержанным, направляющим, последовательным и гибким.

Работа в группах. Группы могут быть парами либо малыми до 6 человек. Всем группам можно предложить одно и тоже задание. В такой работе учащиеся дополняют ответы друг друга и задают вопросы. Можно предложить группам разные задания. Тогда каждая группа будет отвечать за собственное задание и представлять выполненный результат. Также одна тема может быть разбита на разные направления, каждая группа должна отвечать за свое направление. В итоге группы должны прийти к общему результату. Отчеты групп могут быть разными. Это может быть научной конференцией, творческим отчетом, ролевой игрой. Того, кто отвечает за группу выбирает учитель либо группа [16].

Группы можно разделить по желанию учеников, по решению лидера, путем жеребьевки либо учитель может поделить самостоятельно.

Для работы в группах, чаще всего отбирается объемный материал, которым можно разделить на несколько мелких тем. Темы раздаются группам случайным образом либо по какому-то принципу.

Алгоритм работы группы:

· выбор лидера – руководителя работой;

· постановка учебной задачи;

· определение пути достижения результата;

· распределение работы между членами группы.

Контролировать работу группы может лидер, специально назначенный контролёр, учитель.

Работа в группах может быть осуществлена и в ходе игр. Такой игрой может быть эстафета, когда учитель пускает по классу несколько листов, на которых написаны вопросы. Каждая группа отвечает на часть вопрос и передает другой группе и так по цепочке. Можно одной группе поручить придумывание вопросов, а другой ответы на них.

Работа в парах. Общение один на один. Для продуктивной работы необходимо найти возможность взаимодействия. Существует большое количество методик работы в парах. Примером такой работы может служить методика Ривина, в ходе которой учащихся разбивают на пары и раздают тексты, каждому свой. Ученик просматривает текст объясняет другому суть текста, предлагает название прочитанному тексту. Если напарник согласен с названием, то его записывают в тетрадь, если нет, то происходит обсуждение. Такую же работы проделывает второй ученик. Затем пара распадается и образуются новые пары. Процедура может продолжаться столько раз сколько абзацев в тексте. Получившийся план текста рассказывается перед группой стяжателей. Такая технология позволяет учащимся взаимодействовать и хорошо усваивать учебный материал [16].

Обучающие игры. Примерами обучающих игр могут выступать брейн-ринг, КВН, ролевые игры, игры в вопросы и ответы, при которых каждая команда задает вопрос другой команде или по кругу, или по жребию, а затем отвечает на вопрос [16].

Дискуссия. Для успешного проведения дискуссии необходимо правильно организовать учебное пространство, установить правила ведения дискуссии, подобрать проблему, которая заинтересуют учащихся, эмоционально и интеллектуально настроить на проблему, подготовить эмоциональное начало. Дискуссия может протекать свободно, либо регулироваться. При проведении дискуссии в свободной форме можно использовать такие приемы как «Голоса», «Карточки-сигналы», «Микрофон», «Речевой этикет», «Роли». При структурированной дискуссии можно использовать такие приемы, как «Разговор по кругу», «Карусель», «Полилог». Также дискуссию можно организовать в парах используя такие приемы как «Общий шум», «Колесо», либо в группах через использование приемов «Дума», «Молчаливая дискуссия», «Диспут», «Бинарная дискуссия», «Дебаты», «Внутренний круг», «Мозговой штурм» «Ток-шоу». Для организации дискуссии выбирается ведущий. Завершается дискуссия общими выводами по проблеме [21].

Таким образом, можно прийти к выводу, что во время учебного диалога происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе диалоговых форм обучения всегда находится предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения. Если ориентация на использование диалоговых форм обучения станет систематической работой учителя, то процесс обучения станет более эффективным. При организации учебного диалога необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся.

 

 


 

1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся 5-8-х классов

 

 

Учебный процесс устроен таким способом, что учащимся передаются определенные знания. Перед те как определить форму передачи учебных знаний необходимо понять возрастные особенности учащихся. Учащихся 5-8-х классов можно разделить на две возрастные группы - учащиеся 5-6-х классов и учащиеся 7-8-х классов.

Особенности психолого-педагогического развития учащихся 5-6-х классов заключаются в том, что происходит физическое и психофизическое развитие, развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, возбудимость, умение рассуждать, развитие словесно-логического мышления. Познавательная деятельность является ведущей, появляются новые мотивы к учебной деятельности, формируются учебные интересы. Учащиеся переходят из статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена. Начинается активное самопознание, развитие интереса к себе.

Учащиеся 7-8-х классов находятся в среднем школьном возрасте, и ведущую роль у них играет общение со сверстниками в контексте личной учебной деятельности подростка. Учащимся данной возрастной группы характерна деятельность, которая содержит в себе такие виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. При реализации данных видов деятельности учащийся учатся строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии своего поведения, умения оценивать возможности собственного «Я».

Для школьника среднего возраста ведущей выступает общественно-полезная деятельность в ее разнообразных проявлениях. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью – она «обеспечивает» индивидуализацию учащегося [7, с. 103].

Как субъект учебной деятельности учащийся характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, индивидуальности, стремлением чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности – ее предметом, средствами, способами решения учебных задач [7, с. 104].

Теоретическое мышление для учащихся данной возрастной группы приобретает большое значение. Изучаемый в школе материал становится условием построения и проверки своих гипотез. Также в данном возрасте вырабатывается формальное мышление. Учащиеся начинают действовать в логике рассуждения [13, с. 456].

В данном возрасте внимание, память, воображение уже приобретают самостоятельность, то есть теперь ученик может управлять этими функциями по своей воле. В этот период начинает выявляться индивидуально доминирующая ведущая функция.

Учащийся может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. В школе на уроках внимание нуждается в поддержке со стороны учителя – очень долгая учебная деятельность вдохновляет на поддержание произвольного внимания. Также учитель может использовать приемы поддержания непроизвольного внимания, с помощью эмоциональных факторов, познавательных интересов, а также постоянную готовность воспользоваться случаем утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации [13, с. 459].

Учащийся уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Память перестраивается от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом, смысловая память приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Становится более доступным запоминание абстрактного материала [13, с. 460].

Учащиеся 5-8 классов принимают активное участие в диалоговых формах обучения. Разыгрывание диалоговых ситуации, диалоги с использованием исторических документов, короткие диалоги, эвристические беседы, элементы дискуссии помогают в развитии коммуникативных компетенций учащихся. У учащихся развиваются такие умения как, мыслительные способности, культура общения, учение аргументировать, умение слушать, устанавливать контакт с участниками учебного процесса. Переподготовке к организации диалоговых форм обучения необходимо помнить о том, что учащиеся 5-8 классов имеют разный уровень умственной работоспособности.

Проанализировав возрастную группу 5-8-х классов и их психолого-педагогические особенности, можно прийти к выводу о том, что диалоговые формы обучения целесообразно применять на уроках истории.


 

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

 

2.1 Примеры диалоговых форм обучения на конкретном историческом материале

 

 

Для того чтобы понять особенности применения диалоговых форм обучения, необходимо рассмотреть несколько примеров на конкретном историческом материале. На уроке в 5 классе по теме «Древний Египет» можно провести вводную беседу. В ходе беседы формулируется тема урока, дается дальнейшая установка на урок.

 

Таблица 1 – Фрагмент беседы с учащимися по теме «Древний Египет»

Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся
Что вы знаете о Египте? Государство на берегах Нила.
Как звучит тема сегодняшнего урока? Древний Египет.
Какие ассоциации у вас вызывает тема урока? Папирус, Нил, фараон, гробница, пирамиды, мумия и т.д.
Что бы вы хотели узнать в ходе изучения данной темы? Месторасположение, климат, природа, занятие людей, влияние природы на жизнь людей.
Откуда учены узнают о жизни людей в прошлом? Из исторических источников.

 

При изучении этой же темы можно дать учащимся задание поработать с текстом в формате ученик-ученик. Один учащийся задает вопросы другому и наоборот. Пример памятки по работе с текстом и текст можно увидеть в приложении (см. приложение Г). Примеры вопросов, которые учащиеся могут задать друг другу по тексту:

1. О каком государстве рассказывает Диодор Сицилийский?

2. Где находится Египет?

3. О какой реке идет речь в тексте?

4. Где берет свое начало река Нил?

5. Что происходит с рекой вовремя солнцестояния?

6. Какие занятия существовали у жителей Египта?

7. Кто управлял Египтом?

При изучении темы «Гуситское движение в Чехии» в 6 классе можно провести ролевую сюжетную игру «Дело жизни Яна Гуса». Игра может проводится в ходе изучения новой темы, не требует предварительной подготовки. Главную организационную роль берет на себя учитель. Учащимся предлагается выбрать следующие роли: ведущий, Ян Гус, Сигизмунд, пан из Хлума, архиепископ Лондонский, епископ Бриксенский, епископ Журский, епископ Константинскй. Используя исторический документ «Заявление Яна Гуса в Соборной церкви 6 июля 1415 года» учащиеся инсценируют судебное заседание.

 

Фрагмент сценария игры «Дело жизни Яна Гуса»

Выходят участники заседания перед классом, рассаживаются за стол.

Ведущий зачитывает Охранную грамоту императора Сигизмунда: «Мы, Сигизмунд … король римлян, принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра наук под наше и священной империи покровительство и защиту…».

Входит Ян Гус и начинает свое выступление:

– Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешским по закону…и по требованию природы должны быть первыми в должностях, чтобы чех умел управлять своими подданными. Священники расхищают богатства, устраивают неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…Я не смогу отречься ни от одного положения написанного или высказанного мною.

В зале крик против Гуса и требуют голосовать за или против. Класс делится на сторонников и противников Яна Гуса.

Ведущий:

– Давайте выслушаем участников собора.

Пан из Хлума:

– В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу!

Архиепископ Лондонский:

– Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда б я взял у него.… Пусть сгинет этот чех!

Епископ Бриксенский:

– Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Пусть печется, и сегодня же.

Епископ Журский.

– Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса.

Епископ Констанцский.

– Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть умрет!

Ян Гус:

– Присяга их основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!

После завершения игры учащимся можно предложить порассуждать над словами Яна Гуса: «Не могу изменить своей совести». Так можно организовать дискуссию с классом. Вопросы для дискуссии:

1. Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись отречься от своих взглядов? Как вы относитесь к герою?

2. Разделяете ли вы взгляды Яна Гуса?

3. Почему Ян Гус, имея возможность скрыться не сделал этого, а предпочел смерть?

С учащимися 6 классов при изучении темы «Культура Западной Европы в раннее средневековье» изучая документы можно также применять сюжетно-ролевые игры. Можно давать выполнять это задание в парах. Также учащимся можно предлагать и другие диалоговые способы организации работы с опорой на текст или документ. Такими способами могут быть: вопросы к тексту, беседа с элементами дискуссии, интерпретация, составление диалога, инсценировка и т.д.

Пример работы с использованием диалоговых форм обучения с учащимися 7 класса отражен в конспекте к уроку в приложении (см. приложение Г). На уроке были использованы такие формы как беседа и дискуссия.

Диалоговые формы работы можно использовать при изучении в 8 кассе темы «Начало правления Петра I». Классу предлагается задание – составить исторический портрет деятеля. Класс предварительно делится на группы. Учащимися составляется портрет, а затем обсуждаются реформы. Учащиеся работают по составлению исторического портрета, затем представляют результаты своей работы. Учащимся можно предложить следующий вопросы для обсуждения:

1. Соответствует ли сложившийся образ Петра I с его портретным изображением?

2. Петр Великий – традиционалист или реформатор?

После составления таблицы «Петровские преобразования» можно организовать беседу по таблице:

1. Что нового появилось в стене в ходе петровских преобразований?

2. Изменился ли политический строй в стране?

3. Удалось ли России преодолеет отсталость в ходе реформ?

Таким образом, были приведены несколько примеров использования диалоговых форм обучения на уроках истории на конкретном историческом материале. Такие формы как – беседа, работа в группах, ролевая игра, дискуссия.

 

2.2 Определение эффективности использования диалоговых форм обучения на уроках истории в рамках школьного урока

 

 

В рамках прохождения учебной практики в школе удалось реализовать урок с применением диалоговых форм обучения. Урок истории проводился в 7 классе по теме «Российское общество в XVI веке: служилые и тяглые». В конспекте к уроку, проводимому в 7 «Б» классе, можно увидеть, что использовались следующие диалоговые формы обучения истории – беседа и дебаты (см. приложение В). На уроке отмечалась активная деятельность учащийся.

Эффективность процесса обучения проверялась через самостоятельную работу учащихся. Диагностика усвоения учащимися была проведена в форме тестирования (см. Приложение Б). Выборку составили учащиеся 7 «Б» и 7 «Д» класса. Экспериментальная группа и контрольная группа составляли по 25 человек. В экспериментальную группу входили учащиеся, у которых проходил урок с использованием диалоговых форм обучения истории. Контрольную группу составили учащиеся, у которых урок походил в традиционной форме. Критерии оценки заданий отражены в таблице 1.

 

Таблица 2 – Критерии оценки заданий учащихся 7 класса

Количество баллов Отметка
1 5 баллов отлично
2 4 балла хорошо
3 3 балла удовлетворительно
4 1-2 балла неудовлетворительно

 

Ниже в таблицах приведено распределение баллов по итогам тестирования.


 

Таблица 3 – Распределение баллов по итогам тестирования экспериментальной группы учеников

Количество баллов Количество учеников Отметка

7 «Б»

5 баллов 8 учеников отлично
4 балла 8 учеников хорошо
3 балла 7 учеников удовлетворительно
1-2 балла 2 ученика неудовлетворительно

 

Таблица 4 – Распределение баллов по итогам тестирования контрольной группы учеников

Количество баллов Количество учеников Отметка

7 «Д»

5 баллов 3 ученика отлично
4 балла 8 учеников хорошо
3 балла 10 учеников удовлетворительно
1-2 балла 4 ученика неудовлетворительно

 

Результаты тестирования складываются таким образом, что в экспериментальной группе 7 «Б» класса «отлично» получили 32 % учащихся, «хорошо» – 32 %, «удовлетворительно» – 28 %, «неудовлетворительно» – 8 %. Средний результат равен 3,9 баллам. В контрольной группе 7 «Д» классе «отлично» получили 12 %, «хорошо» – 32 %, «удовлетворительно» – 40 %, «неудовлетворительно» – 16 %. Средний результат составляет 3,4 балла. Разница результатов между контрольной и экспериментальной группой по среднему арифметическому баллу составила – 0,5 балла

Для того чтобы посчитать процент эффективности применения метода, необходимо среднее арифметическое контрольной группы разделить на среднее арифметическое экспериментальной группы и умножить на 100 %, а затем из 100 % вычесть полученный результат. Полученный результат и есть процент эффективности. Таким образом, процент эффективности составляет в 7 «Б» классе – 13 %.

Диагностика усвоения учебного материала учащимися показала, что использование диалогических форм обучения истории является эффективным.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Применение диалоговых форм обучения истории помогает делать учебный процесс более целенаправленным и эффективным, а также повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Обучение при помощи диалоговых форм позволяет воспринимать учебный процесс творчески и создает условия для развития личности. У учащийся развиваются такие умения как вести диалог, формулировать вопросы и ответы, вести беседу, выделять главное, внимательно и терпимо относится к собеседнику, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника.

Во время учебного диалога происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе диалоговых форм обучения всегда находится предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения. Если ориентация на использование диалоговых форм обучения станет систематической работой учителя, то процесс обучения станет более эффективным. При организации учебного диалога необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся.

Проанализировав возрастную группу 5-8-х классов и их психолого-педагогические особенности, можно прийти к выводу о том, что диалоговые формы обучения целесообразно применять на уроках истории.

Приведены примы использования диалоговых форм обучения истории на конкретном историческом материале.

На уроке, проводимом в 7 «Б» классе, использовались следующие диалоговые формы обучения истории – беседа и дебаты. Во время урока отмечалась активная деятельность учащийся. Эффективность процесса обучения проверялась через самостоятельную работу учащихся. Диагностика усвоения учебного материала учащимися показала, что использование диалогических форм обучения истории является эффективным.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Арсентьев, Н.М. История России 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч. 1 // Н.М. Арсентьев, А.А Данилов. – М.: Просвещение 2018. – 128 с.

2. Бабрабанов, В.В. Методика обучения истории / В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова. – М.: Академия, 2014. – 428 с.

3. Белявский, А.Д. Методика преподавания истории в школе / А.Д. Белявский. – М.: Просвещение, 2001. – 240 с.

4. Выготский, Л.С. Психология  развития  человека / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Смысл, 2005. – 1136 с.

5. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: практ. пособие для учителей // Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

6. Данилов, Д.Д. Программа. «Российская и всеобщая история для     5-9 классов общеобразовательной школы» / Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов. –   М.: Баласс, 2011. – 62 с.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 228 с.

8. Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imk.shpl.ru/moodle/file.php/2/201.

9. Короткова, М.В. Методика обучения истории / В.М. Короткова. – М.: Просвещение, 1993. – 316 с.

10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.

11. Кузнецова, Д.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д.А. Кузнецова, О.А. Братцева // Молодой ученый. – 2018. –                 № 22. – С. 285-288.

12. Куприянова, Д.В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д.В. Куприянова // Молодой ученый. – 2016. – № 27. –         С. 689-690.

13. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

14. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе / Н.Ю. Никулина. – Калининград: Калининградский университет, 2000. –         95 с.

15. Рабочая программа по истории России 7 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-istorii-klass-3138343.html.

16. Сафонова, Е. Технология диалогового взаимодействия. Что это такое и ка применять на уроке? / Е. Сафонова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/6861technologiadialogovogovzaimodeystvia.

17. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2002. – 210 с.

18. Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

19. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

20. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 79 с.

21. Технология диалогового обучения как деятельностная форма личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znanio.ru/medianar/63.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.

23. Федеральный перечень учебников на 2019-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch74.mskobr.ru/files/attachfiles/ prikaz345ot28.pdf.

24. Чариев, Т. Эффективные методы обучения истории / Т. Чариев // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 654-656.

25. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 471 с.


26.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

Приложение А

Материалы для урока для поведения задания к уроку

по теме «Российское общество в XVI в.: служилые и тягловые»

 

Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы.

Характерной чертой хозяйственной жизни стало наличие технических открытий: был сконструирован широкий ткацкий станок и самопрялка, значительный прогресс в оружейном деле – началось вытеснения холодного оружия огнестрельным, быстро развивались книгопечатание, производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных и шелковых тканей.

Однако экономический рост в Европе более всего был заметен в области торговли. В связи с Великими географическими открытиями складывается общеевропейский рынок, а с открытием и началом торговых сообщений с Азией, Америкой и Африкой – формируются основы общемирового рынка.

Таким образом важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений. Все эти новшества привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества, где преобладало торгово-ремесленное население.


Приложение Б

Тест по теме ««Российское общество в XVI в.: служилые и тягловые»


1 вариант












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: